С 19 августа в музейной афише вновь появилась пьеса-променад «Карусель». Спектакль примечателен тем, что декорацией к нему стала вся экспозиция «7 дней» в Музее Бориса Ельцина.
Начинается он на Президентской площади, объединяющей все залы музея второго этажа, и заканчивается в зале Свободы на фоне вечерней зари, современного города и новой жизни, далекой от 90-х.
Зрителю Театральной платформы «В Центре» не надо рассматривать героев издалека, преодолевая барьер между сценой и залом: теперь он движется за актерами на расстоянии вытянутой руки – сидит в депутатском кресле, заскакивает в троллейбус, возводит баррикады, стоит в очереди в магазине с пустыми прилавками, пригнувшись, пересекает армейский блиндаж.
Пьеса заявлена как променад, а это значит, что во время прогулки придется побегать. Тесные туфли, высокие каблуки и лишний вес могут стать проблемой. Впрочем, динамичное действие никому из зрителей не даёт заскучать. Любопытный зритель всегда оказывается в первом ряду. Справедливости ради следует отметить, что спектакль играется в музейный выходной. Других посетителей в музее нет, что выглядит особенно привлекательно – вся музейная экспозиция «под рукой». Можно задержаться у любого экспоната, а можно прийти ещё раз, чтобы подробно изучить историю.
И ещё: в любой точке спектакля можно присесть и отдохнуть. Например, на кондукторское кресло в салоне троллейбуса – и оттуда увлеченно наблюдать за происходящим.
«Карусель». Пьеса-променад в Музее Ельцина
Видео: Александр Мехоношин
Пока молодежь делает селфи на фоне эпохи, театралы со стажем ворошат собственные воспоминания. Для них пустые прилавки с березовым соком в трехлитровых банках и консервами «Дальневосточного салата» – малоприятный триггер минувшей эпохи тотального дефицита. Никому не хочется возвращаться в эти мрачные времена.
История главного героя в исполнении актера, режиссера, педагога Александра Фукалова типична и уникальна одновременно. Он – Дон Кихот из 90-х – влюбчивый и наивный. Само время тащит его вперед, а зритель лишь поспевает следом. Но у многих есть и собственный опыт проживания «смутного времени» и вдогонку главному герою несется «точно, так и было в этот день».
«Лебединое озеро» по телевизору, тревожные звонки, прорывающиеся сквозь «глушилки» новости «Радио Свобода». Эпизоды нанизываются на нитку как жемчужины. Одна драгоценнее другой. Главный герой Сашка мог погибнуть от шальной пули во время штурма Белого дома, или от пули снайпера в Чечне, но он, заговоренный мороком влюбленности, проходит сквозь все испытания, чтобы встретить свою настоящую любовь. Анна, которую прочили в невесты родители, все эти годы неотступно была рядом с ним.
Так распорядились создатели спектакля – драматург Валерий Шергин и режиссер Александр Кудряшов, а может быть, это тот самый архетип, который со временем только ярче. И отчетливей. В финальной сцене спектакля воссоединившиеся герои, впереди у которых долгая и счастливая жизнь, в панорамных окнах Зала Свободы и вовсе выглядят как влюблённая парочка на полотнах Шагала «Прогулка» или «Над городом».
Зрители говорят, что ностальгия в спектакле берет верх над драматургией, но смотреть его стоит всем возрастам – и тем, кто пережил 90-е, и тем, кто родился в тучные «нулевые». Хотя бы потому, что события последних лет показали: недальновидно изучать историю только по учебникам.
Спектакль пригласили к участию на фестиваль современного искусства «Дебаркадер», который пройдет в День народного единства в Челябинске в пятый раз.
Вы же сможете его увидеть в очередной выходной день в Музее Бориса Ельцина – 23 сентября.