Премьера спектакля «Карусель» по пьесе Валерия Шергина, написанной специально для постановки в Музее Бориса Ельцина, состоялась. 7 ноября музей принял не только участников спектакля – актеров разных екатеринбургских театров, но и первых заинтересованных зрителей необычного театрального проекта.
Спектакль-променад «Карусель. Прогулка по...» – не первый проект Театральной платформы «В Центре». В конце октября с большим успехом в Ельцин Центре прошел «Уральский подпол», который вызвал шквал высказываний в соцсетях и СМИ.
Премьера спектакля «Карусель» в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Пьеса написана по заказу Президентского центра Б.Н. Ельцина. Это личная история человека, вписанная в переломные моменты истории России – 90-е годы прошлого века. Режиссер Александр Кудряшов поставил спектакль-променад по залам Музея Ельцина. Это настоящее путешествие по лабиринтам памяти. Герой вспоминает о юности, о своей первой любви. Вспоминает и утренний московский троллейбус, и очереди в магазине, и перемены, происходившие в стране. Но все-таки и троллейбус, и очереди, и перемены остаются только фоном в истории обычных человеческих отношений. Эта обычность, читай узнаваемость, сразу же расположила зрителя. Знакомые шутки, похожие конфликты и обстоятельства – эта пьеса про нас всех.
Началась она на Президентской площади Центра со слов главного героя:
– Это как в детстве… Когда со мной происходило что-то хорошее, я запоминал этот день и тот путь, что я делал до этого. А потом ходил той же дорогой, чтобы хорошее снова повторилось.
Плавно и органично действие переместилось в Мраморный зал Кремля, где по ходу пьесы происходит семейный совет и две семьи решают поженить своих отпрысков. Все очень важно и чинно, как и должно быть в Кремле, только дети к этому совершенно не готовы. Александр и Светка слишком хорошо знают друг друга, чтобы воспринимать серьезно идею родителей.
Настоящий московский троллейбус при непосредственном участии зрителей надолго разводит героев в разные стороны. Главный герой встречает первую любовь – энергичную девушку Аню, приехавшую из Воронежа покорять Москву. Влюбившись, герой теряет ее из виду на долгие годы. В поисках своей любви он проживает главные события 90-х: путч ГКЧП, осаду Белого дома, войну в Чечне.
На баррикадах (в одноименном музейном зале) он снова встречает Аню, но толпа разносит их в разные стороны. Нелегкая жизнь заставляет его стоять в долгих очередях (в экспозиции с пустыми прилавками), торговать на рынке, подменяя предприимчивого дядюшку. Судьба заносит его в Чечню, новобранцем, там он встречает воронежского жениха Ани. Они были знакомы всего одну ночь. В парня из Воронежа попадает осколок чеченского снаряда. Сам Александр тоже ранен. Все это – в зале чеченских событий. Парня комиссуют, и он долго валяется в госпитале, где его часто навещает Светка. Его как героя показывают в программе «Взгляд».
И наконец ему снится сон: он разговаривает с президентом в президентском кабинете в Кремле. Борис Ельцин в домашнем халате говорит, что уходит в отставку и ничем не может помочь в поисках таинственной, вечно исчезающей Ани.
Действие завершается в зале Свободы, где на фоне настоящего города, расстилающегося за панорамными окнами в отблесках вечерней зари, главные герои – Александр и Светка – вспоминают то время, когда родители хотели их поженить и рассуждают, почему тогда не поддались первому чувству. И почему сейчас у них нет никого роднее друг друга. Променад по музею с героями пьесы заканчивается «хэппиэндом» – герои наконец-то обрели друг друга. К радости зрителя дальше они вместе пойдут по жизни.
Все вернулись на президентскую площадь, где зрители аплодисментами поблагодарили актеров, режиссера и автора. Необычный формат действия публике понравился. Теперь его участникам предстоит шлифовать тексты, заново проходить сцены, серьезно осваивать музейную экспозицию.
Автор пьесы Валерий Шергин рассказал, что он доволен премьерой:
– Доволен вполне. Это популярный сегодня во всем мире формат – пьеса-променад. Она писалась под заказ, исходя из экспозиций, представленных в музее. И вписалась, на мой взгляд, хорошо.
– Что было самым трудным в работе?
– Самое трудное – придумать хорошую историю. Не было задачи освещать политические события, агитировать за тех или за этих. Наоборот, показать судьбы обычных людей на фоне этих событий. По-моему, получилось. Мне самому было интересно вслед за актерами заново пройти весь этот маршрут.
– Эта история полностью выдуманная?
– От начала до конца. Просто я бродил по залам, изучал все локации, рассматривал экспонаты, читал документы, смотрел хронику, и вот вырисовалась такая история. В ней нет ничего личного, хотя я отлично помню то время.
– С момента читки пьеса очень поменялась. Не возникло ли у вас традиционного конфликта автора с постановщиком?
– Нет. Мы работали как команда. Постоянно созванивались, обсуждали, спорили, не без этого. Когда сроки для работы сжатые, это единственный выход. По-моему, пьеса получилась удачной, камерной, с добрыми шутками. Я доволен тем, что увидел.
Александр Кудряшов, режиссер спектакля:
– В ходе репетиций у вас отпал главный герой в молодости.
– Он оттягивал функционал зрелого героя на себя. Нам важны воспоминания главного героя и его нынешнее отношение к тому времени. Так сцены выглядят интереснее. Я поговорил с автором, он был не против.
– Декорации внесли свои коррективы в спектакль?
– Внесли, и довольно важные коррективы. Сегодня было очень много зрителей. Наверное, их должно быть меньше. Из-за этого некоторые сцены получились иначе. Возникает проблема обзора. Сегодня премьера, зритель нам все простил. Я как режиссер могу быть чем-то недоволен, но на самом деле это повод доработать некоторые сцены, чтобы они просматривались.
– В целом вы довольны результатом?
– Если учесть, что это премьера, то да.
– Вы изменили финал, почему?
– Мне бы хотелось чтобы главный герой говорил о том, что он приобрел, а не потерял. Он распрощался с Аней. И теперь она не сидит вечным чертиком у него на плече. Он сказал ей «спасибо» и стал жить дальше, и смог стать счастливым.
– Вы предоставляли свободу актерам?
– Да, поначалу. У нас получился хороший симбиоз с главным героем. Мы спорили. Мы орали друг на друга. Но потом этот пар выходил, мы обнимались и радовались тому, что «зарубаемся» за искусство, а не спорим, кто из нас лучше. От актеров поступало много предложений. Что-то им удобнее было говорить, куда-то им было удобнее двигаться. Я благодарен артистам, что они не боялись высказываться, хотя мы спорили и, возможно, я был резок. Это и есть свобода.
Лейтмотивом спектакля стали слова из песни Любы Успенской: «Манит, манит, манит карусель в путешествие по замкнутому кругу». Вместе со зрителями герои спектакля прошли полный круг, начав спектакль на Президентской площади музея и вернувшись сюда после финальной сцены в зале Свободы. Здесь артисты вышли на поклон. Здесь главный герой, вернее, его исполнитель Александр Фукалов, представил всех участников спектакля не желающим расходиться зрителям. В самой верхней точке купола сменяли друг друга визуальные символы 90-х, они также были абсолютно узнаваемы, как и вещи, которые собирали для персонажей спектакля всем миром. Множество аутентичных мелочей для зрителей становились радостным открытием.
– У меня была такая же шубка! Как мы могли такое носить?
– А у меня был точно такой же турецкий свитер. Я его до сих пор на даче надеваю.
– Мой дед ходил в таких же трениках.
– Я тоже ломанулся в Москву, когда увидел по телику «Лебединое озеро».
– Я простояла в этих очередях всю молодость, помню, как вчера.
– А у моего соседа был такой же ларек!
Все эти замечания, сказанные шепотом друг другу, и есть лучшее свидетельство достоверности происходящего в новом проекте Театральной платформы «В Центре».