В Ельцин Центре завершилась выставка «Семейная библиотека Вавилона», в основу которой легла семейная история двух уральских художников: Антона Кузьмина и его племянницы Киры Uttarabopha. Выставка заново открыла для зрителя авторов, связанных не только родственными узами, но и исповедующих один творческий подход в своих работах.
Антон Кузьмин — активный участник художественной среды Свердловска-Екатеринбурга 90-х. Его кураторские проекты были яркими, запоминающимися художественными акциями. Само творчество в 90-х стало для художника своеобразной миссией спасения, актуализацией вневременных ценностей. В экспозицию выставки в Ельцин Центре вошли эпические полотна или, как сам автор их назвал, «картины-действия».
Одна из них — «Битва Михаила Архистратига с чудовищем» создана в 1993 году. Любопытно, что она выполнена в соавторстве с культовыми художниками Екатеринбурга того времени. Объёмное копьё архистратига принадлежит резцу отца художника — Сергея Кузьмина. Он присутствовал как на открытии выставки, так и на завершающей встрече, пришёл поддержать сына и внучку.
В осколках под копьём Михаила Архистратига творческие автографы Миши Брусиловского, Виталия Воловича, Алексея Казанцева, Александра Алексеева-Свинкина, Виктора Махотина и Валерия Огородникова. Большинства из них уже нет в живых. О своих соавторах Антон сказал много тёплых слов. Вспомнил, как каждый из них отнёсся к его предложению участвовать в проекте.
Записки, фотографии, открытки, макеты, афиши и буклеты, памятные предметы в витринах экспозиции, такие, например, как ложечка, подаренная Воловичем и побывавшая с ним в экспедициях по Средней Азии. Как эти артефакты попали в коллекцию Кузьмина, рассказал сам автор.
Субботним вечером 20 января он пригласил друзей и коллег, среди которых директор Уральского музея молодежи Владимир Быкодоров, чтобы вспомнить и поговорить о самом известном месте силы Екатеринбурга 90-х. Разговор начался у картины «Битва Михаила Архистратига с чудовищем», ставшей своеобразным манифестом своего времени.
Владимир Быкодоров отметил, что именно перестройка дала мощный толчок многим творческим начинаниям. Уральский музей молодёжи, которым ему довелось руководить в 1988–2006 годах в Свердловске, не стал исключением. Официальный комсомольский музей вполне органично трансформировался в открытую и отчасти экспериментальную площадку для дискуссий и совместных проектов не только художников, но и журналистов, правозащитников, предпринимателей, политиков, представителей органов власти и просто неравнодушных граждан.
За год в маленьком особнячке на улице Карла Либкнехта, который будто олицетворял собой связь времён, проходило до трёхсот событий разного масштаба и направления. Смелые экспозиционные решения выставок были призваны нестандартно осмыслить актуальные политические события, а молодые художники нашли в нём площадку для своих высказываний. Иногда выставки образовывались стихийно из того, что оказывалось под рукой, работал каждый метр музейного пространства, рассказал бессменный директор музея Владимир Быкодоров. Но чаще они формировались самим временем. Екатеринбург в 90-е напоминал кипящий творческий котёл. Владимир перечислил самые известные имена и события 90-х.
Именно в такой благоприятной среде начинал старший участник выставки «Семейная библиотека Вавилона» Антон Кузьмин. В нулевые он продолжил осуществлять свои концептуальные арт-акции с картинами-действиями, вовлекая в проект художников как официального, так и неофициального искусства Свердловска-Екатеринбурга.
О двух центральных темах он рассказал в последний день работы выставки в Ельцин Центре: это осмысление творчества Нико Пиросмани и Павла Филонова.
Филонову посвящена работа «Перформанс 111. „Сбор пятен“», выполненная в соавторстве с сыном Петей и самим временем, которое оставляло следы на полотне.
Можно сказать, что это творческий метод Кузьмина — наделять художественной ценностью любую мелочь, извлечённую из бытия.
Владимир Быкодоров отметил ещё один несомненный талант Антона Кузьмина — быть современником людей и явлений, хранителем истории предметов и событий, составителем собраний редких артефактов и случайных приобретений. Всё это и составило «Семейную библиотеку Вавилона», бережно сохранённую и описанную автором.
Племянница художника Кира Uttarabopha, которая ярко заявила о себе в андеграундной среде Екатеринбурга, унаследовала его тягу к мифологии и переработала близкие ей по духу мифы в выразительные работы. Искусство Киры очень личное, больше похожее на заметки в дневнике. Несмотря на разницу в интонациях, работы Киры и Антона визуально перекликаются. Их органичное соседство в экспозиции говорит о том, что Антон передал племяннице не только интерес к мифологии и философии, культурам разных стран и литературе Серебряного века, но и свой «визуальный код».
Экспозиция раскрывает трансформацию искусства двух поколений в одной семье и позволяет проследить связь между ними. 21 января, подводя итог их совместной выставке, Кира пригласила друзей и поклонников, чтобы поговорить о музыкальной среде Екатеринбурга 2010-х годов.