К первой всероссийской акции «Ночь кино», которая состоялась 27 августа, Ельцин Центр присоединился с собственной программой «Кино 90-х. В поисках утраченного прошлого». Ее представил зрителям критик, киновед, член российской Академии кинематографических искусств «Ника» Вячеслав Шмыров.
Почетными гостями киноакции стали Светлана Кармалита – вдова и соавтор Алексея Германа по фильму «Хрусталев, машину!», исполнитель одной из главных ролей в фильме Дмитрия Астрахана «Изыди!» екатеринбургский актер Владимир Кабалин и исполнительница главной роли в фильме Вячеслава Сорокина «Тоталитарный роман» актриса Галина Бокашевская.
Кино 90-х. В поисках утраченного прошлого
Видео: Игорь Гром
Нон-стоп из трех фильмов стартовал картиной Алексея Германа «Хрусталев, машину!» вышедшей на экраны в 1998 году. Вячеслав Шмыров представил автора сценария Светлану Кармалиту:
– Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР, автор сценария к фильму «Торпедоносцы», соавтор и соратник в течение сорока лет нашего любимого режиссера Алексея Германа-старшего, мама Алексея Германа-младшего, который сейчас, в эти дни, заканчивает картину о Довлатове.
Светлана Кармалита в свою очередь поздравила зрителей с Днем кино – профессиональным праздником кинематографистов, и выразила надежду, что российское кино, которому она и Герман посвятили всю свою жизнь, будет процветать и еще не раз переживет свое возрождение.
Несколько слов она сказала о съемках фильма «Хрусталев, машину!», тяжелых сценах, из-за которых фильм обречен в основном на ночные показы. О скрытых режиссерских ходах и кодах, об обязательной преемственности во всех фильмах Германа-старшего, которую начинаешь понимать после второго-третьего просмотра. О незаметных штрихах и переплетениях в судьбах героев, сквозных фрагментах их биографий, из которых ткется полотно повествования. Из-за вскользь брошенной фразы зритель вдруг начинает понимать, что жена генерала в «Хрусталеве» – это та самая неудачливая актриса из фильма «Мой друг Иван Лапшин». Маленькие подсказки от Светланы Кармалиты воодушевили зрителей пристальнее всматриваться в сюжет, внимательнее слушать реплики героев, вживаться в реалии того времени. Главный разговор состоялся после просмотра картины.
Первым был вопрос о названии фильма:
– Почему такое странное название? Какой-то Хрусталев, которому в фильме посвящена одна секунда.
– Вроде бы да, одна секунда. Но фактически это первая осмысленная фраза, сказанная Берией после смерти Сталина, и знаменует она собой очень много: конец эпохи Сталина, начало новой жизни для всех этих людей – более светлой и счастливой. И много еще чего. По первоначальному замыслу фильм должен был начинаться иначе: мультипликационными кадрами, показывающими организм человека изнутри. Крошечная чешуйка должна была оторваться от стенки сосуда и закупорить его. Алексей хотел показать, как песчинка убивает тирана. Ведь действительно вождь народов умер от инсульта – это официальная версия, хотя существуют и другие. Мультипликация в то время была не на том уровне, который был нужен Герману. И сюжет картины начал складываться по-другому. Но так бывало со всеми его фильмами.
Вячеслав Шмыров на правах ведущего задал вопрос:
– Почему коренной петербуржец Алексей Герман – зрители знают его отца, известного писателя, автора знаменитой трилогии «Дорогой мой человек» Юрия Германа – почему он, любитель точности, достоверности в воссоздании атмосферы, вдруг разворачивает действие фильма в Москве?
– Вовсе не вдруг. Во-первых, я была москвичкой. И Герман долгое время жил в Москве. Во-вторых, именно в Москве происходили главные злодеяния сталинского режима. И в-третьих, Алексей с таким трудом нашел этот дом, в котором жил генерал, этот кусочек старой Москвы, интерьеры, предметы быта, и все это было очень московским. Перемести он эту историю в Ленинград, она была бы совершенно другой.
Вопрос от зрителя, потрясенного многоплановостью фильма:
– Не хотелось бы вам создать своеобразный путеводитель по фильму, объясняющий многочисленные детали и подробности, которые не открываются при первом просмотре даже опытным зрителям – что говорить о молодом поколении, для которого вся эта история как средневековый рыцарский роман, в том смысле, что культурные коды для них также не раскрыты?
– Эту информацию можно найти в критических статьях, в многочисленных интервью, но вы мне подали хорошую идею. Да, молодому поколению многое надо объяснять. И я вот сейчас подумала, что было бы интересно, во всяком случае, мне, издать сценарий «Хрусталева» с подробными комментариями на полях.
Вячеслав Шмыров признался, что сам на какие-то детали обратил внимание впервые, хотя смотрит картину не первый раз.
Киноакция «Ночь кино» продолжилась показом фильма Дмитрия Астрахана «Изыди!», вышедшим на экраны в 1991 году.
– Почему мы затеяли проект с показом фильмов 90-х? Одна из причин: они как-то очень быстро сошли со сцены. Конечно, это была эпоха смены форматов. В кинотеатрах произошла технологическая революция. Хлынули на экраны страны голливудские фильмы в невероятных количествах. Многие замечательные ленты 90-х не уцелели в памяти. Чтобы сегодня показать эту картину вам, мы заказывали копию в «Госфильмофонде». Даже у Астрахана ее не было, – рассказал Вячеслав Шмыров. – Оригинал ветхий и нуждается в реставрации.
Он передал слово Владимиру Кабалину.
– Это была первая режиссерская работа Астрахана. Снимали в Винницкой области на западной Украине. Принимали нас очень хорошо. Съемки продолжались около полугода. Собралась замечательная актерская «солянка». Сейчас уже многих нет с нами, тем интереснее лично мне снова увидеть их. Этот фильм стал последним для величайшего советского актера Николая Рыбникова. Работать с Дмитрием Астраханом тоже было интересно, потому что он еще ничего не умел, но чувствовал тему. Мне было, пожалуй, тяжелее всех, потому что приходилось метаться по всему Советскому Союзу то на гастроли, то на репетиции. Билеты на самолет было не достать, но мы как-то выкручивались.
– Вы снимались почти во всех фильмах Астрахана, это вам одному так повезло, больше никому из ТЮЗа? – спросил актера Вячеслав Шмыров.
– Почему повезло? Это не совсем удачное слово. Работать с Астраханом не сахар. И тогда, и сейчас. Он требователен. Я капризен. Мы познакомились, когда нам было по двадцать лет, подружились и дружим до сих пор, скучаем, если долго не видимся. Последний фильм, в котором я снялся у Дмитрия Астрахана – «Деточки», всем рекомендую его посмотреть.
– Как раз в конце октября мы планируем здесь в Ельцин Центре провести фестиваль «Кино и цензура», – рассказал куратор проекта Вячеслав Шмыров. – И «Деточки» обязательно попадут в повестку дня. Фильм-антиутопия, фильм-провокация, его обязательно надо смотреть. Приглашаю всех зрителей. Следите за расписанием, принимайте участие. А сейчас мы начинаем просмотр первой режиссерской работы Дмитрия Астрахана.
После просмотра фильма Владимир Кабалин рассказал, как снимались некоторые сцены, о дружбе с известным грузинским актером, исполнителем главной роли Отаром Мегвинетухуцеси.
– Это удивительный актер, – подключился Вячеслав Шмыров – Зрители его помнят по роли благородного разбойника Даты Туташхиа в фильме «Берега» по роману Чабуа Амирэджиби. Его герой – это собирательный образ из произведений Шолом-Алейхема, Александра Куприна и Исаака Бабеля, который становится для зрителя полной неожиданностью. Вместо забитого жизнью, испуганного, коверкающего слова человечка возник чернобородый красавец, единственный еврей и первый мужик на деревне. Кстати, это последний в истории советского кино фильм, который претендовал на премию «Оскар» в номинации за лучший фильм на иностранном языке.
В 90-е еврейская тема поднималась так же часто, как и тема сталинских репрессий.
По воспоминаниям самого Астрахана, на фильм со сметной стоимостью в миллион рублей по ценам того времени на «Ленфильме» ему выделили 100 тысяч. Остальные 900 тысяч помог добыть журналист Владимир Камышев.
Дмитрий Астрахан и автор сценария Владимир Данилов умело дозировали перепады сюжета: драматические моменты разряжались комическими фрагментами. Как в сцене, когда в разгар деревенского гуляния появляются новобрачные, а эксцентрические эпизоды перерастают в трагические. Астрахан и позже возвращался к теме геноцида еврейского народа, например, в фильме «Из ада в ад», судьба которого более успешна. Он рекомендован к просмотру на факультетах регионоведения и международных отношений. Вячеслав Шмыров высказал предположение, что фильм «Из ада в ад» более успешен потому, что в процессе съемок участвовали зарубежные партнеры. Они продвигали фильм на всех уровнях.
Завершилась первая всероссийская акция «Ночь кино» показом фильма Вячеслава Сорокина «Тоталитарный роман». Фильм вышел на экраны в 1998 году. Его представила исполнительница главной роли Галина Бокушевская.
Она поблагодарила зрителей, которые остались на просмотр картины.
– Все что мы делаем, – сказала она, – мы делаем для вас, нашего дорогого зрителя. Как и многие картины в 90-х, наш фильм из-за отсутствия финансирования снимался в течение долгих пяти лет. Режиссер требовал от нас полной достоверности. Он мне говорил: «Ты должна про свою героиню знать все!» После фильма я, натуральная блондинка, перекрасилась в иссиня-черный цвет, так у меня накипело. Очень многое не вошло в фильм и лично у меня осталось ощущение недосказанности, но я понимаю, режиссеру виднее. В зале сидит ваш земляк Алексей Федорченко – известный режиссер, он улыбается, знает, как приходится резать фильмы, иногда наступая себе на горло. Тем более тогда, когда все старались снять с первого дубля, пленку собирали по кусочкам. Что-то дал Герман, что-то Сокуров. Кстати, по поводу Сокурова. Меня пригласили на роль Евы Браун в фильме «Молох». Утвердили без проб и уже сняли мерки, как вдруг режиссер меня спросил: «А вы когда-нибудь снимались в кино?» Ему нужно было абсолютно не засвеченное лицо. А у нас в фильме «Тоталитарный роман» уже шло озвучание, и он вот-вот должен был выйти на экраны страны.
Галину Бокашевскую спросили, как ей работалось с такими мощными актрисами, как Ольга Волкова и Светлана Крючкова.
– Меня очень напугали перед съемками. Сказали, что Крючкова может и матом покрыть. Я решила: если за дело, то пусть. Но ругать меня было не за что, тексты свои я знала наизусть, а вот напугать меня она напугала. Решили сцену снять без репетиций, когда моя героиня приносит заявление на увольнение своей начальнице. Крючкова так рявкнула, что я выпала из кадра. Она потом говорила, что это она вполсилы крикнула, но пришлось делать второй дубль. Ольга Волкова нежнейшим образом заботилась обо мне. В сцене, когда я лежу на снегу, она пожертвовала мне свои теплые рейтузы. Зимой на съемочной площадке это подвиг. Мы до сих пор дружим. Я сегодня их обеих поздравила с Днем кино.
Вопрос из записки: «Вы сами прыгали из окна или каскадер?»
– Я сама прыгала, и сама босиком бежала по снегу в одной ночной сорочке, но с первого дубля не получилось снять сцену, а на втором дубле я уже так охладилась, что потеряла сознание, и меня прямо в сорочке срочно отвезли к спортивным врачам, яхтсменам, которые несколько часов приводили меня в чувство. Я даже не заболела, но на всю жизнь запомнила, что актриса не имеет права так рисковать собой, фильмом, съемочной группой.
Актриса рассказала, что ей очень нравится Екатеринбург, теперь это и ее город, потому что здесь у нее родился внук, и она с самого утра отправилась на прогулку, чтобы поснимать для него виды города. Здесь она получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Тоталитарный роман». И все деньги оставила в маленькой ювелирной лавчонке при гостинице, заплатив за красивейшее авторское ожерелье из аметистов и очень редкого камня – уваровита. Актриса до сих пор уверена, что в девице из ювелирной лавки было что-то от Хозяйки медной горы.
– У вас замечательный город. Замечательный Ельцин Центр. Хочется сюда вернуться. Я привезла вам привет от Вячеслава Сорокина и тоже хочу поздравить вас с Днем кино, этой волшебной сказкой для взрослых, которой мы все заражены с детства. Мы верим, что кино снова станет самым важнейшим из искусств и будем к этому стремиться.
Первая всероссийская акция «Ночь кино» завершилась глубоко за полночь. Зрители не хотели расходиться и в фойе Кино-конференц-центра продолжали задавать все новые и новые вопросы. Все в один голос говорили, что соскучились по такому уютному камерному формату как встреча с артистом или режиссером, который представляет фильм и рассказывает, что происходило по ту сторону экрана.
Ведущий вечера Вячеслав Шмыров пообещал, что встречи в таком формате обязательно продолжатся:
– Готовятся новые проекты, обсуждаются фестивали, ведутся переговоры с участниками. Следите за афишей Ельцин Центра!