В Музее Бориса Ельцина стартовал цикл авторских экскурсий об истории российской прессы. Его разработали историк, кандидат исторических наук Евгений Емельянов и сотрудник пресс-службы Ельцин Центра Елена Володарская. Они же выступили в качестве гидов. Тема первой экскурсии, состоявшейся 6 февраля, — «Пресса и власть».
— Ещё несколько лет назад у нас возникло понимание того, что одной интересных тем, достойных отдельного рассказа, в Музее Бориса Ельцина является история российских СМИ в 90-е годы. Тогда журналисты одновременно получили невиданную свободу и столкнулись с незнакомой прежде проблемой зарабатывания денег. Понимая необъятность этой темы, мы решили сосредоточиться на истории печатной прессы, остававшейся вплоть до конца 1990-х годов ведущей формой отечественных СМИ, — рассказывает Евгений Емельянов.
— Стартовой точкой для разработки экскурсии стал цикл встреч с бывшими главными редакторами и ведущими журналистами 90-х, которых мы приглашали в Ельцин Центр в рамках цикла «Журналистика 90-х: Расцвет российских СМИ», — говорит Елена Володарская. — Вот список наших спикеров и экспертов:
- Виктор Лошак — бывший главный редактор газеты «Московские новости»;
- Владимир Гуревич — главред газеты «Время МН» в 1998–2000 годах;
- Александр Дроздов — главный редактор газеты «Россия» в 1991–1996 годах, в настоящее время — исполнительный директор Президентского центра Б. Н. Ельцина;
- Людмила Телень — бывший первый заместитель главного редактора газеты «Московские новости», сейчас — первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б. Н. Ельцина;
- Андрей Мальгин — создатель и первый главный редактор журнала «Столица»;
- Елена Дикун — журналист кремлевского пула эпохи 90-х от «Общей газеты»;
- Раф Шакиров — бывший главный редактор газеты «Коммерсант»;
- Сергей Пархоменко — основатель и главный редактор журнала «Итоги»;
- Михаил Кожокин — бывший главный редактор газеты «Известия».
Именно интервью этого цикла и стали основой для экскурсии. Кроме того, активно использовались мемуары современников, статьи и интервью Наталии Ростовой, изучающей историю российских СМИ в 1990-е годы, и публикации самих журналов и газет, о которых шла речь во время экскурсии.
От революции до перестройки
Большую часть столетия важнейшим средством массовой информации в стране была печатная пресса. Накануне революции 1917 года общественное мнение формировали такие издания, как «Русский инвалид», «Русская мысль», «Биржевые ведомости», иллюстрированный журнал «Огонёк». И список этот далеко не полный.
После Февральской революции Временным правительством была отменена цензура. Одним из последствий этого решения стал быстрый рост тиражей и влияния газеты «Известия Петроградского совета» — печатного органа Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, альтернативного Временному правительству центра принятия решений.
После Октябрьской революции в «Известиях» было опубликовано первое решение Советской власти — «Декрет о мире». А через два дня публикацией «Декрета о печати» были закрыты все либеральные издания, и, по сути, снова введена цензура.
Многие издания прекращали существование не из-за запретов, а из-за экономической ситуации. Так, в 1918 году, на фоне введения в стране режима «военного коммунизма», закрылся журнал «Огонёк».
Во времена НЭПа цензурный террор на короткое время уходит в прошлое. Возрождается «Огонёк», который возглавляет Михаил Кольцов — будущая легенда советской журналистики. Однако вскоре и цензура возрождается: создаётся Главлит — орган, который контролирует все печатные издания и без санкции которого никакие публикации невозможны.
Теперь «Огонёк» воспевает коллективизацию и индустриализацию, а Михаил Кольцов прославляет величие Сталина. Роль прессы в этот период советской истории велика, но назвать её «четвёртой властью» было бы неуместно — в СССР пресса не была отделена от власти и её институтов, а была важнейшим инструментом идеологического влияния. К примеру, одним из обвинений в адрес раскулаченного отца Бориса Ельцина было то, что он якобы запрещал своим работникам читать газеты во время перерыва.
Когда в стране начались репрессии, публикации СМИ стали неотъемлемой частью «большого террора». В марте 1938 года начался процесс по делу Бухарина, и Михаил Кольцов в своих публикациях требовал для обвиняемых высшей меры наказания, — однако вскоре сам был арестован, подвергнут пыткам и в 1940-м году расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны все газеты призывали к борьбе с врагом. Один из самых громких голосов в этой борьбе принадлежал Илье Эренбургу, которого Гитлер называл своим личным врагом. Известно, что командиры Красной армии в условиях нехватки самого необходимого приказывали: «Газеты пускать на раскуривание, кроме статей Эренбурга».
Затем началась «холодная война» — в советской прессе бывшие союзники стали объектами для критики. Но на фоне таких внешнеполитических событий, как подавление венгерского восстания и строительство Берлинской стены, в СССР начались «оттепель» и гуманизация общественной жизни.
Во главе газеты «Известия» встал Алексей Аджубей — зять Никиты Хрущёва. Он превратил издание из скучного печатного органа в самую читаемую газету страны. Изменилась редакционная политика, и её негласным девизом стала фраза «помочь человеку». В газете работали лучшие журналисты того времени, например Анатолий Аграновский. Так, после статьи Аграновского о том, как в Чувашии молодой хирург Святослав Фёдоров пересадил хрусталик глаза слепой девочке, но был подвергнут общественному осуждению за этот смелый эксперимент, Фёдорову разрешили продолжить исследования.
В 1970-е годы Аграновский получает негласный статус журналиста № 1 в советской прессе. Мастер очерка, он пишет о проблемах экономики и нравственности, падении трудовой дисциплины и ответственности людей за свои поступки. Когда в конце 1970-х публикуется мемуарная трилогия Брежнева — «Малая земля», «Возрождение», «Целина», — ходят устойчивые слухи, что Аграновский был подлинным автором второй книги трилогии. Но надо подчеркнуть, что сам Аграновский при жизни никак эти слухи не комментировал, а в дальнейшем его семья настойчиво отрицала его связь с брежневской трилогией.
Пресса во времена гласности
В годы застоя начинается эпоха самиздата. Выходит неподцензурный правозащитный информационный бюллетень «Хроника текущих событий» — о политических репрессиях. Его деятельность пресекается властями только в 1983 году, но вскоре начинается перестройка, и то, что раньше печатали только в самиздате, начинают публиковать и в официальной прессе.
В мае 1986 года главным редактором журнала «Огонёк» становится Виталий Коротич. Он поднимает ранее запретные темы — сталинские репрессии, коррупция в обществе. Вторым флагманом перестройки становится газета «Московские новости», которую возглавляет Егор Яковлев, — именно здесь в 1987 году публикуется знаменитое «письмо диссидентов», которое внезапно пропускает Главлит.
«Московские новости» — изначально ориентированное на иностранную аудиторию издание — становятся сверхактуальными. Но выходят «МН» ограниченным тиражом, и к их уличным стендам выстраиваются огромные очереди.
В это время Москвой руководит Борис Ельцин. Он пишет знаменитое письмо Горбачёву с просьбой об отставке, а затем, 21 октября 1987 года, выступает на пленуме ЦК КПСС, где публично повторяет тезисы из письма генсеку и тем самым нарушает все сложившиеся в партийном руководстве правила игры.
Хотя в 1987-м году в стране уже проводится политика гласности, речь Ельцина на пленуме ЦК не публикуется, а в газетах выходит лишь небольшая заметка: «снят с должности за политические ошибки».
В этих условиях Михаил Полторанин, главный редактор «Московской правды», идёт на авантюру — сочиняет и публикует свой текст речи Ельцина, гораздо более радикальный, чем оригинал. К слову, оригинальный текст опубликует журнал «Известия ЦК КПСС» только в 1989 году, но эта публикация уже не сможет ничего изменить — Ельцин приобрёл огромную популярность как защитник интересов простого народа.
В это же время поднимают свой голос противники перестройки — в газете «Советская Россия» публикуется знаменитое письмо преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами», а наблюдатели видят за этой публикацией руку Егора Лигачёва — тогдашнего секретаря ЦК КПСС по организационно-партийной работе, ставшего в конце 80-х символом антиперестроечных сил.
Тем временем демократические силы, лидером которых считается Ельцин, выступают за радикализацию изменений и преобразование гласности в подлинную свободу слова. В 1990-м году Верховный Совет принимает новый закон о печати, по которому отменяется цензура и прекращает своё существование Главлит.
Пресса в 90-е
Одним из следствий отмены цензуры становится появление новых изданий, которые печатают то, что нельзя было печатать раньше.
19 августа 1991 года в Москве происходит государственный переворот. ГКЧП разрешает работу только 9 изданий: это партийно-советские газеты, профсоюзный «Труд» и газета Министерства обороны «Красная звезда». Журналисты оказывают сопротивление путчистам. Информационную блокаду вокруг Ельцина прорывают «Известия», публикуя воззвание первого президента к народу. Выходит первый номер «Общей газеты» (верстался в редакции «Коммерсанта») — издания, объединившего всю свободную прессу того времени.
После того как путчисты сдаются, Борис Ельцин выпускает указ о приостановке деятельности компартии на территории РФ, что приводит к серьёзной трансформации партийных печатных изданий. Газета «Правда» во главе с Геннадием Селезнёвым становится более свободной в своей редакционной политике, а «Известия» превращаются в ведущую демократическую газету России во главе с избранным коллективом главным редактором Игорем Голембиовским.
В годы противостояния между президентом Ельциным и Верховным Советом депутаты пытаются вернуть «Известия» под свой контроль. Газета проводит кампанию в свою защиту, журналисты пишут письмо президенту с требованием не допустить принятия Верховным Советом соответствующего постановления, и, когда постановление все-таки принимают, фактически редакция ему не подчиняется — указом президента газета «Известия» становится частью государственного информационно-издательского комплекса вместе с типографией, а впоследствии приватизируется и становится открытым акционерным обществом.
Осенью 1993 года конфликт между ветвями власти обостряется и входит в силовую фазу. Как это отразилось на прессе? Указом президента № 1400 запрещаются коммунистические и националистические издания, такие как «Правда», «День» и «Советская Россия», и на короткое время возрождается цензура. Многие демократические издания в эти дни выходят с белыми пятнами вместо не пропущенных цензурой статей. Впрочем, через несколько дней цензура была отменена и издания оппозиции возродились: «Советская Россия» выходит и по сей день, а газета «День» трансформировалась в «Завтра». Принятая после кризиса новая конституция закрепила свободу слова и свободу печати.
В канун нового 1994 года федеральные войска штурмуют Грозный, начинается Чеченская война. В этой ситуации демократическая пресса выступает против главы государства. «Известия» публикуют письмо известного правозащитника и главы Комиссии по правам человека при президенте РФ Сергея Ковалёва — «Я за вас голосовать не стану», за полтора года до президентских выборов.
Наступает 1996 год. Альтернативой Ельцину становится возвращение во власть коммунистов в лице Геннадия Зюганова, и демократическая пресса вновь встаёт на сторону президента.
Начинается масштабная антикоммунистическая кампания «Голосуй или проиграешь». С апреля по июнь 1996 года издаётся газета «Не дай бог», рассказывающая о том, что произойдёт с Россией, если к власти снова придут коммунисты. Газета издаётся на личные средства ряда предпринимателей.
Когда Ельцин выигрывает выборы и избирается на второй срок, большой капитал приходит в сферу СМИ.
Перед журналистами встаёт вопрос: может ли критика власти сочетаться с зависимостью от бизнеса? 1 апреля 1997 года «Известия» опубликовали статью под заголовком «Черномырдин имеет состояние в 5 миллиардов долларов?» — перепечатку из французской газеты Le Monde, и разразился один из самых громких медиа-скандалов десятилетия.
На тот момент крупным пакетом акций газеты владел «ЛУКойл». Собственники нефтяной компания не хотели конфликтовать с главой правительства и осудили публикацию материалов.
18 апреля газета опубликовала открытое письмо представителей интеллигенции «Наступление на свободу прессы — это наступление на демократию», назвавших происходящее «циничной демонстрацией всесилия могущественного чиновничества, манипулирующего крупным капиталом». 22 апреля с открытым письмом, уже к Борису Ельцину, обратились руководители СМИ.
Конфликт закончился тем, что Игорь Голембиовский ушел с поста главного редактора, а вместе с ним — часть коллектива. Журналисты создали «Новые Известия», но не смогли сделать газету такой же популярной, как материнское издание.
Более подробно эта тема будет освещена в следующей экскурсии цикла — «Пресса и деньги», которая пройдёт в марте.
Свобода печати непросто завоёвывается и может быть легко потеряна. Несмотря на все конфликты, 90-е годы можно назвать временем расцвета российской прессы. Об этом, в частности, свидетельствуют рассказы журналистов кремлёвского пула в годы президентства Бориса Ельцина. Собственно, этот пул и сформировался только благодаря первому президенту — до этого в СМИ направлялась только официальная информация. Теперь же на пресс-конференциях по всему миру первому лицу страны можно было задавать несогласованные и неудобные вопросы. А сам Ельцин никогда не запрещал критиковать себя в СМИ и говорил на совещаниях: «Я терплю — и вы терпите, свободу прессы нарушать нельзя».
— Когда-то преобразования в СССР начались с гласности. Именно свободное слово сделало реформы необратимыми. Опыт поздней советской и новой российской прессы очень драматичен, не все выводы из него извлечены, не все уроки выучены. Думаю, что сегодня очень важно вернуться к этому опыту, чтобы ещё раз осмыслить его и избежать допущенных ошибок. Это, безусловно, важно для профессиональных журналистов. Но не только для них и даже не столько для них. Это важно для читателей-зрителей-слушателей-пользователей интернета, которые до сих пор не вполне осознают, что без независимых СМИ построение демократического и справедливого общества невозможно. Надеюсь, что новый цикл, посвящённый российской журналистике, вернёт нас к проблемам, которые не были решены в 90-е и не решены до сих пор, — говорит первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра, журналист по профессии Людмила Телень.