В Образовательном центре Ельцин Центра в Екатеринбурге 5 июня прошла встреча с ветераном фотохроники ТАСС Сергеем Метелицей. Она состоялась в рамках выставки «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы», которая продлена до 27 июня. Во время встречи мастер рассказал о перипетиях своей судьбы и продемонстрировал серию уникальных снимков.
– Мое увлечение фотографией началось еще в погранвойсках, – рассказал Сергей Метелица. – Я жил в Алма-Ате, работал в окружной военной газете, в казахском отделении главного информационного агентства страны, фактически был собкором ТАСС в Казахстане, потом из Алма-Аты меня перевели в Россию. Почти 35 лет проработал в фотохронике ТАСС. Посетил все республики Советского Союза, много стран. Фотография – моя жизнь.
По словам Сергея Метелицы, половина созданных им фотографий – черно-белые, которые неуловимо, но разительно отличались по своему духу от цветных. С тех пор в фотоискусстве многое изменилось.
– Качество, глубина и художественность фотографий не стали лучше, – отметил Сергей Метелица. – Критерии работы тассовских фотографов были следующими: учитывалось количество имеющейся пленки, сделанных кадров и принятых фотографий. Цветную пленку чаще выдавали тем фотографам, которые хорошо работали.
Рассказал Сергей Метелица и о работе фототелеграфа, который позволял синхронно передавать фотографии в Москву.
Среди героев фотографий Сергея Метелицы – Борис Ельцин, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, будущий патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Иннокентий Смоктуновский, писатель Василий Белов, хоккейный тренер Анатолий Тарасов, Маргарита Терехова, поэт Орлуша (поэт и журналист Андрей Орлов). Впечатляет и география фотографий – США, Израиль, Чехия, Греция, Югославия, Сирия, Сенегал и многие другие страны.
– В России не найти места, где выставка «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы» была бы более уместна, чем в Ельцин Центре, – рассказал в интервью для сайта Президентского центра Сергей Метелица. – Я осмотрел Ельцин Центр и убедился, что выставка ТАСС полностью соответствует ему по духу. Музей Б.Н. Ельцина, который я посетил, правдивый. Мне доводилось фотографировать Бориса Николаевича Ельцина во время его визитов в Кострому, Вологду, Ярославль, также я снимал его во время депутатских съездов в Москве. Тогда за каждым фотографом было закреплено определенное место для съемки – кто-то фотографировал делегатов в зале, кто-то в коридоре…
– В чем секрет высочайшего качества фотошколы ТАСС? Сегодня фототехника доступна всем, специальные лаборатории для проявки не нужны, но фотографии, в том числе представленные на выставке, выделяются своей художественностью.
– В фотохронике ТАСС не было случайных и «блатных» фотографов, да и самих нас было немного. Фотожурналист Владимир Мусаэльян, к примеру, начинал лаборантом. Фотографы росли как профессионалы и передавали мастерство, от старшего к младшему поколению. Фотографы ТАСС освещали большую часть жизни страны, наши фотовыставки проходили в разных странах мира и открывались на самом высоком уровне. У нас возникала даже мысль создать музей фотохроники ТАСС.
– Существовали ли ограничения по количеству фотопленки?
– Конечно. На месяц фотографам выделяли всего по пять пленок, 36 кадров в каждой. Поэтому каждый кадр мы выстраивали тщательно. На съемки фотографы порой брали с собой костюмы, а то и бритву, для героев фотоснимков. Комбайнеры и рабочие должны были выглядеть красиво.
Сегодня, по словам Метелицы, он вместе с супругой занимается подготовкой фотоальбомов и выпустил их уже более десяти.
Выставка продлится в Ельцин Центре до 27 июня.