"Остров 90-х": осмыслить эпоху

2 сентября 2015 г.
"Остров 90-х": осмыслить эпоху

Проект «Остров 90-х» открывается на сайте Colta.ru при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина и в сотрудничестве с образовательным порталом «Твоя история». В рамках проекта в Музеон продет фестиваль «Остров 90-х» (программа).

Последние десять лет ХХ века. Первые десять лет новой, постсоветской России. Ее молодость. Время, когда все перевернулось, подули все ветры сразу и надо было заново учиться дышать непривычным и острым воздухом свободы. Трудное время — жить в эпоху перемен никогда не бывает легко. Мы не хотим идеализировать 90-е. Но не хотим и мириться с тем, как упорно их красят в один — черный — цвет.

Между тем всем нам предстоит осмыслить, чему нас научило это время. Для этого и приглашаем на «Остров 90-х».

Уроки 90-х — тема практически неисчерпаемая; к тому же каждый новый поворот нашей нынешней жизни делает ее по-новому актуальной.

Почему «остров»? Настоящие девяностые — не черно-белые, не залепленные ярлыком «лихие» — все еще остаются во многом и для многих terra incognita, неведомой землей, затерянным миром.

Предлагаем открыть его заново. Увидеть не плоским, а объемным и цветным. Осознать, как сильно конец десятилетия отличается от начала и даже 1995-й от 1994-го: месяц тогда шел за год, год — за три. Узнать о тогдашних чувствах и настроениях из первых рук. Посмотреть по-новому на известные события и фигуры, в первую очередь — на Бориса Ельцина, первого президента России, музей которого открывается в ноябре в Екатеринбурге. Понять, что значил этот период небывалых возможностей, интенсивных поисков, экспериментов и открытий для литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра, медиа.

Приглашаем вместе с нами исследовать этот мир, потому что уверены: это не прошлое. Оно не исчерпано. Там, на острове, не только корни проклятых вопросов, встающих перед нами сегодня, но и ключи ко многим ответам. А еще — источники вдохновения и азарта, которых сейчас так не хватает.

Открывают «Остров 90-х» воспоминания деятелей культуры, журналистов: Александра Архангельского, Юрия Богомолова, Юлия Кима, Юрия Роста, Льва Рубинштейна, Константина фон Эггерта, Генриетты Яновской и других.

Александр Архангельский, писатель, телеведущий:

— Ходил, как на работу, на митинги и шествия — я и тогда не любил этот жанр, но куда деваться? Если тебе дали вдохнуть настоящего воздуха, обратно в спертый ты уже не захочешь. Так что в августе 91-го вопросов, где я, с кем я и за что, не возникало. Я с теми, кто у Белого дома, против тех, кто у красного Кремля. Можно сколь угодно ясно сознавать, что некоторая доля правды… хорошо, не правды, скажем по-другому… не только коварство и борьба за власть, но искренняя боль у твоих заклятых оппонентов есть. Но когда все мирные развилки пропущены и ты поставлен перед выбором — или создавать новое государство, или дышать трупным ядом старого, долго думать не приходится.

И дальше не было особенных вопросов, поскольку я прекрасно понимал, что умершую экономику иначе как дефибриллятором не завести. Другое дело, что никто не собирался работать с реальными социально-психическими травмами, никто не пытался их лечить. За что сейчас во многом и платим. Но это уже разговор отдельный…

Юлий Ким, поэт, писатель:

— Перемены начались уже при Горбачеве. Первый знак ¬¬- фильм Абуладзе «Покаяние» и тут же — возвращение А. Д. Сахарова в Москву. Ну и далее: завершение Афганской войны, падение Берлинской стены, мятеж ГКЧП и его мгновенная и почти бескровная ликвидация. Великая августовская революция.

Эйфория после августа 91-го рисовала перспективу мощного развития демократии и рыночной экономики, и процесс пошел, но, увы, зигзагом (мятеж 93-го, чеченская война, расцвет криминала и бюрократии и их сращивание и т. п.). С отменой цензуры я, естественно, почувствовал себя свободнее уже в 1988 году, когда сочинил пьесу о наших диссидентах («Московские кухни») и она пошла в четырех городах…

Александр Морозов, политолог, публицист:

— Я в 1985 году пошел работать в «Учительскую газету». И там по поведению ее главного редактора Матвеева было ясно, что «подули ветры перемен». Мы с друзьями в 1987 году начали выпускать самиздатский журнал, и это занимало меня больше, чем все остальное. Вместе с этим журналом в 1989–1990-м я влился в полноводную реку так называемого неформального движения того времени. Это было движение за обновление. Никто не знал, что надо обновлять, как и чем это обновление должно закончиться. Настроение тогда было хорошее.

18-летний сын как раз задавал вопрос: «Как вы тогда, в начале 90-х, представляли себе будущее — свое и страны?». Задавая его, он дал мне понять, что ему заранее ясно: мы (а мы в его понимании — это «поколение Гребенщикова») в результате остались в проигрыше, потому что неизвестно чего хотели. Но реально в поколении ведь разные люди, с разными устремлениями. Та среда, к которой я принадлежал в 1989–1991 годах, ставила акцент не на «социальной справедливости», не на «рынке», не на «социализме с человеческим лицом» и т. д. А исключительно на восстановлении «приватной сферы» и на условиях сохранения достоинства человека. Зачем государство постоянно лезет в частную жизнь и почему обязательно с пошлостью, казенщиной, а в худшие времена — с насилием — вот главный вопрос периода излета советской системы…

Юрий Рост, фотограф, писатель:

— …Я работал в «Общей газете» и на телевидении, на канале «Рен-ТВ» делал свою программу «Конюшня Роста». Это было чудесное время, замечательное, когда что-то менялось, какая-то молодость страны, совсем новое отношение. А потом эта страна моментально постарела, после пластических операций стала какой-то старой, вялой, обрюзгшей и очень похожей на себя ту, какой была когда-то.

Это началось до 90-х: приход Горбачева, разрушение Стены, первые съезды, возвращение Сахарова; собственно, 90-е годы — это продолжение событий конца 80-х годов. Я думаю, что 90-е — это время нереализованных возможностей: люди были готовы к тому, чтобы жить по-человечески, но опять захотели вернуться в стойло, ну что поделаешь.

Лев Рубинштейн, поэт:

— Началом 90-х, конечно же, можно считать август 91-го. Я в то время был в Москве. И во всем участвовал как мог. И все, что мог, видел. И вместе со всеми все переживал. А чем занимался? Ну, более или менее тем же, чем и до этого. Писал. Интенсивно читал газеты, что было для меня принципиально новым занятием. Это вообще было время, когда газетная словесность была (или казалась) значительно интереснее и актуальнее во всех смыслах, включая художественный, чем словесность книжная или «толстожурнальная».

Знаки перемен стали улавливаться еще раньше, в самом конце 80-х. Поскольку жизненные и социальные реалии острее воспринимались через оптику частной жизни, то и знаками стало то, что меня и моих друзей стали активно публиковать, переводить на разные языки и приглашать в разные страны….. Тогда (как, кстати, и теперь) я исходил из того твердого ощущения, что в нашей стране может быть ВСЕ ЧТО УГОДНО. Тогда были большие надежды, но и большие опасения относительно того, сможет ли общество переварить и усвоить свалившуюся на его голову свободу. Время было одновременно духоподъемное и тревожное. В те годы многие потеряли то, к чему привыкли. Многие обрели то, на что и не надеялись.

Генриетта Яновская, режиссер:

— 90-е застали меня в Москве, в Московском ТЮЗе, где я тогда, как и сейчас, работала главным режиссером. Эта ситуация сложилась в конце 80-х. Наверное, конец 80-х был для меня началом 90-х. Потому что мне, безработному режиссеру, дали возможность работать. Когда за границей на пресс-конференциях из зала раздавались вопросы, что такое перестройка, я им отвечала: «Посмотрите на меня. Я работаю главным режиссером, у меня все отрицательные данные. Я женщина, я еврейка, я никогда не была членом партии. И вот я — главный режиссер. Перестройка — это я». То есть изменения начались с того, что мне дали возможность работать. И работать свободно. И вдруг 19 августа 1991 года. «Лебединое озеро». Когда это произошло, у меня не было никаких мыслей о сопротивлении и борьбе. Мне стало невыносимо скучно. Я понимала, что все вернулось — и навсегда. Я бессмысленно поехала в театр и увидела, что люди идут к Манежной. Мы с Камой пошли тоже. Самым мощным событием начала 90-х были эти три дня, когда казалось, что на улицы вышли многие, что много людей с прекрасными лицами ни за что не хотели дать вернуться тому, что было. И для этого были готовы на все. На самом деле у Белого дома мне было страшно, особенно ночью, за этими ручными баррикадами. И все-таки это было счастье. Может быть, я вспоминаю их как самые счастливые дни в жизни. Это главное событие начала 90-х. Люди встали и пошли…

Дальше было очень трудное время. Было понятно, что развернуть огромную страну, привыкшую к рабству, невыносимо сложно. Это был период трагических ошибок, мужества, поисков пути. Но можно было любить свою родину, не стыдясь. Мы пытались стать свободной страной. И я очень верила, что так и будет. Мне казалось, что эти три мальчика не могли просто так погибнуть. Вы подумайте, судьба как распорядилась: погибли русский, еврей и татарин. Христианин, иудей и мусульманин. Архитектор, предприниматель и рабочий. Три слоя, три национальности, три вероисповедания. Мне казалось, они спаяли страну. Судьба выбрала так, как не придумает человек. Много лет, проезжая через этот переход, где они погибли, я упрямо гудела. Эти трудные, прекрасные 90-е кончились для меня, когда я перестала гудеть...

* * *

С чего начались 90-е — реальные, а не календарные? Для одних — с открытия первого «Макдональдса» в 1990-м. Для других — с грандиозных митингов оппозиции в февральской Москве 1990-го, на которые даже по официальным оценкам выходило по 300–500 тысяч человек. Для кого-то точкой отсчета стала отмена 6-й статьи конституции в марте 1990-го, для кого-то — путч в 1991-м. А что вы знаете о начале самого невероятного, бурного и противоречивого десятилетия в новейшей истории страны?

В рамках проекта «Остров 90-х» можно пройти тест «Ты помнишь, как все начиналось?» и ответить на эти другие вопросы

А вспомнить атмосферу эпохи 90-х можно будет уже 20 сентября в московском парке «Музеон» на фестивале «Остров 90-х».

Обновления на странице проекта «Остров 90-х» на Colta.ru - два раза в неделю.

На фото: Санкционированный митинг в Москве 4 февраля 1990 года, организованный блоком демократических сил.

Фото Дмитрия Соколова и Андрея Соловьева /Фотохроника ТАСС

Другие новости

Конференции

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»
22–24 ноября 2024 года в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века».
12 ноября 2024 г.
Концерт

Балет на музыку не для сцены

Балет на музыку не для сцены
Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гост…
8 ноября 2024 г.
Образование

Музейный мир и его секреты — школьникам

Музейный мир и его секреты — школьникам
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профе…
7 ноября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.