По-осеннему холодный конец сентября ученики и некоторые выпускники московской гимназии №1567 провели, можно сказать, путешествуя во времени: ребята совершили настоящее погружение в историю 90-х в Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге. Инициатор поездки – известный педагог Тамара Эйдельман, которая неоднократно бывала в Ельцин Центре. На сей раз учителю удалось заразить своим интересом к истории 90-х не только детей, но и директора гимназии №1567 Андрея Козлова.
Первым делом школьники, получив от преподавателя задания, направились в Музей Б.Н. Ельцина. Пока молодежь блуждает в «Лабиринте истории ХХ века», мы с Тамарой Эйдельман успеваем побеседовать – о том, что в который раз приводит педагога и ее учеников в Ельцин Центр.
– Когда я приехала в Ельцин Центр в первый раз, то поняла, что мой долг – привезти максимальное количество учеников и учителей, – рассказала заслуженный учитель России, преподаватель истории гимназии №1567 Тамара Эйдельман. – Музей Ельцина совершенно невероятный. Невероятный по своему качеству. Как учитель я испытываю настоящий кайф от того, какое количество различных педагогических приемов можно здесь реализовать и сколько можно сделать. И конечно, все настолько проникнуто духом свободы и демократии, что я счастлива.
– Какие воспоминания у вас просыпаются в нашем музее?
– Музей невероятно живой. У меня остались воспоминания о 90-х, с одной стороны, как о тяжелых, голодных, бандитских, а с другой – как о счастливейшем периоде жизни. Периоде свободы, надежд, развития. И это здесь очень хорошо передано. Когда мои дети были маленькими, они спрашивали, почему мы, их родители, в 90-е не стали миллионерами. Я ответила, что мы на митинги ходили.
– Почему экспозицию важно увидеть современным школьникам? Чему посещение Ельцин Центра может научить?
– Школьникам важно чувствовать дух прежних эпох, а 90-е – это важнейший период в истории нашей страны. Сейчас этот период осознанно мажется грязью, а в Ельцин Центре, мне кажется, делается прививка против этого. При этом она не апологетическая. Здесь дают возможность размышлять, увидеть период под разными углами зрения.
– Какие задания вы дали ученикам?
– Важно, чтобы дети не просто прошли по музею с экскурсоводом, а изучили его сами. Перед просмотром анимационного фильма им был задан вопрос «О чем рассказывает этот фильм? Согласен ли ты с его концепцией или нет, что бы ты добавил или убрал?» В «Лабиринте истории ХХ века» школьники должны будут выбрать один экспонат, который ярче всего рассказывает об историческом периоде. Это позволит внимательнее осмотреть экспонаты, а также подумать, в чем суть каждого периода.
– С каким багажом впечатлений уехали из Ельцин Центра те две группы школьников, которые благодаря вам здесь уже побывали?
– Для меня критерий – то, что, когда я полтора года назад, в ноябре, привезла сюда школьников в первый раз, а потом стала снова собирать группу, почти все, кто были впервые, захотели приехать в Ельцин Центр снова. И те несколько человек, которые тогда были десятиклассниками и теперь перешли в 11-й, сегодня вновь здесь. Одна из девочек, которая с нами ездила, сказала, что не может больше в другие музеи ходить, потому что в Ельцин Центре такая необычная подача материала, что все остальные музеи ей кажутся скучными.
– В вашей школе особый подход к истории?
– Мы стараемся не разделять российскую и мировую историю. И мы очень большое внимание уделяем развитию мышления, работе с источниками, их анализу, выявлению фактов и мнений. Дети не обязаны быть профессиональными историками. Но это очень важное умение – работать с информацией.
– Насколько активно сегодня переписывают историю?
– Активно как всегда. Историю всегда переписывали, переписывают и будут переписывать. С одной стороны, это хорошо, история не стоит на месте, развивается. Но, с другой – у нас должна быть прививка, и любое сообщение, связанное с историей, мы должны анализировать, не брать на веру.
Между тем ребята успели уже и музей осмотреть, и оценить анимационный фильм, рассказывающий о перипетиях российской истории. Своими мнениями гости откровенно поделились во время обсуждения, а после него побывали на открытии выставки «Время первых», приуроченной к 80-летию Эдуарда Росселя, первого губернатора Свердловской области и соратника Бориса Ельцина. Затем ребята отправились на лекцию «Власть и общество в сталинском СССР» советского и российского историка, доктора исторических наук, профессора МГУ и ВШЭ Олега Хлевнюка.
– Музей Б.Н. Ельцина замечательный, а сам Ельцин Центр – колоссальный культурно-просветительский центр, – поделился впечатлениями директор гимназии №1567 Андрей Козлов. – Если оценить, какие программы реализуются в Ельцин Центре, какие организуются выставки, становится очевидно, что это центростремительное место, и не только для Екатеринбурга – для всей России.
– Какими были ваши 90-е?
– Помню, мы организовали археологический лагерь в Старой Ладоге, и снимали все занятия с детьми на видео. В августе 1991 года я взял камеру и пошел к Белому дому. Моя камера была большой и полупрофессиональной, мне сказали: «Пресса, проходите». Я прошел в Белый дом, снимал митинг. И мне было очень приятно, что потом ко мне подбежали наши дети из школы, они также были на митинге и сказали: «Андрей Ефимович, вы с нами!». Вся Манежная площадь была заполнена. Страха не было – это было единение. Что касается тех троих ребят, которые тогда погибли, – их однозначно жаль, но они, по сути, преградили путь отступающим, потому что БТР уже уезжали. Было понятно, что уже все закончилось. Когда все зашли в туннель, я спросил: «Что они делают?» В действиях ребят не было смысла.
В 1993 году все было по-другому. Егор Тимурович Гайдар приглашал всех прийти к Моссовету, но от нашей школы туда пошел только один учитель. Москва опустела, она как будто была брошена. В ночь, когда начался путч, я проезжал по центру. На улицах никого не было. Хорошо еще, что никто не начал громить магазины, потому что полиции почти не было, а народ просто наблюдал за происходящим со стороны.
Также Андрей Козлов поделился воспоминаниями о том, как жизнь его семьи оказалась связана с Борисом Ельциным.
– История относится к 1985 году, когда Бориса Николаевича уже перевели в Москву. Как известно, он любил волейбол. Тогда в культовой волейбольной команде СССР играли Константин Рева, Владимир Щагин и Валентин Китаев, мой тесть. У нашей семьи несправедливо отнимали землю. Доказать, что это несправедливо, было невозможно. Тесть к тому времени уже потерял обе ноги и сам ходить никуда не мог. И вот выходит моя теща из Комитета партийного контроля, где ей сказали, чтобы она не клеветала на честных коммунистов, – и вдруг видит, что навстречу идет Борис Николаевич Ельцин. И она обратилась к нему: «Борис Николаевич, вы мне очень нужны!». Она объяснила Ельцину, что ее муж, профессор Китаев, двукратный чемпион мира, попал в такую ситуацию. Борис Николаевич переспросил: «Валентин Евгеньевич? Пойдемте!» На следующий день того, кто нам вредил, сняли с должности, а нам всё вернули.
Впечатлениями от посещения Ельцин Центра и изучения истории 90-х поделились и юные гости Центра.
– Мне очень понравился Ельцин Центр, он очень современный, – сообщила Валерия Безлюдова, которая побывала в Ельцин Центре уже второй раз. – Во время первой поездки эмоций было еще больше.
– Я уже во второй раз приезжаю в Ельцин Центр, – продолжил участник поездки Николай Агузаров. – Во время первой поездки я просто изучал экспонаты, а сейчас я смотрю на них другими глазами. Мне особенно понравились кабинет Ельцина и зал, где читают «Конституцию». Это пробудило во мне чувство патриотизма. Для меня 90-е – время перемен и открытых возможностей, интеграции в мир.
– Экспозиция музея интересная, хотелось бы увидеть больше экспонатов, – отметил Павел Рогатов. – Что касается 90-х: реформы и демократия – это хорошо. Но на практике моя мама работала медсестрой, и в ее отделение в 90-е часто попадали люди с огнестрельными ранениями. И я невольно задаюсь вопросом: нужна ли свобода с такими жертвами?
– Поражен до глубины души, – рассказал Федор Архипов, студент юридического факультета ВШЭ и выпускник гимназии №1567. – То, что я здесь увидел, подача информации, превзошло все мои ожидания. Меня охватывает гордость, что подобный центр появился не в столице, а в регионе. В одном из залов Музея Б.Н. Ельцина знаменитые деятели культуры читали отдельные статьи «Конституции». И меня как юриста и гуманитария это тронуло до глубины души. Я всегда искренне уважал Бориса Николаевича Ельцина. Сейчас больше узнал о его заслугах и убедился, что человек во власти может искренне хотеть изменить страну к лучшему. В это раньше я верил с трудом.