Два ярких выставочных проекта Ельцин Центра последних лет получили не только высокую оценку публики и критиков, но и вызвали большой интерес других музейных площадок. Экспозицию «Авангард. На телеге в XXI век» после Кирова ждут в Музее русского импрессионизма в Москве, а выставку «Девушки 80-х» до конца сентября можно будет увидеть в Оренбурге.
Масштабная выставка «Авангард. На телеге в XXI век», с успехом прошедшая в Ельцин Центре 18 сентября 2020 – 10 января 2021, стала одним из главных художественных открытий прошлого года. Уникальная реконструированная экспозиция, заново открывшая десятки работ художников-авангардистов, в феврале 2022 года будет развёрнута в Музее русского импрессионизма в Москве.
– Реализовав на площадке Ельцин Центра этот проект, мы вызвали серьёзный интерес и доверие со стороны самых главных музейных центров России. Ельцин Центр шагнул за пределы Урала, в Москву. Интерес к выставке также проявили коллеги из Санкт-Петербурга и зарубежных музеев. Скорое открытие выставки «Авангард. На телеге в XXI век» в Музее русского импрессионизма в Москве – безусловное свидетельство того, что Арт-галерея Ельцин Центра встаёт в один ряд с крупнейшими культурными центрами России, – отметил исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов. – Это далеко не единственная крупная и заметная выставка за пять лет, и надеемся, не последняя.
Арт-проект Ельцин Центра и «Энциклопедии русского авангарда» отличает то, что он не только воссоздал путешествовавшие по вятской глубинке в 1921 году передвижные выставки и представил работы Кандинского, Родченко, Розановой и других художников из собраний Вятского художественного музея, Яранского и Слободского краеведческих музеев, но и рассказал историю беспрецедентного для провинциальных городов показа современного искусства в молодой Советской России.
Дроздов считает, что существенное отличие этой выставки – в революционной новизне, поскольку авангард – искусство революции, а сам проект «Авангард. На телеге в XXI век», который был успешно представлен не только в Екатеринбурге, но и в Вятском художественном музее в Кирове, для Ельцин Центра – это очередная вершина и качественный подъем.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова пояснила, что эта культурная площадка охотно выступит в качестве нового партнёра проекта.
– На выставке будут демонстрироваться работы русских авангардистов, чье наследие ценится во всем мире. Кураторы представили этот проект в регионах, но находки такого уровня заслуживают того, чтобы быть показанными в столице, – ссылается пресс-служба музея на слова Петровой.
Ожидается, что к открытию выставки в Музее русского импрессионизма в феврале будет издан расширенный каталог на основе ранее выпущенного издания.
Новую жизнь на одной из площадок Оренбургского губернаторского историко-краеведческий музея в середине мая получил и другой проект Ельцин Центра – выставка «Девушки 80-х», которая демонстрирует чёрно-белые фотографии, запечатлевшие женские образы эпохи перемен в окружении арт-объектов и текстов про это время.
Идея выставки, которую Ельцин Центр представил на своей площадке в прошлом году, родилась на основе книги писателя Бориса Минаева «Ковбой Мальборо, или Девушки 80-х», который стал одним из кураторов выставочного проекта наряду с секретарём Союза фотохудожников России Александром Тягны-Рядно.
По словам руководителя экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марины Соколовской, организация выставки «Девушки 80-х» в Оренбургском губернаторском музее стала возможна благодаря совместной инициативе двух уральских культурных площадок. Однако экспозиция, представленная сейчас в Оренбурге, не стала клоном екатеринбургского проекта, а была дополнена как профессиональными работами местных фотохудожников, так и снимками из семейных архивов, которые предоставили специально для этого проекта жители города.
Также в рамках проекта «Девушки 80-х» Оренбургский губернаторский музей открыл свою выставку «Её время», где можно также увидеть фотографии, а ещё женские наряды, аксессуары, украшения и предметы рукоделия. Эти вещи стали прекрасной иллюстрацией эпохи и помогают ответить на вопросы, как жили девушки и молодые женщины на рубеже двух политических систем, чем гордились, чего боялись и что любили.