Собиратель, а не коллекционер

31 января 2023 г.Наталья Шурмина
Собиратель, а не коллекционер

Евгений Ройзман* (признан в России иноагентом) не рассматривает свою коллекцию произведений искусства как ликвидный актив, для него она скорее способ коммуникации с Екатеринбургом, возможность утверждения в культурном пространстве города и региона, считает куратор Музея наивного искусства, кандидат философских наук Андрей Бобрихин.

Бобрихин, который заведует сектором наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств и консультирует Евгения Ройзмана, представил 11 января в Ельцин Центре свой обзор его коллекции в рамках публичной программы выставки «Выбрал дорогу — не сворачивай!», сделав акцент на малоизвестных работах, а также рассказал о выставочных проектах последних лет.

— Ройзман настаивает на том, что он собиратель, а не коллекционер. Коллекционер — это систематизатор, а собиратель, по мнению Ройзмана, — человек, который находит, обнаруживает. Начало этой деятельности — середина 80-х годов, когда он начал собирать картины на городских неформальных выставках. Когда я столкнулся по работе с Евгением Вадимовичем, то понял, что он — явление неординарное для Екатеринбурга и для России. Я считаю, что он играет роль культуртрегера, миссионера, определенного рода эстетического камертона. Его голос звучит в музейных проектах, музейной сфере, оценках и деле продвижения того или иного вида искусства.

Общественный деятель, в недавнем прошлом — мэр Екатеринбурга, поэт, писатель, благотворитель собирал свою коллекцию более тридцати лет. По словам Бобрихина, учителями, наставниками и проводниками в мир искусства для Евгения Ройзмана были художники Виктор Махотин и Миша Брусиловский, а также искусствовед Нина Ходери, которая в 90-е годы была куратором екатеринбургских самодеятельных художников и сформировала две крупные коллекции — музея «Гамаюн» и частное собрание Ройзмана. В более позднее время рядом с ним появились и помогали ему коллекционер из Ярославля Александр Ильин, который ввёл его в мир искусства Русского Севера, и известный исследователь иконы Максим Боровик.

Собрание Ройзмана в целом — это религиозное, народное и наивное искусство, уральский андеграунд, живопись художников Серебряного века и работы одного из самых заметных российских художников второй половины XX века Миши Брусиловского.

— Ройзману удалось собрать уникальную коллекцию уральской и северной иконописи, а также деревянной скульптуры, которая украшала сельские храмы, монастырские церкви и часовни в Пермском крае и на Русском Севере. Замечу, что Евгений Вадимович не только создатель и руководитель музея, но и автор термина и явления «невьянская икона», которые он сформулировал и обозначил.

Первый частный музей иконы в России был открыт Ройзманом в 1999 году в Екатеринбурге. Сегодня его экспозиция насчитывает более 700 шедевров, представляющих уральскую горнозаводскую старообрядческую иконопись с начала XVIII века до первой трети XX века. При музее «Невьянская икона» работают библиотека, архив и реставрационная мастерская. Выставки из собрания «Невьянской иконы» в разные годы демонстрировались в музее фресок Дионисия в Ферапонтово, в музее имени Андрея Рублева, в Ярославском кремле, в Челябинской картинной галерее, в Российской академии художеств и Музее русской иконы в Москве.

Собрание Евгения Ройзмана также стало основой коллекции Музея наивного искусства, который открылся в Екатеринбурге в особняке XIX века 18 ноября 2017 года выставкой «Ангелы и другие жители Земли».

— Я много работал с коллекцией наивного искусства Ройзмана, в 2013 году мы провели большую выставку в Музее советского наива в Перми. Именно тогда Евгений Вадимович впервые увидел своё собрание в хорошем выставочном зале с профессиональным светом, экспликациями и этикетажем. Когда мы вернулись из Перми, было решено искать помещение под музей наивного искусства в Екатеринбурге. В тот момент Ройзман уже был мэром города и сделал шаг, который очень меня удивил. Он решил подарить свою коллекцию городу взамен на предоставленное для экспонирования здание.

Большую часть переданной в дар городу коллекции составляют уральские мастера. Некоторые из них хорошо известны и за пределами России, например, работы Нины Варфоломеевой и Альберта Коровкина попали во Всемирную энциклопедию наивного искусства.

Бобрихин считает, что датой рождения Ройзмана как коллекционера можно считать 1986 год, когда он купил первые работы художников свердловского андеграунда. Это собрание в его коллекции «достаточно пёстрое, богатое, разнообразное», но отдельно там можно выделить живопись и графику Миши Брусиловского — культового для Екатеринбурга художника и мастера с мировым именем.

— Когда Брусиловский умер, то Ройзман хотел найти помещение и организовать музей для его работ, но постоянную площадку отыскать так и не удалось. Коллекция, которая выставлялась в Москве в галерее «Роснано», на промышленной выставке ИННОПРОМ, в Музеях изобразительных искусств в Екатеринбурге и Челябинске, по сути, сейчас стала своеобразным гастролирующим по разным городам музеем. К сожалению, Ройзман не может получить единую крышу под все свои коллекции, где сосуществовали бы свердловский нонконформизм и символизм начала XX века, работы Миши Брусиловского, иконопись, народное и наивное искусство.

Ещё один художественный музей уральского искусства XIX–XXI веков можно было бы создать из картин, представленных в Ельцин Центре на выставке «Выбрал дорогу — не сворачивай!». По мнению Бобрихина, одной из жемчужин экспозиции стала работа художника-аниматора Зои Трофимовой, написанная по мотивам мультфильма «Рождество».

— «Рождество» — это единственный мультфильм о православном празднике, который был создан в России в постсоветское время. Зоя Трофимова работала на этой картине Михаила Алдашина, завоевавшей множество призов по всему миру, как художник. Её полотно, на котором в кровати лежат три волхва, а ангел легонько пальчиком будит одного из них, — наивное, тёплое, нежное и волшебное, как и сам мультфильм.

На выставке в Ельцин Центре также были представлены три работы одессита Юлия Бершадского символистского периода. В 1895 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, в мастерскую Ильи Репина. Вернувшись в Одессу, прославился как мастер портрета и сам начал преподавать. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Свердловск, где работал до своей смерти в 1956 году.

В экспозиции можно было увидеть два портрета и несколько пейзажей художника Василия Денисова — ученика Валентина Серова и Константина Коровина, который участвовал во всех первых авангардных выставках. Спустя годы огромное художественное наследие Денисова оказалось на Урале, Ройзман его выкупил и отреставрировал.

— Это прекрасные работы интересного художника, пусть и не первого ряда. Его картины есть в Русском музее, в музеях Казани и Иркутска, но самое большое его собрание находится у Ройзмана.

Бобрихин обратил особое внимание на представленную на выставке в Ельцин Центре работу художника-наивиста Алексея Языкова «Три имени», которая относится к раннему периоду его творчества.

— Каждую свою большую работу Алексей Языков пишет полтора-два года, они выполнены в очень сложной художественной технике. По всему периметру картины «Три имени» мы видим кружевную орнаментацию, как и на большинстве его полотен. Сюжеты Языкова — экзотические народы, диковинные обычаи, фольклор, за которым всегда скрывается нечто большее. Так на картине «Пастухи» изображён религиозный поиск художника. В виде трех кавказских пастухов — пожилого, зрелого и мальчика — изображены Бог отец, Бог сын и Святой дух, преломляющие хлеб. Именно «Пастухов» и «Масленицу» Языкова Ройзман спасал из огня, когда в его квартире начался пожар. Мне кажется, что Евгений Вадимович чем-то похож на наивных художников, уверенных в том, что знают, как устроен мир, и готовых поделиться этим знанием со всеми.

*признан в России иноагентом

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.