В рамках культурной программы к чемпионату мира 2018 по футболу 27 июня состоялась пешеходная экскурсия по двум знаменитым спортивным комплексам Екатеринбурга.

Проект «Архитектура спорта» подготовлен Музеем Бориса Ельцина в партнерстве с фестивалем «Дни конструктивизма на Урале-2018» и приурочен к выставке «Мяч над сеткой. История тренера Карполя. История волейбола». Экскурсия предлагает совершить путешествие по двум комплексам и увидеть, как идеология спорта, культура управленческих решений и архитектура сформировали ландшафт набережной на стрелке городского пруда, и как спорт повлиял на развитие города.

С XIX века спорт становится одним из важных факторов развития городской жизни. Стадионы и бассейны, беговые дорожки и манежи не только создают архитектурный облик и культуру городов, но и выражают идеологию своего времени.

Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин, со студенческих лет, игравший в волейбол, страстный болельщик не только этого, но и других видов спорта, всегда обращал особое внимание на все, что связано со спортивной жизнью города.

На левом берегу реки Исеть, прямо напротив Ельцин Центра, расположены два спорткомплекса: Дом спорта «Динамо» и Дворец игровых видов спорта «Уралочка». Построенные в разные эпохи, они демонстрируют дистанцию, отделяющую конструктивистскую архитектуру от постмодернистской и одновременно указывают на смысловые связи современной архитектуры с наследием советского авангарда. За строительством и функционированием каждого комплекса – стоят истории спортсменов и болельщиков, одним из которых был Борис Ельцин.

Участники экскурсии встречаются с гидом у центральных ворот стадиона «Динамо». Сотрудник музея Людмила Старостова рассказывает так увлеченно, что к группе присоединяются еще несколько человек, отдыхающих на стрелке городского пруда. Следует отметить, что стрелка – любимое место отдыха горожан. Вот и сейчас здесь обосновалась группа студентов художественного училища с мольбертами – рисуют противоположный берег. Прогуливаются по аллеям мамочки с детьми, пожилые люди облюбовали скамейки, подростки раскатывают на роликовых коньках, городские озеленители выкладывают огромное панно из живых цветов. И это тоже традиция. Возможно, так было и пятьдесят, и семьдесят лет назад. Стадион «Динамо» строили еще до войны, в 1931–1934 годах. Дворец игровых видов спорта – в XXI веке. Тем не менее, это уже единый архитектурный ансамбль – один на фоне другого. И у каждого своя история.

Людмила просит обратить внимание на центральный вход на стадион «Динамо». Изначально входная группа выглядела иначе. Свой рассказ экскурсовод сопровождает иллюстрациями в виде исторических черно-белых фотографий. Карточки идут по рукам. Очевидно, что они производят сильнейшее впечатление, впрочем, как и вырезки из газет советского периода.

Гид подчеркивает, что в Екатеринбурге история спорта тоже начинается с конца XIX века, когда появляются первые спортивные общества. Например, общество любителей конного бега. Благодаря их стараниям в городе был построен ипподром, который находился на месте Дворца молодежи. Было общество любителей велосипедного спорта.

В 1896 году прошла первая олимпиада. Под флагом Российской империи спортсмены выиграли 8 олимпийских медалей на трех летних олимпиадах – 1900, 1908 и 1912 годов.

В Советском Союзе интерес к спорту был огромен. Спортивные состязания собирали много публики.

Спорт начинает существенно влиять на повседневную жизнь горожан. Это важный инструмент в формировании нового типа личности. Спортивный комплекс «Динамо» становится важным элементом развития спорта в нашем городе. Пропаганда спорта, в том числе эстетическая, осуществлялась разными средствами. Экскурсовод показывает фотографии гипсовых скульптур, которые располагались на набережной и буквально вели прогуливающегося человека от проспекта Ленина до спорткомплекса «Динамо», начиная с 1938 года. Знаменитые статуи атлетов, девушек с веслом, девушек с мячом, купальщиц.

Любопытно, что пролетарское спортивное общество «Динамо» было создано в Москве в апреле 1923 года. И задачей общества было не развитие советского спорта, а физическая и техническая подготовка сотрудников силовых ведомств. Они занимались не спортивными тренировками, а после работы собирались и играли в спортивные командные игры. Для них и был спроектирован архитектором Соколовым спортивный комплекс «Динамо». Архитектор обыграл местоположение комплекса – стрелку городского пруда. Первое здание комплекса напоминает корпус корабля. Его стиль угадывается безошибочно – это конcтруктивизм, популярный в 20–30 годах прошлого столетия.

Памятник архитектуры до сих пор футуристично смотрится на берегу пруда. Балконы, как палубы, опоясывают здание «Динамо». Панорамное остекление особенно в вечерние часы напоминает сверкающий лайнер. Флагшток выглядит как мачта. Верхняя терраса смотрится капитанской рубкой.

В 1934 году вводятся нормы ГТО, и спорт становится поистине массовым. Молодежь и трудящиеся подтверждают свою готовность к труду и обороне. Сама архитектура комплекса создает приподнятое праздничное настроение. Сегодня набережная выглядит иначе, а в довоенные годы она была частью спортивного комплекса. К берегу были пристроены летние купальни, которые до нынешнего времени сохранились только на фотографиях. Да и купаться в Исети давно нельзя.

Экскурсанты обходят все здания комплекса и направляются в музей «Динамо», занимающий две небольшие комнаты. В нем собраны награды и отражены достижения спортивного общества «Динамо» за девяносто три года существования. Экскурсию проводит его директор Борис Ашастин.

Далее группа осматривает сам стадион, который вмещает более шести тысяч человек. В момент экскурсии на стадионе проходят спортивные мероприятия.

Следующий пункт назначения – современный Дворец игровых видов спорта, находящийся в непосредственной близости от «Динамо».

Начиная с 20–30 годов прошлого столетия, самыми популярными видами спорта становятся футбол и волейбол. Почти в каждом дворе была волейбольная площадка. В первых жилых многоквартирных комплексах Свердловска появляются спортивные корты, где можно было кататься на коньках зимой, а летом играть в футбол, бадминтон и волейбол. На примере Бориса Ельцина мы можем понять, каким массовым было увлечение волейболом в 50-е годы у студентов УПИ. Увлечение спортом было настолько серьезным, что Борис Николаевич на последнем курсе действительно задумывался, не заняться ли волейболом профессионально. Его тренером был Александр Кильчевский, который и создал ту самую женскую волейбольную команду при заводе «Уралтрансмаш», которая потом стала называться «Уралочкой». На смену Кильчевскому в 1968 году пришел Николай Карполь. Команда стала профессиональной. И большая ее часть со временем вошла в сборную Советского Союза. Позиции женского волейбола были настолько высоки, что правительство области решило своими силами строить новейший спортивный комплекс, чтобы впустить в город международный, зрелищный, азартный спорт.

5 июня 2001 губернатор Свердловской области Эдуард Россель заложил «первый камень» в основание будущего дворца. Строительство осуществляла австрийская компания «Э. Фурман Баугезельшафт МБХ». С российской стороны проект курировали архитекторы Мазаев и Мотин.

Через два года, 11 июня 2003 года состоялось торжественное открытие первой очереди ДИВС, приуроченное к началу первого международного турнира по волейболу на Кубок первого президента России Бориса Ельцина (турнир впоследствии стал традиционным и проводится ежегодно в июне). Гостями первого турнира были Борис Ельцин с супругой и председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов.

Сам дворец, если смотреть на него с акватории пруда или с противоположного, правого берега выглядит как гигантская летающая тарелка. Покрытие купола оранжевого цвета, как у баскетбольного мяча. Кроме того, оранжевый – это фирменный цвет Уральской горно- металлургической компании, генерального спонсора нескольких команд, для которых арена ДИВС является домашней.

Внутри дворца много оригинальных инженерных решений. Спустя пятнадцать лет дворец выглядит современно.

Сегодня в стенах ДИВС расположился Музей истории спорта, первый экспонат которого – деревянный велосипед. Здесь же находится копия статуи «Девушка с веслом», которая украшала городскую набережную. На отдельном стенде рассказывается об урало-кузбасской спартакиаде 1932 года. Любопытно это тем, что спартакиады – это наш ответ олимпиадам. Они всегда были большими спортивными праздниками. Спартакиада 1932 года приобрела статус международной – ней участвовала французская делегация.

Экскурсанты побывали в vip-ложе и кабинете директора дворца. Это тоже своеобразный музей. Здесь расположены колонны, на которых именитые гости оставляют свои подписи. На одной из колонн расположились рядом подпись Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Наины Иосифовны Ельциной, супруги первого президента России.

В кабинете директора ДИВС присутствует еще один оригинальный объект – виртуальное окно. По сути это экран, на который проецируется то, что происходит на улице – точно так, как это можно было бы увидеть из окна, будь оно на самом деле. Здесь же транслируются матчи, которые идут в игровой зоне.

Экскурсия завершилась на стилобате, обращенном к акватории пруда. Экскурсовод подвела итог полуторачасового архитектурного исследования, обратив внимание на преемственность в стилях некоторых городских объектов. Так с левого берега открывается вид на отель Хаятт, основание которого выглядит как лодка, а корпус – как гигантский парус, развернутый к обоим спортивным комплексам.