В экспозиции «Чеченская трагедия» музея Бориса Ельцина выставлены школьные тетради с сочинениями, в которых дети рассказывают о пережитой ими войне. Об истории этих сочинений на экскурсии в формате «Полная версия» 8 декабря рассказала руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Марина Соколовская.
Точечная экскурсия «Детские свидетельства Чеченской войны» стала одним из прошедших в Ельцин Центре мероприятий, где вспоминали и обсуждали оказавшую большое влияние на современное российское общество первую Чеченскую войну, которая началась 25 лет назад и привела к многочисленным жертвам военных и гражданского населения.
Экскурсия началась с демонстрации школьной тетради, на обложке которой напечатана не таблица умножения, а инструкция с алгоритмом действий на случай обнаружения мин. Такие тетради в конце 90-х годов выпускались для живущих в Чечне детей, на их страницах решали арифметические задачи, совершенствовали грамматику и, возможно, писали о войне.
– Вспоминая или изучая войну, мы, как правило, опираемся на официальные документы, карты военных действий, фотографии, кинохронику или свидетельства взрослых людей. Но в XX веке очень важным свидетелем стал ребенок, чьи слова показывают не картину боевых действий, а то, насколько война разрушительна и как на ней тяжело всем, а особенно детям, – отметила Соколовская. – Одним из основных таких источников о Чеченской войне стал дневник школьницы Полины Жеребцовой, который она начала вести в 1994 году. Он становится для нее якорем, который удерживает в тяжелых ситуациях, спасением в те моменты, когда она вынуждена прожить опыт, от которого все стремятся защитить своих детей.
Помимо дневника Полины Жеребцовой, важными историческими свидетельствами чеченской войны стали сочинения, написанные учениками школы №7 города Грозного по просьбе преподавателя истории Натальи Эстемировой. По словам Соколовской, в витрине музея Бориса Ельцина выставлены лишь несколько таких работ, которые собрала Эстемирова, их большая часть теперь хранится в архивах музея и общества «Мемориал».
Полная версия. «Детские свидетельства войны»
Александр Поляков
«Когда я услышала про войну, я еще не осознавала, что это так страшно. Война – это страх людей. Это страшные бомбовые удары с воздуха и земли», – зачитала Соколовская отрывок из сочинения пятиклассницы Ахмадовой Элимы. Она отметила, что дети взрослеют в одночасье, сталкиваясь со смертью, а война оставляет травму, с которой детской психике тяжело справиться. Именно поэтому сочинения, в которых школьники были вынуждены вновь и вновь возвращаться к своим переживаниям, становились для них некой доступной формой психологической поддержки и помогали дистанцироваться от этого страшного опыта.
«Когда бой закончился, все начали выходить из подвала, мы тоже вышли. На улице была адская картина. Дома побитые, танки подбитые, солдаты мертвые, в воздухе стоял запах смерти, а люди как будто неживые роботы, все были в шоке. Я никогда не забуду этот день, день, когда рядом со мной ходила смерть, и я ощущала ее присутствие», – написала в своем сочинении чеченская школьница Хожалиева Зарема.
– В этих сочинениях был еще один значимый смысл – это были свидетельства, которые могли рассказать правду о войне. Правду, которая также показывает насколько искорёженной оказывается картина мира ребенка, пережившего войну, – подчеркнула Соколовская. Помимо сочинений, сохранились детские рисунки той поры, где не только картины разрушений, пожаров и убийств, но и мирной жизни. Поэтому педагогам было важно, чтобы дети высказались о войне и начали мечтать о жизни без войны.
Говоря о сочинениях школьников из Чечни, в которых они вспоминают события 1994–1995 годов, нельзя не упомянуть судьбу их учительницы Натальи Эстемировой. Она родилась в городе Камышлове Свердловской области, ее отец был чеченцем, а мать – русская. Высшее образование получила в Грозном, до конца 90-х годов преподавала, а затем стала сотрудницей «Мемориала», писала о военных конфликтах в Чечне, занималась расследованиями похищений и боролась с практикой пыток.
В этом году исполнилось десять лет с того момента, когда правозащитница была похищена у своего дома в Грозном и убита. Расследование этого преступления так и не завершено, виновные не найдены.
– Для меня музейная витрина с детскими сочинениями – ключ к истории не только Чеченской войны. Нам говорят, что все закончилось, но это далеко не так, все еще продолжается и не ясно, каким будет финал, не известно, с какими трудностями мы столкнемся, когда попытаемся осмыслить опыт этой войны, – подчеркнула Соколовская.