В медиазале Ельцин Центра в Екатеринбурге 19 марта состоялась третья сессия Школы инклюзивных проектов. Участников в школе становится больше.

Педагоги, социальные психологи, журналисты, волонтеры, люди с особыми потребностями и их близкие заинтересованно изучают опыт инклюзивных практик. Методики, подходы, социальные инициативы – все оказывается полезным и ложится в копилку ШИП. Третья сессия объединила трех докладчиков: Ксению и Татьяну Каминских и Анну Клещеву.

Ксения Каминская, начинающий журналист, сотрудник Ельцин Центра рассказала о трех проектах, связанных с медиа. Своим первым проектом «Социальный репортер» Ксения начала заниматься еще в школе. Девочка с десяти лет мечтала заниматься тележурналистикой. У родителей такая мечта вызывала большие сомнения. Телерепортер на коляске – возможно ли это? Мечта стала обретать реальные черты, когда Ксении позвонила руководитель молодежного телевидения «Айсберг ТВ» и предложила сделать о ней сюжет. Он назывался «Ксюша, мама и ДЦП», стал победителем многих телевизионных конкурсов. А у Ксении появилась возможность поближе познакомиться с телевидением. Она быстро поняла, что ее интересует социальная тематика. За одним сюжетом последовал другой. Героев и друзей становилось все больше. Новостная география расширялась. И тогда Ксения решила объединить работы в один проект «Социальный репортер». Начинали с обычной зеркальной фотокамеры и старенького штатива. Монтировать помогала руководитель «Айсберг ТВ». Со временем стало необходимо расширить технический парк. Собрать деньги на оборудование помогла российская краудфандинговая платформа Planeta. Информационную поддержку Ксении оказали коллеги-журналисты, в том числе Евгения Воскобойникова, тележурналист «Дождя», в прошлом преуспевающая модель, а после аварии – молодая женщина с инвалидностью. Она лучший пример того, что успешность в достижении цели не зависит от того, стоите вы на ногах или передвигаетесь на коляске.

В этом году Ксюша задумала и реализовала еще один проект – инклюзивную студию молодежного телевидения «Компас ТВ» на площадке Центральной городской библиотеки в городе Берёзовский. В ней занимаются молодые люди с инвалидностью и бывшие воспитанники березовского детского дома. Они учатся снимать, фотографировать и делают собственные сюжеты об инклюзии. Сегодня проект реализуется на средства гранта агентства «Росмолодежь» и Фонда помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Теперь работа не остановится даже тогда, когда Ксения уйдет на сессию. Стать самостоятельными корреспондентами, овладеть всеми нюансами мастерства ребятам помогают подруги Татьяны Каминской, мамы Ксении – профессиональный журналист и фотограф.

Ксения представила участникам Школы инклюзивных проектов два сюжета. Один был посвящен школьным годам, которые, начиная с 5 класса, прошли в самой обычной школе. Второй сюжет – о незрячем учителе информатики Владимире Васкевиче и его «Путешествиях в темноте».

Третий проект Ксении Каминской – социальный фотопроект «Открытые миру», который реализуется при поддержке благотворительного фонда «Линия добра «Линлайн» и ассоциации «Особые люди». Это не один конкретный фотопроект, а скорее генеральное направление, в котором движутся Ксения и ее друзья, стараясь сделать жизнь людей с инвалидностью и их близких чуть-чуть легче и радостнее.

Ксения сформулировала два основополагающих принципа своей профессиональной и волонтерской деятельности. Первый – вовлекать в процесс как можно больше людей, учиться друг у друга и быть взаимно полезными. Второй – привлекать внимание к социальной тематике как можно большего числа людей, использовать для этого ресурс социальных сетей, рассказывая о своих героях, формировать позитивное отношение к инклюзии и желание участвовать в ней.

Татьяна Каминская. Школа инклюзивных проектов. Третья встреча

Фото Любови Кабалиновой

Татьяна Каминская поделилась опытом создания Инклюзивного клуба волонтеров «Искорка добра». Она не делит детей на обычных и детей с инвалидностью – это ее принципиальная позиция. Свои мероприятия она проводит для всех. Не гонится за количественными показателями: пусть будет меньше человек, но все получат максимум внимания. В волонтерском клубе состоят здоровые молодые люди, молодые люди с инвалидностью, родители, бывшие воспитанники детского дома в Березовском. Клубу уже пять лет. Сложился он почти стихийно из естественной потребности помогать друг другу. Сначала компания девочек занималась плетением браслетов. Потом проводили мастер-классы по плетению. Поделки продавали на ярмарках. Так собрали деньги на лечение одному из подростков. Понравилось помогать. Сначала делали праздники в инклюзивном детском доме, но потом поняли, что детям нужны не праздники, а полезные навыки. Они привыкают к бесконечным подаркам и не умеют делать элементарных вещей. Чтобы вывозить детей на концерты, выставки, спектакли Татьяне пришлось оформить гостевую опеку. При помощи автоволонтеров решилась и самая сложная проблема – с транспортом. Люди откликаются, помогают, оставляют свои контакты, становятся волонтерами. Постепенно сформировалась крепкая надежная команда. Например, Анна Махмутова начала заниматься с детьми живописью. Теперь они устраивают выставки, аукционы, зарабатывают деньги, которые позволяют отправлять ребят на конкурсы и фестивали. Другой волонтер – Ирина Туранская – организует дни рождения в детском доме. У каждого дня рождения свой собственный сценарий. Дети счастливы, для них это важно. Волонтерский клуб возрождает культуру настольных игр. Помогают настоящие игротехники. Теперь этим мастерством владеют даже дети с умственной отсталостью, что развивает их интеллектуальные способности и коммуникативные навыки.

Еще одно направление – помощь родителям особенных детей. Практическая помощь, психологическая – любая, в какой они нуждаются. Татьяна, человек с активной жизненной позицией и такой же активный пользователь соцсетей, обучает других мам, как сделать так, чтобы этот ресурс работал на тебя. Чтобы не чувствовать себя покинутыми и одинокими, а брать инициативу в свои руки и тем самым помогать своим детям.

– Нашим детям, – говорит Татьяна, – особенно нужны счастливые мамы. Я научилась радоваться самым простым и обыденным вещам. Кому-то, чтобы стать счастливым, надо просто выспаться, а кому-то – понять, что он не одинок и рядом есть люди, готовые помочь.

Анна Клещева. Школа инклюзивных проектов. Третья встреча

Фото Любови Кабалиновой

Анна Клещева рассказала свою историю – историю создания грандиозного проекта Инклюзивный театр танца «Другие». Анна – мама особенного ребенка. И она столкнулась с очень распространенной проблемой: ее ребенку нужна была двигательная активность, но отдавать его в обычную секцию не было возможности, там никто не стал бы создавать для него особые условия. У истоков проекта стояли две мамы особых детей и одна бабушка. Анна рассказала, что происходит с родителями, когда они узнают, что их чадо – особенный ребенок и теперь вся их жизнь пройдет в борьбе за его существование. Оправившись от первого шока, они начинают узнавать возможные варианты развития ситуации и понимают, что ничего не создано для их детей. Они находятся в вакууме. Наступает новый шок. Некоторые так и не могут оправиться от него.

Согласно английской пословице «Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам» Анна и ее соратницы взяли инициативу в свои руки. Понимая, что их дети неудобны для обычных секций, родители создали группу для себя и своих особенных детей. Пережив множество трансформаций, смену площадок и преподавателей, они смогли сделать свой проект успешным. Но главное, они помогли своим детям стать более подвижными и уверенными в себе. Свой рассказ Анна сопроводила убедительной презентацией. Также она рассказала об Автономной некоммерческой организации «Открытый город», в рамках которого существует Инклюзивный театр танца «Другие».

После презентации участники Школы задали вопросы докладчикам, обсудили позитивный опыт проектов, обменялись контактами, обсудили дальнейшее взаимодействие.

Следующая Школа инклюзивных проектов состоится 11 апреля.