Августовским событиям 1991 года исполнилось 30 лет. Жители страны тогда выступили против государственного переворота и вышли на улицы, чтобы защитить начавшиеся политические и экономические реформы. Ельцин Центр посвятил этой важной исторической дате фотовыставку «Площадь свободной России».
Новая экспозиция, где представлены фотографии Константина Махмутова, документы из фондов Президентского центра Б.Н. Ельцина, Музейного объединения «Музей Москвы», Государственной публичной исторической библиотеки, а также тексты, написанные сотрудниками Музея Бориса Ельцина, была торжественно открыта 19 августа в холле кино-конференц-зала Ельцин Центра.
В основе выставки лежит история Константина Махмутова, который приехал в Москву по делам и оказался в самом эпицентре событий. Рассматривая сегодня его любительские фотографии, можно увидеть не только лица защитников Белого дома или солдат, но и материальные приметы тех дней – подручные предметы, из которых строили баррикады, самодельные плакаты, радиоприёмники. Детали, выхваченные фотокамерой, дают возможность не просто узнать о событиях того времени, но и прочувствовать их.
На торжественной церемонии открытия новой экспозиции в Ельцин Центре выступили уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, директор Музея Бориса Ельцина Олег Лутохин, писатель и журналист, научный консультант музея Борис Минаев, куратор выставки Марина Соколовская и автор снимков Константин Махмутов.
– События 19 августа 1991 года очень важны для истории, но, как мне кажется, они до сих пор недооценены. Требуется больше торжеств, больше выставок, потому что сегодня мы отмечаем юбилей нашей страны. России как суверенному демократическому государству исполняется 30 лет, – подчеркнул Олег Лутохин. – События, которым посвящена эта выставка и её публичная программа, положили начало именно этой геополитической реальности.
Татьяна Мерзлякова, которая в начале 90-х работала в одной из свердловских газет, отметила, что сегодня принято незаслуженно критично оценивать августовские события тридцатилетней давности, и напомнила о важности свободной демократической прессы, которая в те дни не только давала оценку происходящему, но и объединяла людей.
– Этот день был принят народом, он был востребован народом, а значит время, по которому началась ностальгия, не было идеальным. И теперь нам нужно проанализировать, что за эти 30 лет было не так сделано не только властью и теми, кто её критикует, но и нами самими, – подчеркнула омбудсмен. – Сегодня правит бал заказная журналистика, стала востребована цензура, а тогда нам казалось, что возврата к прошлому уже никогда не будет. Но я надеюсь, что когда-то мы отметим очередную юбилейную дату событий 19 августа в более радужной атмосфере, что нас будут благодарить за то, что мы выходили на улицы и на трибуны.
По словам Бориса Минаева, выставка «Площадь свободной России», сделанная по всем законам сегодняшнего музейного искусства, получилась очень гармоничной за счёт множества важных деталей и замечательных текстов. Он также выразил надежду, что события 19 августа 1991 года в музее и нашей в стране будут отмечаться всегда, потому что это был самый важный день в биографии Бориса Ельцина, в истории новой России, в мировой истории, поскольку именно в те дни родилась новая страна и новая нация.
Минаев отметил, что на выставке представлены работы обычного человека, который приехал в Москву из далёкой Кустанайской области и снимал происходящее не как профессионал, выстраивая кадр в поисках сюжетов, а просто фотографировал человеческую лаву, объединенную общим порывом.
– 19 августа я вышел на московскую улицу, увидел танки и начал снимать. Я не мог оторваться, происходящее полностью захватило меня, – рассказал в ходе церемонии автор фотографий Константин Махмутов. – Людей никто не заставлял выходить на улицы, они действовали в едином порыве, по своей воле. Всё происходящее было так необычно, а я это просто снимал.
Руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марина Соколовская, которая курировала новую экспозицию, рассказала о её замысле и целях, призвала зрителей прочитать тексты и вглядеться в фотографии и экспонаты, чтобы прочувствовать атмосферу, царившую в те дни в Москве, заметить важные детали на кадрах – продукты, которые лежат у военной машины, или пацифистский значок на пиджаке одного из защитников Белого дома.
– Глядя на эти фотографии и даже не зная причины и последствия событий 19 августа 1991 года, можно понять эмоциональный посыл, который они несут: люди могут быть солидарны, они могут отстаивать свои ценности, эти ценности у них есть, и они готовы за них бороться. Именно об этом мы хотели сделать выставку.
К новой экспозиции, которую можно будет увидеть до 10 октября, подготовлена большая специальная программа, состоящая из экскурсий, лекций, презентаций книг, встреч с участниками событий.
Перед открытием выставки «Площадь свободной России» автор представленных на ней фотографий Константин Махмутов ответил на несколько вопросов корреспондента сайта Ельцин Центра.
– Какова история появления этих снимков? Какие моменты того августовского дня вам особенно запомнились?
– Я тогда в Москве оказался случайно. Мы с коллегами 18 августа прилетели в столицу по делам, на следующий день просыпаемся, а по радио говорят, что в стране переворот. Мы быстро собрались, спустились в метро, вышли в центре и увидели танки. У меня фотоаппарат всегда был с собой, я увлекался фотографией с детства, но в то время был еще любителем, хотя и с большим опытом. Целый день 19 августа я ходил по центру Москвы и фотографировал. В итоге отснял около 20 плёнок – весь запас, который был с собой. Снимал всё подряд, всё, что видел, потому что это очень впечатляло и было неожиданно. Это была какая-то сюрреалистическая картина: выходишь из метро в центре – стоят солдаты и военная техника, отъезжаешь на несколько станций – кругом всё спокойно, открыты магазины.
– Это ваша первая выставка?
– Да, я впервые показываю эти работы, до последнего момента снимки лежали в архиве. Единственное, в местной газете в городе Рудном, тогда ещё в Казахской ССР, был опубликован мой фоторепортаж по горячим следам. А сейчас эту тему поднять и развить решила моя дочь, которая тоже занимается фотографией.
– Перед открытием выставки вы побывали в Музее Бориса Ельцина. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
– Я впервые в музее первого российского президента и очень впечатлён. Особенно меня поразило, что в конце экспозиции на мониторах известные политики и артисты говорят о Конституции, рассуждают о свободе слова и свободе мнений, а это сейчас так необычно и непривычно слышать. Теперь это звучит почти как крамола, хотя со времени открытия музея прошло не так уж и много времени. Находясь в Ельцин Центре, я задумался о том, почему мы опять возвращаемся в прошлое, ведь на таком подъёме когда-то мы смели коммунистов и начали строить новую страну.