Евгений Ройзман* (признан в России иноагентом) не рассматривает свою коллекцию произведений искусства как ликвидный актив, для него она скорее способ коммуникации с Екатеринбургом, возможность утверждения в культурном пространстве города и региона, считает куратор Музея наивного искусства, кандидат философских наук Андрей Бобрихин.
Бобрихин, который заведует сектором наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств и консультирует Евгения Ройзмана, представил 11 января в Ельцин Центре свой обзор его коллекции в рамках публичной программы выставки «Выбрал дорогу — не сворачивай!», сделав акцент на малоизвестных работах, а также рассказал о выставочных проектах последних лет.
— Ройзман настаивает на том, что он собиратель, а не коллекционер. Коллекционер — это систематизатор, а собиратель, по мнению Ройзмана, — человек, который находит, обнаруживает. Начало этой деятельности — середина 80-х годов, когда он начал собирать картины на городских неформальных выставках. Когда я столкнулся по работе с Евгением Вадимовичем, то понял, что он — явление неординарное для Екатеринбурга и для России. Я считаю, что он играет роль культуртрегера, миссионера, определенного рода эстетического камертона. Его голос звучит в музейных проектах, музейной сфере, оценках и деле продвижения того или иного вида искусства.
Общественный деятель, в недавнем прошлом — мэр Екатеринбурга, поэт, писатель, благотворитель собирал свою коллекцию более тридцати лет. По словам Бобрихина, учителями, наставниками и проводниками в мир искусства для Евгения Ройзмана были художники Виктор Махотин и Миша Брусиловский, а также искусствовед Нина Ходери, которая в 90-е годы была куратором екатеринбургских самодеятельных художников и сформировала две крупные коллекции — музея «Гамаюн» и частное собрание Ройзмана. В более позднее время рядом с ним появились и помогали ему коллекционер из Ярославля Александр Ильин, который ввёл его в мир искусства Русского Севера, и известный исследователь иконы Максим Боровик.
Собрание Ройзмана в целом — это религиозное, народное и наивное искусство, уральский андеграунд, живопись художников Серебряного века и работы одного из самых заметных российских художников второй половины XX века Миши Брусиловского.
— Ройзману удалось собрать уникальную коллекцию уральской и северной иконописи, а также деревянной скульптуры, которая украшала сельские храмы, монастырские церкви и часовни в Пермском крае и на Русском Севере. Замечу, что Евгений Вадимович не только создатель и руководитель музея, но и автор термина и явления «невьянская икона», которые он сформулировал и обозначил.
Первый частный музей иконы в России был открыт Ройзманом в 1999 году в Екатеринбурге. Сегодня его экспозиция насчитывает более 700 шедевров, представляющих уральскую горнозаводскую старообрядческую иконопись с начала XVIII века до первой трети XX века. При музее «Невьянская икона» работают библиотека, архив и реставрационная мастерская. Выставки из собрания «Невьянской иконы» в разные годы демонстрировались в музее фресок Дионисия в Ферапонтово, в музее имени Андрея Рублева, в Ярославском кремле, в Челябинской картинной галерее, в Российской академии художеств и Музее русской иконы в Москве.
Собрание Евгения Ройзмана также стало основой коллекции Музея наивного искусства, который открылся в Екатеринбурге в особняке XIX века 18 ноября 2017 года выставкой «Ангелы и другие жители Земли».
— Я много работал с коллекцией наивного искусства Ройзмана, в 2013 году мы провели большую выставку в Музее советского наива в Перми. Именно тогда Евгений Вадимович впервые увидел своё собрание в хорошем выставочном зале с профессиональным светом, экспликациями и этикетажем. Когда мы вернулись из Перми, было решено искать помещение под музей наивного искусства в Екатеринбурге. В тот момент Ройзман уже был мэром города и сделал шаг, который очень меня удивил. Он решил подарить свою коллекцию городу взамен на предоставленное для экспонирования здание.
Большую часть переданной в дар городу коллекции составляют уральские мастера. Некоторые из них хорошо известны и за пределами России, например, работы Нины Варфоломеевой и Альберта Коровкина попали во Всемирную энциклопедию наивного искусства.
Бобрихин считает, что датой рождения Ройзмана как коллекционера можно считать 1986 год, когда он купил первые работы художников свердловского андеграунда. Это собрание в его коллекции «достаточно пёстрое, богатое, разнообразное», но отдельно там можно выделить живопись и графику Миши Брусиловского — культового для Екатеринбурга художника и мастера с мировым именем.
— Когда Брусиловский умер, то Ройзман хотел найти помещение и организовать музей для его работ, но постоянную площадку отыскать так и не удалось. Коллекция, которая выставлялась в Москве в галерее «Роснано», на промышленной выставке ИННОПРОМ, в Музеях изобразительных искусств в Екатеринбурге и Челябинске, по сути, сейчас стала своеобразным гастролирующим по разным городам музеем. К сожалению, Ройзман не может получить единую крышу под все свои коллекции, где сосуществовали бы свердловский нонконформизм и символизм начала XX века, работы Миши Брусиловского, иконопись, народное и наивное искусство.
Ещё один художественный музей уральского искусства XIX–XXI веков можно было бы создать из картин, представленных в Ельцин Центре на выставке «Выбрал дорогу — не сворачивай!». По мнению Бобрихина, одной из жемчужин экспозиции стала работа художника-аниматора Зои Трофимовой, написанная по мотивам мультфильма «Рождество».
— «Рождество» — это единственный мультфильм о православном празднике, который был создан в России в постсоветское время. Зоя Трофимова работала на этой картине Михаила Алдашина, завоевавшей множество призов по всему миру, как художник. Её полотно, на котором в кровати лежат три волхва, а ангел легонько пальчиком будит одного из них, — наивное, тёплое, нежное и волшебное, как и сам мультфильм.
На выставке в Ельцин Центре также были представлены три работы одессита Юлия Бершадского символистского периода. В 1895 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, в мастерскую Ильи Репина. Вернувшись в Одессу, прославился как мастер портрета и сам начал преподавать. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Свердловск, где работал до своей смерти в 1956 году.
В экспозиции можно было увидеть два портрета и несколько пейзажей художника Василия Денисова — ученика Валентина Серова и Константина Коровина, который участвовал во всех первых авангардных выставках. Спустя годы огромное художественное наследие Денисова оказалось на Урале, Ройзман его выкупил и отреставрировал.
— Это прекрасные работы интересного художника, пусть и не первого ряда. Его картины есть в Русском музее, в музеях Казани и Иркутска, но самое большое его собрание находится у Ройзмана.
Бобрихин обратил особое внимание на представленную на выставке в Ельцин Центре работу художника-наивиста Алексея Языкова «Три имени», которая относится к раннему периоду его творчества.
— Каждую свою большую работу Алексей Языков пишет полтора-два года, они выполнены в очень сложной художественной технике. По всему периметру картины «Три имени» мы видим кружевную орнаментацию, как и на большинстве его полотен. Сюжеты Языкова — экзотические народы, диковинные обычаи, фольклор, за которым всегда скрывается нечто большее. Так на картине «Пастухи» изображён религиозный поиск художника. В виде трех кавказских пастухов — пожилого, зрелого и мальчика — изображены Бог отец, Бог сын и Святой дух, преломляющие хлеб. Именно «Пастухов» и «Масленицу» Языкова Ройзман спасал из огня, когда в его квартире начался пожар. Мне кажется, что Евгений Вадимович чем-то похож на наивных художников, уверенных в том, что знают, как устроен мир, и готовых поделиться этим знанием со всеми.
*признан в России иноагентом