В Ельцин Центре в Екатеринбурге 12 марта состоялась вторая сессия Школы инклюзивных проектов. Её тему можно сформулировать так – учимся делать свой опыт полезным для других. На примере собственной деятельности спикеры разобрали вопросы, с которыми может столкнуться каждый начинающий автор проекта.
Куратор инклюзивных программ Ельцин Центра Елена Возмищева представила инклюзивный театральный проект #Заживое, актеры которого – подростки и молодежь с особенностями ментального развития.
Елена рассказала, что такие люди привыкают к определенному жизненному распорядку, поэтому в работе с ними важна регулярность и систематичность. Например, участники проекта #Заживое всегда знают, что репетиции у них проходят в Ельцин Центре дважды в неделю в одно и тоже время и ждут каждого занятия. Прежде чем пригласить человека с расстройством аутистического спектра в незнакомое для него место, необходимо разработать навигацию и социальную историю, иными словами – фотосопровождение каждого этапа будущего мероприятия с подробным описанием всех перемещений. Тогда нахождение в новой обстановке не станет для него стрессом.
В сферу инклюзии может прийти каждый, главное – желание, считает Елена. Но желания одного человека недостаточно для достижения результата, поэтому начать нужно с поиска единомышленников. Ими могут быть волонтеры, которые готовы не просто помочь человеку с инвалидностью, но и стать для него другом. Другой частью команды должны стать профессионалы в сфере, на которую направлен проект. Это позволит участникам выходить на более высокий уровень. Для проекта #Заживое профессиональными партнерами стали актеры и режиссёры Театра драмы и Театра юного зрителя. Важно, чтобы все члены команды видели для себя конкретную пользу от участия в проекте, в таком случае они с большей вероятностью смогут успешно реализовать его.
Следующий проект представила руководитель социально-ориентированной компании «Человек слова» Ксения Зарицкая. Она начала выступление со своей биографии и откровенно рассказала, что в ее семье были люди с инвалидностью, поэтому она выросла человеком, понимающим эту проблему изнутри. Многолетний опыт позволил ей разработать для себя несколько важных правил, позволяющих избежать эмоционального выгорания, к которому нередко приводит социальная деятельность. Она поделилась этим с участниками Школы инклюзивных проектов. В первую очередь Ксения посоветовала не заниматься тем, что доставляет душевную боль. Необходимо заранее понимать, насколько глубоко вы готовы погрузиться в помощь другим, при этом обязательно оставлять время на семью, друзей и хобби. Ставить перед собой посильные цели и стремиться к сотрудничеству с другими организациями. Зарицкая уверена, что в социальной сфере не должно быть конкуренции, потому что, объединив усилия и возможности, помогать станет гораздо проще.
В Школе инклюзивных проектов появилось несколько новых участников, среди которых Наталья Булатова. Она решила сделать свой детский благотворительный проект инклюзивным. Однажды Наталья начала оцифровывать рисунки своих детей, печатать их в виде открыток и дарить родственникам. Постепенно к ней присоединились друзья и решили продавать эти открытки в пользу благотворительных фондов.
– Я поняла, что дети хотят участвовать в благотворительности. И более того – начинают общаться с этими детьми, которым посредством открыток оказывается помощь, – рассказала Наталья. – Сейчас хочу попробовать заниматься рисованием с детьми, которые сами нуждаются в помощи, но при этом у них есть желание помочь другим.
Благодаря Школе инклюзивных проектов Наталья надеется познакомиться с семьями, которые станут новыми участниками ее проекта.
Школа инклюзивных проектов стартовала в Ельцин Центре в этом году в рамках собственной инклюзивной программы - это была третья встреча.
Также в рамках инклюзивной программы в Ельцин Центре состоялся ряд конференций, прошли спектакли, лекции, экскурсии. Ближайшая, "Путешествие в темноте", запланирована на 31 марта - с незрячим с детства инструктором Владимиром Васкевичем (билеты).