В рамках публичной программы к выставке «Власть и правда Александра Устинова» 8 октября в Арт-галерее научный сотрудник Музея Бориса Ельцина, к. и. н. Евгений Емельянов провёл тематическую экскурсию «Свет и тени эпохи оттепели в объективе Александра Устинова».
Выставка фотографий Александра Устинова — совместный проект Ельцин Центра и Галереи Люмьер. Устинов более 50 лет проработал в главной газете страны — «Правде». Накопленный им фотоматериал позволил кураторам выставки обратиться к наиболее значимым событиям в истории СССР. Сегодня фокус экскурсии направлен на период оттепели. Основой экспозиции стали фотографии, которые не были опубликованы при жизни автора, их передала организаторам выставки его дочь.
Уникальный архив содержит снимки эпохи оттепели, которая стала одной из самых светлых и легендарных страниц советской истории. Это первые полёты в космос, освобождение и реабилитация политических заключённых, изменения во внешней политике страны, «бульдозерные выставки», поэты, собирающие стадионы, — и в то же время Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы.
Эта часть экспозиции представлена на первом этаже Арт-галереи и начинается с ХХ съезда КПСС, на котором Никита Хрущёв сделал доклад, разоблачающий культ личности Сталина. Тут же представлена публикация в газете «Правда», рассказывающая об этом, и фотографии к ней. Однако не все знают, что во время сверхсекретного доклада не то что фотографов — в зале не было ни одной стенографистки. Фотографии были сделаны позднее. Да и сам доклад для публикации был изрядно «причёсан» и отредактирован. По воспоминаниям участников ХХ съезда, выступление Хрущёва было очень резким и эмоциональным, временами он переходил на крик и стучал по трибуне кулаком. Ничего этого, естественно, нет на фотографиях, опубликованных в «Правде».
Выставка Устинова разделена хронологически по секторам, каждый из которых посвящён отдельному событию и дате. Отношения с Югославией, Китаем, Кубой, Египтом, Францией иллюстрируются фотографиями Иосипа Броз Тито, Фиделя Кастро, Эрнесто Че Гевары, Гамаля Абдель Насера и генерала де Голля в период выхода Франции из блока НАТО. Многие из них бывали в России. Устинов запечатлел их и на родине, и во время пребывания в Москве. Следует отметить, что Никита Сергеевич был первым руководителем государства, официально выезжавшим за рубеж.
Отдельный сектор экспозиции посвящён отношениям генерального секретаря с деятелями культуры и искусства. Тут представлены ранее не публиковавшиеся снимки посещения Хрущёвым и Сусловым печально знаменитой выставки в Манеже. На них среди художников можно увидеть Эрнста Неизвестного, чьё искусство Хрущёв, срываясь на крик, называл дегенеративным. После этого скульптор попал в опалу, подвергся гонениям и в результате был вынужден эмигрировать из СССР. Ирония же судьбы состоит в том, отмечает Евгений Емельянов, что именно Неизвестный стал автором надгробного памятника на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище. Здесь же фотографии молодых поэтов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой. Вознесенский запечатлён во время известного выступления в Свердловском зале Кремля, которое начал с заявления о том, что не является членом партии, за что тут же получил суровую отповедь от Хрущёва. Однако у Вознесенского не просто хватило мужества продолжить выступление — это не помешало ему стать одним из первых поэтов России, обласканных и властью, и народом.
Следующий сектор экспозиции посвящён первому космонавту Юрию Гагарину и первой женщине-космонавту Валентине Терешковой в компании Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева. Здесь же уникальные кадры первой свадьбы в отряде космонавтов — она отмечалась на государственном уровне. Брак Терешковой и Николаева не продлился долго, но сам факт заслуживает нашего особого внимания. Свадьба хоть и отмечалась с государственным размахом, но жених и невеста были одеты весьма строго и даже скромно, впрочем, как и приглашённые гости.
Два самых значительных сектора выставки посвящены перемещениям генерального секретаря внутри СССР и его легендарному визиту в США, шестидесятилетие которого отмечалось буквально на днях.
На этих парадных фотографиях мы видим, чем встречают первое лицо государства в разных регионах страны: где хлебом с солью, где чак-чаком. Несмотря на послевоенные трудности, в плакатах и лозунгах встречающих отражены и оптимизм, и вера в близкое коммунистическое будущее.
А что написано на плакатах американцев во время визита Хрущёва в США? Самая часто встречающаяся надпись: «Американцы тоже хотят мира!». Хрущёв понравился американцам своей открытостью, ярким темпераментом, готовностью к диалогу. Хрущёв, в свою очередь, был впечатлён успехами сельского хозяйства в США. Именно после визита Хрущёва в СССР начинается кампания «Догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока». Увеличивать поголовье скота Никита Сергеевич собирался за счёт изменения кормовой базы. В рацион животных добавлялась кукуруза, которую очень скоро назовут «царицей полей», — это то, что Хрущёв подсмотрел в Америке.
В этом же разделе можно увидеть фотографии выступления Хрущёва с трибуны ООН — того самого, во время которого он будто бы стучал ботинком и обещал всем показать «кузькину мать». Как известно, тут возникли трудности с переводом. Как рассказывает Евгений Емельянов, всё происходило не совсем так. По воспоминаниям Хрущёва, стучал он часами, когда уже сидел в зале, а ботинки просто стояли рядом, потому как у генерального секретаря затекли ноги. Однако история облетела весь мир и была на обложках и первых страницах всех центральных изданий. Подробности визита Хрущёва в США запечатлел Александр Устинов. Большинство этих фотографий сегодня ещё более актуальны и многое могут объяснить тем, кто интересуется отечественной историей.
Следующую экскурсию «Свет и тени эпохи оттепели в объективе Александра Устинова» Евгений Емельянов проведёт 12 ноября в 15:00. Вы можете посетить её по билету в Арт-галерею.