В рамках киноклуба в Ельцин Центре в Екатеринбурге 12 января состоялся творческий вечер актрисы театра и кино, народной артистки Светланы Немоляевой. Зал был полон поклонниками творчества актрисы.
Открыл вечер постоянный ведущий киноклуба – киновед, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров. Несмотря на элегантный возраст, актриса присаживалась в кресло лишь во время просмотра ретроспективных кадров из фильмов Эльдара Рязанова. Она сразу оговорилась, что этот вечер посвящает ему. Напомним, что в ноябре 2017 года режиссеру исполнилось бы 90 лет.
На этой же сцене 18 ноября, как раз в день рождения режиссера, свой творческий вечер посвятила ему еще одна гостья киноклуба актриса Ольга Волкова. Обеих Эльдар Александрович называл «Чаплиными в юбке». Обе считали его своим «крестным отцом» в кино.
Светлана Владимировна Немоляева родилась в Москве в семье кинорежиссера Владимира Немоляева и звукооператора Валентины Ладыниной. Детство прошло на Плющихе. Немоляевы были обычной семьей советских интеллигентов. В своём доме они принимали Людмилу Целиковскую, Михаила Жарова, Всеволода Пудовкина и знаменитого «Карандаша» Михаила Румянцева.
Актриса рассказала, что благодаря родителям очень рано оказалась на съемочной площадке. В детские годы она снялась в фильмах: «Близнецы» и «Счастливый рейс». Зрителям показали кадры из фильмов 1945–49 годов.
Светлана Владимировна призналась, что, несмотря на солидную кинокарьеру, считает себя в большей степени театральной актрисой. С детства обожала театр и ходила на все спектакли Театра имени Маяковского, актёром которого до войны был брат отца – Константин Немоляев.
Для учёбы выбрала Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Весной 1959 года стала актрисой Театра имени В. Маяковского. Тогда же в труппу был зачислен будущий супруг Светланы Владимировны – Александр Лазарев. В марте 1960 года Светлана Немоляева вышла за него замуж.
Играла в спектаклях, поставленных Николаем Охлопковым. Одна из первых главных ролей в театре – Офелия в «Гамлете».
В связи с этим актриса припомнила забавную историю, определившую ее творческую судьбу. Она никогда не была полной, но у нее всегда были пухлые щечки. И однажды на пробах на роль Ольги Лариной в спектакле «Евгений Онегин» режиссер Роман Тихомиров дал ей добрый совет: «Хочешь играть главных героинь, немедленно худей. C такими щеками, какая из тебя получится Офелия?» С тех пор Светлана в ресторанах, буфетах, на съемках и гастролях половину порции всегда отдавала любимому Саше. Зато ее сразу утвердили на роль Ольги. Режиссер, красноречиво процитировав Пушкина, попросил больше никого на роль Ольги не искать:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Из-за упитанных щек не попала она и в «Гусарскую балладу», где Ржевского мог бы играть Александр Лазарев.
Творческий вечер Светланы Немоляевой
Видео: Александр Поляков
И все же ей везло с режиссерами. В театре она репетировала с выдающимися мастерами Андреем Гончаровым, Петром Фоменко, Сергеем Арцыбашевым, Миндаугасом Карбаускисом.
В кино снималась у Эльдара Рязанова, Киры Муратовой, Петра Тодоровского, Михаила Козакова, Станислава Говорухина, Рустама Хамдамова.
Она и сегодня невероятно востребована, не прекращает сниматься до сих пор. Светлана Владимировна рассказала, что сына, народного артиста Александра Лазарева-младшего беспокоит ее творческая активность. Он говорит не без иронии: «Мать, ты меня пугаешь!»
И действительно, то она спешит на самолет на творческую встречу где-нибудь на другом конце страны, то сутками пропадает на съемках, то бежит бегом на озвучку, торопится на телевидение или радио.
В этом нет ничего удивительного. В таком режиме живет вся ее театрально-кинематографическая семья: сын, брат-кинооператор, заслуженный деятель искусств Николай Немоляев, племянница – заслуженная артистка Анастасия Немоляева, а теперь и внучка – актриса Полина Лазарева.
В дружной семье Немоляевых-Лазаревых не принято давать советов. Но уж если попросят, то пощады не ждут. Идти по стопам знаменитых родителей всегда трудно, признает Светлана Владимировна. Однако, никто из ее близких не оставил творческую стезю. Каждый состоялся и утвердился в профессии. И младшее поколение, как она видит, также настроено решительно.
В завершение вечера зрители попросили актрису почитать стихи Эльдара Рязанова из кинофильма «Служебный роман».
Интервью Светланы Немоляевой
Видео: Александр Поляков
Незадолго до встречи Светлана Владимировна посетила Музей Бориса Ельцина. Она поделилась впечатлениями о посещении, рассказала о знакомстве с семьей Ельциных:
– Я считаю, все это очень интересно. Мне кажется, история выстроена очень объективно. В ней есть всякие вещи, которые могут вызывать вопросы или несогласие, или другую точку зрения. Эта экспозиция, как мне кажется, сделана очень разумно. Мне пришлось в моей жизни встретиться с Борисом Николаевичем, и даже в непростой обстановке, не только на приемах в Кремле, когда мы были удостоены чести с моим мужем Сашей там бывать. Когда Кремлевский Дворец был приведен в порядок, после реконструкции и реставрации, мы были тоже приглашены. Ходили вместе по этим залам и смотрели. Потом удивительным образом наши семьи связало то, что один и тот же хирург – Ренат Акчурин делал операцию по шунтированию Борису Николаевичу, а через семь месяцев Саша лег на такую же операцию. Он сказал: «Вы лежите на коечке Бориса Николаевича». Я, конечно, никогда не забуду, как благодаря Борису Николаевичу и Наине Иосифовне Саша получил возможность пройти реабилитацию в санатории «Барвиха» президентской администрации. Туда попасть было невозможно. Но благодаря Ельциным у Саши появилась возможность туда лечь и восстановиться. Должна сказать, поскольку вы меня об этом спросили, что я очень нежно и очень тепло отношусь к Наине Иосифовне. Она мне очень нравится. Она присутствовала на всех наших премьерах после нашего более близкого знакомства, на всех наших юбилеях. Помню, у Саши было шестидесятилетие, мы пригласили Бориса Николаевича с супругой. И они разделились. Была премьера в Большом театре у Кати Максимовой и Володи Васильева. Борис Николаевич пошел туда, не мог не пойти, а Наина Иосифовна приехала к нам. Мы не знали, что она пришла, она прибыла чуть позже. Вечер вел Федор Чеханков. Он вышел на сцену и со свойственным ему юмором сказал: «Сколько именитых гостей собралось. Жаль только, нет Наины Иосифовны!» И вдруг из зала тоненько прозвучало: «Я здесь!»
Совсем недавно на вечере, посвященном Эльдару Рязанову в зале имени Чайковского, 18 ноября мы встретились. Сидели вместе, общались, разговаривали. И она, кстати, мне позвонила накануне моей поездки в Екатеринбург и сказала: «Я очень рада, что ты едешь в Ельцин Центр!»
У меня хорошее впечатление. Самое главное, что оно не просто субъективное. Ощущение от музея, от экспозиции – там все, как было. Музей заставляет человека задуматься.
– Какой вам запомнилась эпоха 90-х?
– Она ни для кого не была простой. Воспоминания от этих лет тоже очень тяжелые. Мудрецы говорят: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Провести такую страну через перемены! Они не могут проходить безболезненно. Перемены – это всегда тяжелое испытание. Не только для тех, кто затеял эти перемены, но и для тех, кто живет в это время. Вспоминаю 90-е годы как кошмар, потому что я жила в Москве, в центре всего этого: все это видела, наблюдала и существовала в этом. И сейчас отголоски 90-х я воспринимаю очень драматично. Это видишь, когда едешь по маленьким городам, снимаешься там или где-то в провинции проходят небольшие гастроли. Я снималась в сериале «Земский доктор» с Олечкой Будиной, у меня там была небольшая занятная роль, она переходила из серии в серию. Мы снимали в Угличе. Это для меня был большой подарок – три сезона. Я обожаю волжские города и эту старую русскую архитектуру, церкви, старые дома, эту природу. Со многими людьми там общалась, ко мне многие подходили на улице и на базаре. Водители, которые нас возили, очень сокрушались, что в эпоху 90-х погибло все производство в Угличе – часовой завод, который держал город, и молочный комбинат. Сыры угличские в свое время были знамениты. Полгорода работало на часовом заводе. Полгорода – на молочном. У них были совместные праздники, базы отдыха, пионерские лагеря и детские сады. Они все это вспоминали и страшно сожалели, что в 90-е много было разрушено. Когда ты едешь по стране, и слышишь это, и говоришь с людьми, то понимаешь, что в сознании людей вся вина ложиться на эти годы, что не сберегли, не сохранили уникальные градообразующие производства. Я рассуждаю по-дилетантски, с точки зрения обыденного уличного общения. Поэтому и не говорю, что права только эта точка зрения.
– Вы помните, что было с искусством в 90-е?
– Могу судить только о том, как было в моем театре. Был спад интереса к театру и очень мало зрителей. В стране многое изменилось. Стало более интересным телевидение – дебаты, разговоры, много неожиданного, нового. Появилось много кафешек и ресторанчиков, можно было вечерком пойти и встретиться, и где-то уютно посидеть. Кроме того, появилось много маленьких независимых театров и концертных площадок. Не все они выжили, но тогда они, как грибы вырастали и тоже привлекали к себе зрителя. Отток от театра был. Но все равно наша публика самая театральная в мире. Не только в столицах – по всей стране. Куда бы мы не приезжали, всегда на моих спектаклях, очень непростых, была потрясающая реакция. Я не разделяю – вот это провинциальная публика, а это питерская или московская. Никогда. От края до края – весь зритель наш. И даже сейчас у нас были гастроли «Канта». Это очень сложный спектакль, поставлен нашим замечательным режиссером – Миндаугасом Карбаускисом. В Калининграде был безумный успех – это понятно. Но мы в Туву его привезли по федеральной программе. Я не очень понимала, где мы находимся – жили в юрте на берегу Енисея. Но и там проходили спектакли с аншлагами. Я не говорю про Челябинск и Нижний Тагил – там нас всегда принимали хорошо. В 90-е не было аншлагов, но зритель в зале был. Сейчас все возвращается на круги своя.
Светлана Владимировна посматривала на часы, торопилась на сцену кино-конференц-зала, к любимому зрителю, который не один десяток лет неизменно платит ей взаимностью.