В Музее Б.Н. Ельцина, в знаменитом троллейбусе, который уже стал излюбленным местом собраний членов клуба «Мои 90-е», 3 января обсудили тему «Жизнь на экране. Каким было развлекательное телевидение девяностых?»
Свободное телевидение можно считать одним из символов конца прошлого столетия. Тогда зритель был буквально ошеломлен фейерверком перемен: в политике, экономике, общественной жизни и на экране, где проявились в полной мере подлинная полифония мнений и свобода слова. 90-е – это «Взгляд», «До и после полуночи», «Тема», «Куклы», «Час Пик», «До 16-ти и старше…», «12 этаж», «Не вырубить!», «Поле чудес», «МузОбоз», «Угадай мелодию», «Утренняя звезда», «Умники и умницы», «Любовь с первого взгляда», «Устами младенца», «Городок» и обретший второе дыхание КВН.
Руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Б.Н. Ельцина Марина Соколовская показала собравшимся ретроспективную подборку газет, содержащих телепрограммы разных лет.
– В конце советской эпохи телевизор пришел в каждый дом, – напомнила Марина Соколовская. – В начале 90-х на телеэкранах появились развлекательные программы и телесериалы. К примеру, одна из газет, выпущенная в 1993 году, содержит информацию о двух телехитах той поры – популярных сериалах «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария».
Участник встречи в троллейбусе Константин Якимов поделился впечатлениями от одной из своих любимых телепрограмм – популярном капитал-шоу «Поле чудес» и ведущем Владиславе Листьеве, который «запустил» в российский телеэфир целую серию передач, во многом копирующих зарубежные аналоги. Константин Якимов, по его словам, однажды даже оказался в зрительном зале во время импровизированной игры «Поле чудес», которая прошла в Екатеринбурге в ДК Лаврова.
– Помню слова «автомобиль» и «шкатулки в студию», которые стали знаковыми, – подчеркнул Константин Якимов. – Также запомнилось, что Владислав Листьев любил переодеваться. Но особенно меня трогала возможность передать «привет» родственникам на всю страну. А призами в игре что только не становилось – и комплекты постельного белья, и кочан капусты, и автомобили…
Также в 90-е молодежь увлекалась просмотром музыкальных клипов, в том числе зарубежных. Участник встречи даже проиллюстрировал свой рассказ исполнением фрагментов нескольких песен. Также Константин Якимов сделал вывод, что дистанция между российской и западной культурами в 90-е сократилась, а люди стали лучше понимать друг друга.
– Я носил тогда широкие штаны и малиновый пиджак, – признался Константин Якимов. – В 1992 году я работал в фирме, занимавшейся внешнеэкономическими связями, так что такой пиджак подчеркивал мой статус бизнесмена.
Клуб «Мои 90-е». Жизнь на экране. Людмила Старостова о программе «Взгляд»
Видео: Александр Поляков
– Вспоминаю программу «До и после полуночи», которую вел Владимир Молчанов, – рассказала ведущая мероприятия, руководитель отдела развития Музея Б.Н. Ельцина Людмила Старостова. – В пятницу вечером я обычно с удовольствием смотрела программу «Взгляд». Это был «живой» эфир, порой казалось, что у ведущих «Взгляда» нет четкого либретто, благодаря чему возникало живое общение. Программу «До и после полуночи» показывали в ночь с субботы на воскресенье. Для меня она стала окном в Европу, потому что в передаче показывались сюжеты про «ту жизнь». Образ Европы был словно отшлифован, благодаря особенной манере говорить Владимира Молчанова, который формулировал вопросы, делал интересные комментарии...
– Передачи, которые буквально «взрывали» наше представление о жизни, – это молодежное вещание, от КВН и «Взгляда», плюс «600 секунд» Александра Невзорова и Александра Борисоглебского, – развила тему участница разговора Наталья Солдатова. – В этих программах отсутствовала цензура, и это впечатляло. Помню ток-шоу «12 этаж», где собиралась молодежная аудитория, которая обсуждала острые темы. Помню и телемосты с Владимиром Познером времен Перестройки. Над телесериалами интеллектуальная среда скорее иронизировала. Была свобода слова – это было важно и полезно, и сформировало меня как личность.
– Для меня телевидение 90-х – это стирание границ, когда ты как будто можешь дотянуться до телевидения, – продолжила гостья Елена Якимова. – Такие программы, как «Поле чудес» и «Любовь с первого взгляда», будто говорили зрителю, что телевидение – это просто, и когда в школе отменили самодеятельность, то я, будучи старшеклассницей, взялась организовывать и проводить эти популярные телепередачи среди учащихся.
Также Елена Якимова поделилась воспоминаниями о том, как она работала ведущей на кабельном телевидении, затем выбрала другую профессию, но позже, по иронии судьбы, на телеэкранах появилась ведущая с такими же именем и фамилией как у Елены.
Участник вечера Алексей отметил, что в 90-е появилась свобода слова, а телеведущие вели себя раскрепощенно. На самого молодого человека, родившегося в 90-е, по его признанию, в наибольшей степени повлияли мультфильмы «Чип и Дейл спешат на помощь», «Утиные истории» и прочая диснеевская продукция.
Лучшими рассказчиками вечера были признаны Константин и Елена Якимовы, которые получили приз – книгу мемуаров Наины Иосифовны Ельциной «Личная жизнь».