Ночь музеев: коллекции, квесты, медиаинсталяции

23 июня 2023 г.Татьяна Филиппова
Ночь музеев: коллекции, квесты, медиаинсталяции

В Екатеринбурге 20 мая прошла ежегодная всероссийская акция «Ночь музеев», к которой Ельцин Центр присоединяется уже в восьмой раз. Во время акции Музей Бориса Ельцина и Арт-галерею посетили более 3000 человек.

В 2023 году тема всероссийской акции – «История и истории», созвучная Году педагога и наставника. В Екатеринбурге дополнительной темой стало предстоящее 300-летие города.

Традиционно каждый музей подготовил специальную программу для горожан и гостей города, предлагая по-новому взглянуть на экспозицию и её артефакты, принять участие в разнообразных форматах мероприятий. Музей Бориса Ельцина не стал исключением и предложил новый язык для разговора со своими посетителями.

Дневную программу акции музей открыл новым квестом «Из Свердловска в Екатеринбург». Екатерина Трапезникова, руководитель отдела музейной педагогики, предложила юным посетителям от 8 до 12 лет погрузиться в историю города и региона в интерактивной форме. По окончании квеста все желающие смогли присоединиться к мастер-классу «Мастерская городской игры», на котором не только играли в настольные игры, посвященные истории города, но и создавали свои собственные. Самые смелые исследователи города отправились на пешеходную экскурсию-квест – «Я здесь живу».

Наиболее значительным событием программы Ночи музеев в Ельцин Центре стало открытие мультимедийной выставки «Представляя город», которая на один день преобразила экспозицию «Лабиринт ХХ века» и сам Музей Бориса Ельцина. В «Лабиринте ХХ века» на первом этаже музея расположены одиннадцать разделов, каждый из которых посвящён наиболее значимым периодам истории двадцатого столетия. Кроме документов и артефактов, в разделах находятся экраны, на которых транслируются отрывки из важнейших художественных фильмов, иллюстрирующих ключевые моменты советской истории.

В Ночь музеев на экранах «Лабиринта» появилась уникальная кинохроника жизни Екатеринбурга-Свердловска от Первой мировой войны до Перестройки. Это и праздник Георгиевских кавалеров на Кафедральной площади, и продажа кроссовок на рынке Шувакиш. Также стройки первых пятилеток и митинги 80-х. Здесь же интерьеры дома Ипатьева и визит в наш город вице-президента США Ричарда Никсона.

Выставка предложила гостям Ельцин Центра увидеть не только Екатеринбург прошлого, но и Екатеринбург будущего. На большом экране, расположенном на Президентской площади музея, посетители увидели впечатляющую медиаинсталляцию – виды города в день его 500-летия, 1000-летия и даже 3000-летия.

Это стало возможным благодаря идее сотрудников и посетителей Музея Бориса Ельцина. В течении весны в экспозиции музея проходил опрос, к которому мог присоединиться любой желающий и описать свои мысли о том, как будет меняться город и его жители в ближайшие столетия. При помощи нейросети сотрудники музея воплотили фантазии горожан в реальные виды города.

Медиаинсталляция стала грандиозным завершением выставки «Представляя город». Она вдохновила музыкантов на создание уникального музыкального сопровождения. К концерту-размышлению присоединились четыре ярких представителя локальной электронной сцены – «Мирный город», Shine Grooves, Den Wave и INBOX, которые своей музыкой органично дополняли картины будущего.

Важной частью разговора о городе в Ельцин Центре стала выставка в Арт-галерее «В спорах рождается город». Её можно увидеть до 16 июля. Вместе с куратором выставки Мариной Соколовской гости Ночи музеев ознакомились с архитектурным наследием города и дискуссиями вокруг него. Одним из самых интересных событий стал цикл встреч «Прекрасная вещь»: беседы с коллекционерами», которые также вошли в основную программу Ночи музеев в Ельцин Центре.

20 мая под знакомым оранжевым абажуром, среди столиков любимой кофейни, свои коллекции представили сотрудники Музея Бориса Ельцина и Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Любители редкостей знакомились с частными собраниями и отвечали на вопросы коллекционеров, выигрывая памятные сувениры, билеты в виде браслетов на все площадки Ельцин Центра, в музей и галерею.

Возможно, эти подарки с символикой Ельцин Центра пополнят уже существующие коллекции, либо станут первыми экспонатами в новых собраниях, предположила ведущая встреч Анна Ковалёва, представляя первого участника – Евгения Емельянова, руководителя научного отдела Музея Бориса Ельцина. Он презентовал зрителям свою коллекцию банкнот.

Коллекционирование банкнот называется бонистикой. Евгений рассказал, что собирает свою коллекцию с детства. Само слово банкнота образовано из двух английских – bank и note – «банковская расписка» или денежный знак, изготовленный из бумаги.

В XIX–ХХ веках банкноты получили наибольшее распространение. Но так было не всегда. Большую часть истории, с тех пор как изобрели деньги, подчеркнул коллекционер, основное хождение имели монеты из золота, серебра и других драгоценных металлов. Сегодня электронные деньги вытесняют и монеты, и банкноты.

Первые бумажные деньги появились там же, где и бумага – в Китае в первом тысячелетии нашей эры в эпоху династии Тан. Они назывались фэй цянь – летающие деньги. Вероятно, за свою лёгкость. В Европе первые банкноты появились лишь в XVII веке. Это были шведские талеры. В России – в XVIII веке. Назывались они ассигнациями. А позже – кредитными билетами или кредитками. Самая старая банкнота в коллекции Евгения – это одна из последних, выпущенных до революции царских кредиток в двадцать пять рублей с портретом Александра III.

Будучи школьником, он обнаружил несколько царских банкнот в библиотечном экземпляре «Лесной газеты» Виталия Бианки. Возвращать их было некому. Они и стали началом коллекции. Евгений рассказал о послереволюционных пятаковках и расстрельных рублях, о всех последующих советских банкнотах, чем они отличались, чем были защищены, какой имели эквивалент. Рассказал он и о новых российских банкнотах. В его коллекции присутствуют банкноты стран СНГ – Белоруссии, Армении, Азербайджана. А также банкноты европейских государств.

– В моей коллекции есть банкноты всех континентов, кроме Австралии и Антарктиды, – подытожил коллекционер. Он убеждён, что по ним можно изучать историю.

Вторую встречу провели Павел и Евгения Ананьины – коллекционеры и создатели копий исторических костюмов XVIII–XIX веков. Евгения – сотрудник Музея Бориса Ельцина. Вместе они – авторы проекта «Магия мундира», который исследует и воспроизводит, как выглядели военные, чиновники и прочие «государевы люди» Екатеринбурга в XIX веке.

Павел и Евгения – дипломированные гиды. Им и их коллегам однажды пришла замечательная идея водить костюмированные экскурсии. Это и послужило основанием к появлению первых костюмов в коллекции. Павел с детства увлечён историей костюма. В своём рассказе он прошёлся по истории горнозаводского Екатеринбурга. Начал с Николаевской эпохи, которую по праву называли империей фасадов в прямом и переносном смыслах. Как утверждались высочайшим соизволением виды и оттенки фасадов, цвета крыш, так и внешний вид служивых людей определялся государем.

Евгения иллюстрировала рассказ Павла отдельными мундирами из их коллекции. Он пояснил, что внешний вид мундиров регулировался категориями чинов. Мундиры стоили немалых денег, в том числе благодаря золотому шитью, которое довольно быстро приходило в негодность. Павел представил целую галерею портретов известных людей в мундирах: Бестужев, генералы, отец и сын Качка, Максимилиан Лейхтенбергский, Карпинский, Озёрский, генерал Глинка.

Были мундиры и у купеческого сословия. Регламентированы были не только мундиры, но даже причёски: длина волос, пробор, ношение усов. Павел подчеркнул, что мундиры благодаря своему крою были практичны и удобны, намного удобнее современных пиджаков.

Цена вопроса тоже была различной. В переводе на современные деньги мундир мог стоить от 300 до 400 тысяч. А с конным обмундированием доходил до 600–800 тысяч. Офицер приобретал мундир за свой счёт. Солдат получал форму от государства.

Павел рассказал и показал, как утеплялись военные и чиновники, какими были обувь и головные уборы, что носили дома, как выглядело исподнее, какие требования предъявлялись к перчаткам. По окончании лекции все желающие смогли примерить реплики костюмов из коллекции Евгении и Павла и сфотографироваться в них.

Дмитрий Неустроев – сотрудник Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина – в диалоге с ведущей Анной Ковалёвой представил коллекцию проездных билетов. Коллекционирование проездных билетов для общественного транспорта называется сложным для восприятия словом «перидромофилия», которое в свою очередь имеет греческое происхождение и означает привязанность к пути.

Первое упоминание общественного транспорта относится к Парижу 1662 года. Это были омнибусы на конной тяге, в которых парижане за установленную плату могли проехать по определённому маршруту. Известно, что пассажиры платили деньги за поездку, но неизвестно сколько и что служило им проездным билетом.

Коллекция Дмитрия насчитывает более пятисот самых разных проездных билетов. Билеты на одну поездку, проездные на месяц. На наземный транспорт и метро. А также единые проездные билеты. Основу коллекции составляют билеты, которыми пользовались родители Дмитрия и он, будучи школьником и студентом. Семья жила в Москве, и все её члены ежедневно перемещались по городу на общественном транспорте. Кроме того, окончив ВУЗ, Дмитрий много ездил по стране и отовсюду привозил проездные билеты.

Сейчас коллекция пополняется значительно медленнее потому, что появились электронные способы оплаты. Исчезли рулонные билеты и компостеры, но ещё сохраняется профессия кондуктора.

В столице проездные билеты печатались на Гознаке и имели различные степени защиты: водяные знаки, магнитные полосы и голограммы. Магнитные полосы помогали регулировать пассажиропоток. Ежемесячно менялись номера серий, цвет, размер шрифта и размер литерных букв, означающие вид транспорта. Слушатели с удивлением узнали, что проездные билеты часто подделывались в 90-е годы. В 1995 году на проездных билетах появилась реклама.

Призовой вопрос – почему безбилетных пассажиров называли «зайцами» – оброс различными догадками: от спасителя зайцев деда Мазая до торчащих от страха у безбилетников ушей. Оказалось, в начале ХХ века в кинематограф проникали безбилетные зрители, они боялись быть пойманными и трепетали, как зайцы. Поэтому и были так прозваны.

Слушатели сразу назвали самый большой экспонат Музея Бориса Ельцина – настоящий московский троллейбус, ответили – почему он оказался в музее? Тем, кто отвечал на вопросы, достались билеты в музей и арт-галерею.

Вечер в Атриуме Ельцин Центра продолжился живым концертом молодых талантливых исполнителей из Екатеринбурга, чьи разножанровые музыкальные проекты начинают уверенно заявлять о себе: «Внимание брусника!», Gumblejinn, Tremakasi и «ШАРТАШ».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.