В Арт-галерее Ельцин Центра 5 ноября открылась уникальная выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», на которой впервые собранные воедино 84 работы русских художников начала XX века из музеев и частных коллекций рассказывают историю создания новаторской школы авангардного искусства — супрематизма. Каталог выставки.
Экспозиция, где представлены работы Шагала, Малевича, Матюшина, Рождественского, Филонова, Фалька и других авторов, стала логическим продолжением первого совместного проекта Ельцин Центра и «Энциклопедии русского авангарда» — выставки «Авангард. На телеге в XXI век», ставшей одним из главных художественных открытий прошлого года.
Кураторами выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» вновь стали искусствовед Андрей Сарабьянов и исследователь русского авангарда, профессор лондонского Института искусства Курто Наталья Мюррей. Научный консультант — историк искусства Ирина Карасик.
— Наши выставки помогают русскому авангарду занять то место в мировом искусстве, которого он достоин. Этой новой экспозицией мы пытались показать, как и из чего родился супрематизм, как он эволюционировал в течение недолгих, но уникальных двадцати с небольшим лет. И сегодня мы видим, что это движение — главное художественное событие того времени, — отметил Андрей Сарабьянов. — Выставка сложилась в небольшую, но необыкновенно насыщенную прекрасными произведениями искусства и известными, важными именами для русского авангарда, историю. И в итоге получилось, что открылась картина всего авангардного искусства того времени.
«Мир как беспредметность» — это название основополагающей работы Казимира Малевича, которая характеризует художественную систему художника и его учеников, потому что в основе творчества Малевича лежит беспредметное искусство — супрематизм, пояснил искусствовед. Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематической утопии являются дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в виде книги Ирины Карасик «Лев Юдин. Сказать — свое…» в 2017 году.
— Дневники Юдина послужили толчком к этой выставке, мы решили, что его записи — это такая главная нить, на которую нанизаны все произведения искусства, поэтому вы увидите на стенах цитаты из дневников, которые посвящены тому или иному художнику, представленному в экспозиции. И сам Юдин там представлен. Получился такой оригинальный формат, которого, как мне кажется, ещё никогда не было, — почеркнул Сарабьянов.
Видео: Антон Фадеев
По словам Натальи Мюррей, выставка в целом посвящена новому видению мира и новому значению искусства в обществе после революции.
— Нам удалось представить ведущих художников этого времени, которые формировали новое искусство нового общества. Они верили, что после революции неуместно предлагать обществу старое искусство, реалистические формы. Беспредметное искусство должно было заменить дореволюционное буржуазное искусство. Мы начинаем с 1919 года — с того времени, когда у художников ещё были надежды на то, что с помощью искусства можно изменить общество, можно построить новый мир, в котором искусство будет иметь очень важное значение. Но в конце выставки мы показываем, что же стало с этими надеждами, с этими устремлениями, с этими часто утопическими мечтами.
Кураторы постарались раскрыть зрителю в максимальной полноте три временных периода, которые стали знаковыми в истории супрематизма. Первый — Витебск, где в стенах художественной школы встретились Шагал и Малевич, организовавший тут объединение последователей супрематизма — знаменитый «Уновис» («Утвердители нового искусства»). Второй — Петроградский, связанный с созданием Государственного института художественной культуры (Гинхук). И финальный период после его закрытия в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.
Архитектору выставки Любови Дёгтевой, которая хорошо известна в Екатеринбурге как координатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», удалось придумать для новой экспозиции интересное и неординарное решение организации пространства Арт-галереи Ельцин Центра. На первом этаже работы художников представлены очень плотно, и тем самым рождение нового искусства и рост его популярности показаны ярко и зрелищно. А уже на втором этаже гораздо больше пустого места, ставшего символом времени, когда авангард уже был не так востребован и нужен, и эта пустота — знак того, что давление власти не позволило появиться на свет множеству прекрасных произведений искусства.
При этом пространство первого этажа Арт-галереи разделено макетом трамвая с супрематической композицией, который служит для посетителей выставки не только границей двух периодов — Витебского и Петроградского, — но и великолепной зоной для фотографий и селфи. Андрей Сарабьянов пояснил, что похожие трамваи, расписанные художниками «Уновиса», ездили по Витебску в 20-е годы. Для учеников и последователей Малевича это была попытка создания новой эстетической предметно-пространственной среды.
Новаторством в те годы было и создание Гинхука, который открылся в 1921 году в Петрограде. По словам Натальи Мюррей, это был первый в мире музей современного искусства, ставший предшественником всех известнейших сегодня собраний во Франции, США и Великобритании.
— Выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» мы готовили целый год, и этот проект ещё более масштабен, чем первый, по географии и источникам, — отметил директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. — У нас получилось собрать вместе 84 работы из десяти музеев и пяти частных коллекций, и мы очень рады тому, что каждый из этих источников откликнулся, предоставил нам экспонаты. У нас есть графика, есть живопись, есть программные произведения Малевича, есть яркие работы всех его учеников, есть фарфор, есть скульптуры. Эта выставка — огромный труд большого количества людей. Я очень рад, что уже второй раз мы сотрудничаем с Натальей Мюррей и Андреем Сарабьяновым, и я уверен, что этот проект не последний. Однако мы бы даже не решились начать его, если бы не наши партнёры из «Энциклопедии русского авангарда».
Работы художников-авангардистов для новой выставки в Ельцин Центре были предоставлены Русским музеем, Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Национальным художественным музеем Республики Беларусь, Вятским художественным музеем, Краснодарским краевым художественным музеем, Томским областным художественным музеем, Ярославским художественным музеем, Витебским областным краеведческим музеем, Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств, Sepherot Foundation (Liechtenstein), фондом U-ART, а также Романом Бабичевым, Еленой Курченко, Владимиром Царенковым.
— Наша выставка уникальна тем, что большинство работ зритель видит редко или не видит вообще. Позднего Малевича, например, возят больше по зарубежным выставкам, а многие работы его учеников зритель увидит впервые, — подчеркнул Андрей Сарабьянов.
К выставке подготовлен каталог, изданный при финансовой поддержке Общества Малевича. Статьи для каталога написаны Кристиной Лоддер, Андреем Сарабьяновым, Натальей Мюррей, Ириной Карасик, Татьяной Горячевой.
Выставку можно посмотреть до 20 февраля 2022 года ежедневно, кроме понедельника: билеты и график работы.