«Память на полях: советский человек в документах и дневниках» — это новый цикл лекций и архивных лабораторий в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Он рассказывает, как через дневники, письма и домашние архивы историки стараются исследовать и понять целую эпоху. Курс стартовал 14 сентября и включает шесть встреч со специалистами центра «Прожито» Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В рамках цикла пройдут три лекции и три исследовательские лаборатории, где участники смогут не только узнать о подходах к работе с личными источниками, но и самостоятельно попробовать себя в роли архивистов и исследователей. Курс в целом позволит взглянуть на огромный этап в истории страны глазами тех, кто его пережил, поможет понять эмоции и мысли людей советского времени.
Кандидат исторических наук, основатель и директор Центра изучения эго-документов «Прожито» Михаил Мельниченко открыл новый цикл лекцией «Советский Союз в зеркале личного дневника». Он пояснил, что проект «Прожито» был создан десять лет назад как площадка для сбора и публикации текстов личных дневников на русском языке, поэтому экспертиза центра в этом вопросе — самая сильная его сторона. Работая с такими текстами, центр «Прожито» стремится спасти от забвения истории жизни конкретных людей, не дать им раствориться в большой «государственной» истории, показать их красоту и важность.
— За десять лет мы обработали дневники многих тысяч людей, в нашем цифровом архиве сейчас зарегистрировано почти пять тысяч копий описанных специалистами дневников, блокнотов и тетрадей, — отметил Мельниченко. — Такие вещи, не осевшие в государственных архивах и музеях, нуждаются в посредниках, которые будут о них заботиться и помогать им добраться до исследовательского сообщества и заинтересованной публики.
По его словам, в Россию традиция ведения личного дневника приходит из Европы и становится заметным явлением к середине XVIII века. Зародившись в дворянской среде, она со временем набирает большую популярность — во многом благодаря публикации дневников художницы Марии Башкирцевой на излёте XIX века и студентки Сорбонны Елизаветы Дьяконовой в начале XX века — и постепенно демократизируется. К 1917 году дневники вели уже абсолютно на всех уровнях общества — от членов императорской семьи до малограмотного крестьянства.
Исследователи отмечают два пика ведения дневниковых записей: Первая мировая война, переходящая в революцию и Гражданскую войну; Великая Отечественная.
— Война — это период очень тяжелых испытаний, когда людям нужна поддержка, нужен собеседник и способ усвоить новый страшный опыт. Именно поэтому война дала исследователям абсолютно немыслимое приращение материалов, — подчеркнул Мельниченко. — На фронте было очень популярно вести дневники, несмотря на запреты. Мы знаем десять тысяч авторов русскоязычных дневников, из них 2100 — фронтовики, а 650 — жители блокадного Ленинграда. То есть, по большому счёту, каждый пятнадцатый дневник за последние три века на русском языке вёлся в блокадном Ленинграде. Это удивительное число.
История советского дневника — это ещё и история репрессий. Недавно полностью и без купюр были опубликованы дневники поэтессы Ольги Берггольц, которая до последних месяцев своей жизни очень подробно и искренне их вела, описывая всё, что с ней происходит. Эти дневники теперь стали не только «голосом блокадного Ленинграда», но и свидетельством унижений, побоев и пыток в тёмные годы сталинских репрессий.
— Если ты живешь в ситуации коммуникативного голода, если тебе не с кем делиться переживаниями, то дневник становится твоим собеседником и позволяет немножко выпускать пар, — отметил лектор. — Для меня главная функция дневника — терапевтическая, ведь их очень часто начинают вести в стрессовые моменты. Дневник многим позволял и позволяет справляться с переживаниями.
В советскую эпоху дневники вели не только писатели или учёные — это стало массовой практикой. Солдаты, школьники, крестьяне писали о себе, о жизни вокруг, о войне, о чувствах. Однако всплески внимания к этому жанру зачастую были инициированы властью сверху, как это было в период индустриализации; или педагогами, которые начинали учить вести дневники и всячески поощряли эту практику.
— В послевоенное время важной лабораторией дневникового текста становятся пионерские лагеря, потому что как минимум в «Артеке» детей учили вести пионерские журналы, — отметил Мельниченко. — Мы сейчас видим много детских дневников, которые начинаются с момента возвращения из «Артека», а уже дальше человек может втянуться в процесс «самодокументации» и вести дневник на протяжении всей жизни.
В 90-е годы очередная большая волна интереса к ведению дневников была вызвана публикацией в популярном детском журнале «Трамвай», где говорящий попугай Арра раздавал читателям рекомендации по ведению дневника. Очень большое количество детских и подростковых дневников представителей того поколения начинается именно с этой публикации.
В ходе исследовательской лаборатории, которая состоялась сразу же после лекции Мельниченко, её участники смогли поработать с подлинными дневниками из архива «Прожито». Узнавали, как работать с почерком, пометками, носителем, вложенными предметами, учились понимать, как извлечь максимум смысла из, казалось бы, частных записей.
Архивист центра изучения эго-документов «Прожито» Георгий Шерстнёв пояснил, на кого ориентированы такие занятие и чему они могут научить как профессионалов, так и любителей истории, владельцев семейных архивов.
— Какую цель вы ставите перед собой и потенциальными участниками лабораторий?
— Наша главная задача — на конкретных примерах показать широкой аудитории, что исторические вопросы, источники, находки могут быть не такими, какими многие привыкли их видеть. Предметом истории может быть частная жизнь людей, ценные исторические материалы могут быть частью семейного быта, в самых неприметных на первый взгляд бумагах могут открываться драматичные сюжеты. Точка зрения свидетелей больших исторических событий может позволить нам увидеть в этих событиях что-то совершенно новое.
Поскольку изучение практик работы хранителей домашних архивов с исторической памятью — существенная часть исследовательской программы центра «Прожито», мнения и наблюдения участников, их опыт работы с семейными документами, вопросы, которые они ставят, будут для нас очень важны. Общественная архивистика — явление, которое мы исследуем и частью которого одновременно являемся, — рождается не в кабинетах, аудиториях и крупных государственных хранилищах, а на пересечении деятельности профессионалов и всех, кто хранит у себя документы и что-то с ними делает.
— Кто может поучаствовать в работе лаборатории?
— Принять участие могут все профессионально занимающиеся или интересующиеся историей, а также владельцы семейных архивов, даже если их архив — это пара фотоальбомов или стопка писем.
— Чем эта работа может быть интересна профессионалам и привлечь внимание любителей?
— Профессионалы познакомятся с нашими методами работы с историческими документами и узнают о нашем опыте, а также получат возможность поделиться своим. Непрофессионалы смогут познакомиться с тем, как историки изучают повседневность и личный опыт людей на основе тех документов, которые с большой вероятностью хранятся у них самих, примут участие в настоящих небольших исследованиях, результат которых непредсказуем.
— Как полученные навыки и знания участники могут использовать в дальнейшем?
— То, что мы расскажем на встречах, поможет участникам систематизировать свой семейный архив, увидеть в нём новые сюжеты и значения, научиться о нём рассказывать. Мы хотим показать, что история ближе, чем кажется, каждый день мы сами участвуем в её производстве. Повседневный опыт каждого участника поможет прочитать и понять документы, с которыми мы будем работать, а опыт чтения этих документов научит осмыслять себя как субъекта исторического процесса.
12 октября сотрудники центра «Прожито» Анастасия Павловская и Георгий Шерстнёв выступят с лекцией «Что такое домашний архив?», а после неё состоится исследовательская лаборатория «Архив как пазл».
