Павел Селин: «Это была эпоха настоящих мужиков»

14 июня 2019 г.Татьяна Филиппова
Павел Селин: «Это была эпоха настоящих мужиков»

В Ельцин Центре 31 мая режиссёр Павел Селин представил документальный фильм «Юра музыкант» о легенде русского рока, основателе и бессменном лидере группы «ДДТ» Юрии Шевчуке.

В фильме собраны фрагменты разговоров музыканта с автором фильма Павлом Селиным, размышления поэта о прошлом, настоящем и будущем страны на протяжении 11 лет.

За эти годы съёмочная бригада проехала с группой десятки городов, побывала в нескольких турах, в студии ДДТ в Санкт-Петербурге и деревне, где Шевчук пишет стихи.

– Шевчук всегда был абсолютным эксклюзивом, – говорит Павел. – Появление его на любом мероприятии – это кассовый сбор. Он мало даёт интервью и ещё меньше интервью телевизионных. Это человек, который не любит и не подпускает к себе журналистов, телевизионщиков, отказывается от съемок. Поэтому подойти к нему с камерой, как говорил один известный киноперсонаж, – это не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Попасть с камерой в его внутреннее пространство – вещь, сложно осуществимая. Жора Угаров, оператор-постановщик этого фильма, он был хорошо знаком с Юрой и все время говорил: «Надо нам что-то сделать про Шевчука!». Он с ним договорился, и мы начали снимать. Это, было примерно так же, как если бы в 70-е вдруг кто-то начал снимать фильм про Владимира Высоцкого. Я схватился за эту возможность. Для меня Шевчук не просто музыкант и лидер культовой группы. Он выразитель мысли целого поколения, выразитель времени, камертон, чистый звук. Очень непростой человек, авторитарный руководитель, твердо знает, что он хочет. У него все должно быть идеальным: звук, цвет, свет, запись, концерт, альбом. Он поэт с большой буквы, который пропускает через себя нашу жизнь, и выдает ее в виде музыкальных текстов, в виде слова. Этого слова очень многие ждут. Там за окном происходят непонятные и неприятные события. Люди не знают, как к ним относиться. Огромное количество моих друзей и знакомых растеряны. А когда человек растерян, он ищет какую-то опору или ориентир, чтобы за него зацепиться. Часто такими маяками становятся люди, на творчестве которых ты вырос, которым ты доверяешь, поэтому ждёшь от них слова, хочешь знать, что они про это думают. И тогда тебе самому легче сформировать свое мнение. Я, может быть, и взялся за этот фильм, чтобы люди услышали это слово от Шевчука. И им стало бы легче сформировать свое отношение к вызовам времени.

Режиссёр побывал в Музее Бориса Ельцина и поделился впечатлениями о нём.

– Давно мечтал побывать здесь. Огромное количество моих друзей и коллег уже были в музее, и я исходил белой завистью, когда они писали и выкладывали фотографии на своих страничках. Это была мечта. Потому что эпоха Ельцина – это моя студенческая юность, время учёбы в университете и начало работы на НТВ. Мне по-человечески обидно, когда её значимость сознательно принижают, пытаются переписать и оболгать. Будто бы это черное отвратительное время, когда Россия развалилась, и во всем виноват Ельцин. Это невероятная несправедливость. Кроме того, ненавижу само выражение «лихие 90-е». И даже придумал название для фильма, который когда-нибудь сделаю – «Лихие из 90-х».

Музей всё расставляет на свои места, рассказывает о том, какой противоречивой и непростой была эта эпоха. Она не была ни хорошей, ни плохой. Трудной. Разной. Это было одновременно страшное и счастливое время свободы, иногда смертельно опасной.

Меня как телевизионщика порадовали и восхитили некоторые приёмы в работе с изображением. Особенно две вещи: кино, которое идёт в троллейбусе; и изображение в камере, которая записывает прощальное обращение Бориса Николаевича, когда он говорит: «Я ухожу!». Эта фантастическая придумка, потому что человека нет в кресле, но он есть в камере, в видоискателе. И для меня это прямо космос. Человеку, который придумал этот ход, мой громадный респект.

– Павел, а вы обратили внимание, что чай в кружке дымится и это создает ощущение, что человек просто вышел ненадолго?

– Сейчас вернусь и досмотрю. Эффект присутствия ощущается во всем. Будто ты присутствуешь в том времени и ждёшь этих слов, когда он говорит преемнику: «Берегите Россию!». В витрине подарков увидел чудесный, оранжевый свитер, что подарил Борис Немцов. Я был с ним хорошо знаком, можно сказать, что мы приятельствовали. Сразу вспомнил невероятную историю, которую рассказывал мне Немцов. И, слава Богу, она у меня есть в записи на интервью, которое мы снимали для фильма про Черномырдина. Он рассказывал, как приезжал в загородную резиденцию Бориса Николаевича, уже в качестве названного преемника. Тот его натаскивал, готовил к должности первого лица государства. Борис как-то приехал к началу программы «Время», в которой появляется Доренко и с первой до последней секунды оскорбляет Бориса Николаевича. Как только он его не называл, ну просто в хвост и гриву. Борис Николаевич стал бордовым от негодования. Члены семьи незаметно растворились, и он остался один, деваться было некуда, вжался в кресло. Думал, президента хватит удар от того, что в главной передаче, на главном канале страны его унижают и оскорбляют не как политика, а именно как человека.

– Что было дальше?

– Заканчивается передача, Борис Николаевич выключает телевизор, сидит, отдышался и говорит: «Ну всё, пойдём пить чай». Это я пересказываю со слов Бориса, царство ему небесное. Эта история о том, каким был стиль управления средствами массовой информации. Это не придуманная свобода слова. Он не ограничивал её даже тогда, когда его задевали первые каналы страны. И вот вам другая история, она вспомнилась мне у витрины, где куклы Ельцина, Лебедя и Зюганова. Мне рассказывал Черномырдин, как однажды пришёл к Ельцину и говорит: «Надо что-то делать с этими «Куклами». Они переходят все границы. Это уже не критика, а личное оскорбление. Надо их закрывать!». На что Борис Николаевич ему сказал: «Знаете что, Виктор Степанович?! Я терплю, и вы терпите». Это к разговору о свободе слова, о том, что и как тогда происходило в сфере, которая лично мне очень близка. Потому что я журналист, и тогда как раз работал на канале НТВ.

– Что ещё вы отметили?

– Отметил зал с баррикадами 1991 года. Меня пробило до слез. Это такое напряжение, невероятное по энергетическому воздействию. Как-то все это нахлынуло. Я не был там, только школу закончил, поступил в университет. Но благодаря этой экспозиции, очень чётко представляю, что тогда происходило. Это один из самых мощных залов музея. Ощущение от экспозиции, посвященной 1993 году, тоже невероятное. Впервые услышал слова Бориса Николаевича про то, что нас обожгло этой братоубийственной войной, чуть-чуть опалило, мы не сгорели, но обожглись. Я делал много сюжетов на НТВ в «Главном герое», связанных с этой эпохой. Про дом на Осенней, где жил Борис Николаевич, общался с Казанником, будущим генеральным прокурором, со многими людьми, которые там жили. Делал сюжет про ГКЧП. Шёл по музею и понимал, что брал интервью у этого человека, делал сюжет об этом человеке, снимал фильм про Черномырдина, говорил с ним про Бориса Николаевича. В «Шестом дне» пересказал нашему экскурсоводу историю, которую мне Виктор Степанович рассказывал.

– Поделитесь.

– К Борису Николаевичу накануне операции подходили разные плохие люди и предлагали решить вопрос президентства одной подписью. Если бы он подписал, могло бы случиться всё, что угодно, например, остановилось бы сердце на операционном столе. Он, естественно, этого не сделал, потому что понимал, что может произойти. Черномырдин – один из немногих, кто никогда не предавал Бориса Николаевича. В отличие от куда более близких людей. Когда записывал интервью с Наиной Иосифовной, рассказал ей эту историю. Оказывается, она ничего не знала, её берегли, если бы ей рассказали, это могло бы её просто убить. Когда мы говорили, Татьяна стояла в дверях, и Наина Иосифовна спросила её: «Таня, а ты знала, что так папу хотели убрать?» Конечно, Таня знала. Трудно представить, сколько всего свалилось на их плечи. Для меня это близкая тема. Поймал себя на мысли, что в этом музее представлено много такого, что касается и моей жизни.

– То есть у вас все-таки состоялся эффект погружения?

– Абсолютно состоялся. Полный эффект погружения. Вот сделал себе фото в телефоне: магазин с пустыми полками, где стоит пирамида из консервных банок салата из морской капусты. Это фантастика! Я всё помню. В 1989 году жил в Старом Осколе, заканчивал школу. Помню, только-только отстоял в магазине очередь за хлебом, часа три, не меньше. Когда хлеб привезли, огромная толпа рванулась так, что разлетелись стеклянные витрины и кого-то очень сильно порезало. Схватив две буханки, я побежал. А через день прилетел по обмену в ФРГ, зашёл в немецкий магазин и обалдел.

Увидел сейчас салат «Дальневосточный», и на меня нахлынуло. Я часто рассказываю детям про пустые полки в магазинах. Теперь мне есть что им показать. Мне кажется, что они и представить этого не могут. Специально для них снял пирамиду из консервных банок на телефон, чтобы показать, как было в реальности.

Могу подтвердить, что так оно и было. Это очень правильная история. Погружение с помощью артефактов, когда ты все видишь и переживаешь заново. Прямо холодок по спине. Погружение дает очень сильный эффект. Особенно тем, для кого это личная история, кому она дорога, кто это пережил.

Хочу сейчас ещё раз пройтись по музею и все внимательно посмотреть, подробно, потому что фактов невероятное количество. Именно таких, настоящих, как неподписанный «Союзный договор». Что мы знаем об этом?

Я снял цикл для канала «Пятница» – «Красные башни. Тайны московского Кремля». 4 ноября будет премьера. У меня одна серия посвящена государственным символам. Мы поднимались с верхолазами ФСО и снимали на камеру главный флаг страны. Если бы я только знал, что здесь у вас хранится такая реликвия – флаг, который водрузили 25 декабря 1991 года.

– По протоколу после срока службы флаг должны были уничтожить, но его спас комендант Кремля.

– Если бы я знал, мы бы, конечно, приехали сюда со съемочной группой. «Красные башни» – познавательный проект. Мы ведём его вместе с сыном – молодым журналистом. Как представители двух разных поколений делимся взглядами на одни и те же вещи.

Флаг – удивительный экспонат. И этот не подписанный «Союзный договор». Здесь много всего уникального, ценного, но самое сильное место это воспроизведенный президентский кабинет. Эта трансляция в видоискателе, когда видишь её, внутри что-то ёкает. Ты чувствуешь, как у тебя на глазах творится история.

– Вы, как автор фильма о Черномырдине, конечно, знаете, что он, как и Ельцин, родился на Урале. Родом из Оренбуржья, тех же мест, что и Наина Иосифовна.

– Это были люди с мощным человеческим основанием. Они не метались, не перебегали из лагеря в лагерь. Наина Иосифовна сказала на прощании с Борей Немцовым, что 90-е были «эпохой ярких личностей, не в пример нынешней серости». Мне кажется, только такие личности, как Борис Николаевич, могли все это вытянуть на себе. Это к вопросу о том, что рождает личность. Эпоха рождает личность или личность эпоху.

Это была эпоха настоящих мужиков. Вот не зря же они нашли друг друга с Черномырдиным. И тот, и другой производственники, инженер и строитель, прошли всю производственную историю от рабочего до министра, партийную систему управления от низов до самых верхов. Правда, лучше не скажешь: «Эпоха ярких политических личностей».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.