В Екатеринбурге 20 мая прошла ежегодная всероссийская акция «Ночь музеев», к которой Ельцин Центр присоединяется уже в восьмой раз. Во время акции Музей Бориса Ельцина и Арт-галерею посетили более 3000 человек.
В 2023 году тема всероссийской акции – «История и истории», созвучная Году педагога и наставника. В Екатеринбурге дополнительной темой стало предстоящее 300-летие города.
Традиционно каждый музей подготовил специальную программу для горожан и гостей города, предлагая по-новому взглянуть на экспозицию и её артефакты, принять участие в разнообразных форматах мероприятий. Музей Бориса Ельцина не стал исключением и предложил новый язык для разговора со своими посетителями.
Дневную программу акции музей открыл новым квестом «Из Свердловска в Екатеринбург». Екатерина Трапезникова, руководитель отдела музейной педагогики, предложила юным посетителям от 8 до 12 лет погрузиться в историю города и региона в интерактивной форме. По окончании квеста все желающие смогли присоединиться к мастер-классу «Мастерская городской игры», на котором не только играли в настольные игры, посвященные истории города, но и создавали свои собственные. Самые смелые исследователи города отправились на пешеходную экскурсию-квест – «Я здесь живу».
Наиболее значительным событием программы Ночи музеев в Ельцин Центре стало открытие мультимедийной выставки «Представляя город», которая на один день преобразила экспозицию «Лабиринт ХХ века» и сам Музей Бориса Ельцина. В «Лабиринте ХХ века» на первом этаже музея расположены одиннадцать разделов, каждый из которых посвящён наиболее значимым периодам истории двадцатого столетия. Кроме документов и артефактов, в разделах находятся экраны, на которых транслируются отрывки из важнейших художественных фильмов, иллюстрирующих ключевые моменты советской истории.
В Ночь музеев на экранах «Лабиринта» появилась уникальная кинохроника жизни Екатеринбурга-Свердловска от Первой мировой войны до Перестройки. Это и праздник Георгиевских кавалеров на Кафедральной площади, и продажа кроссовок на рынке Шувакиш. Также стройки первых пятилеток и митинги 80-х. Здесь же интерьеры дома Ипатьева и визит в наш город вице-президента США Ричарда Никсона.
Выставка предложила гостям Ельцин Центра увидеть не только Екатеринбург прошлого, но и Екатеринбург будущего. На большом экране, расположенном на Президентской площади музея, посетители увидели впечатляющую медиаинсталляцию – виды города в день его 500-летия, 1000-летия и даже 3000-летия.
Это стало возможным благодаря идее сотрудников и посетителей Музея Бориса Ельцина. В течении весны в экспозиции музея проходил опрос, к которому мог присоединиться любой желающий и описать свои мысли о том, как будет меняться город и его жители в ближайшие столетия. При помощи нейросети сотрудники музея воплотили фантазии горожан в реальные виды города.
Медиаинсталляция стала грандиозным завершением выставки «Представляя город». Она вдохновила музыкантов на создание уникального музыкального сопровождения. К концерту-размышлению присоединились четыре ярких представителя локальной электронной сцены – «Мирный город», Shine Grooves, Den Wave и INBOX, которые своей музыкой органично дополняли картины будущего.
Важной частью разговора о городе в Ельцин Центре стала выставка в Арт-галерее «В спорах рождается город». Её можно увидеть до 16 июля. Вместе с куратором выставки Мариной Соколовской гости Ночи музеев ознакомились с архитектурным наследием города и дискуссиями вокруг него. Одним из самых интересных событий стал цикл встреч «Прекрасная вещь»: беседы с коллекционерами», которые также вошли в основную программу Ночи музеев в Ельцин Центре.
20 мая под знакомым оранжевым абажуром, среди столиков любимой кофейни, свои коллекции представили сотрудники Музея Бориса Ельцина и Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Любители редкостей знакомились с частными собраниями и отвечали на вопросы коллекционеров, выигрывая памятные сувениры, билеты в виде браслетов на все площадки Ельцин Центра, в музей и галерею.
Возможно, эти подарки с символикой Ельцин Центра пополнят уже существующие коллекции, либо станут первыми экспонатами в новых собраниях, предположила ведущая встреч Анна Ковалёва, представляя первого участника – Евгения Емельянова, руководителя научного отдела Музея Бориса Ельцина. Он презентовал зрителям свою коллекцию банкнот.
Коллекционирование банкнот называется бонистикой. Евгений рассказал, что собирает свою коллекцию с детства. Само слово банкнота образовано из двух английских – bank и note – «банковская расписка» или денежный знак, изготовленный из бумаги.
В XIX–ХХ веках банкноты получили наибольшее распространение. Но так было не всегда. Большую часть истории, с тех пор как изобрели деньги, подчеркнул коллекционер, основное хождение имели монеты из золота, серебра и других драгоценных металлов. Сегодня электронные деньги вытесняют и монеты, и банкноты.
Первые бумажные деньги появились там же, где и бумага – в Китае в первом тысячелетии нашей эры в эпоху династии Тан. Они назывались фэй цянь – летающие деньги. Вероятно, за свою лёгкость. В Европе первые банкноты появились лишь в XVII веке. Это были шведские талеры. В России – в XVIII веке. Назывались они ассигнациями. А позже – кредитными билетами или кредитками. Самая старая банкнота в коллекции Евгения – это одна из последних, выпущенных до революции царских кредиток в двадцать пять рублей с портретом Александра III.
Будучи школьником, он обнаружил несколько царских банкнот в библиотечном экземпляре «Лесной газеты» Виталия Бианки. Возвращать их было некому. Они и стали началом коллекции. Евгений рассказал о послереволюционных пятаковках и расстрельных рублях, о всех последующих советских банкнотах, чем они отличались, чем были защищены, какой имели эквивалент. Рассказал он и о новых российских банкнотах. В его коллекции присутствуют банкноты стран СНГ – Белоруссии, Армении, Азербайджана. А также банкноты европейских государств.
– В моей коллекции есть банкноты всех континентов, кроме Австралии и Антарктиды, – подытожил коллекционер. Он убеждён, что по ним можно изучать историю.
Вторую встречу провели Павел и Евгения Ананьины – коллекционеры и создатели копий исторических костюмов XVIII–XIX веков. Евгения – сотрудник Музея Бориса Ельцина. Вместе они – авторы проекта «Магия мундира», который исследует и воспроизводит, как выглядели военные, чиновники и прочие «государевы люди» Екатеринбурга в XIX веке.
Павел и Евгения – дипломированные гиды. Им и их коллегам однажды пришла замечательная идея водить костюмированные экскурсии. Это и послужило основанием к появлению первых костюмов в коллекции. Павел с детства увлечён историей костюма. В своём рассказе он прошёлся по истории горнозаводского Екатеринбурга. Начал с Николаевской эпохи, которую по праву называли империей фасадов в прямом и переносном смыслах. Как утверждались высочайшим соизволением виды и оттенки фасадов, цвета крыш, так и внешний вид служивых людей определялся государем.
Евгения иллюстрировала рассказ Павла отдельными мундирами из их коллекции. Он пояснил, что внешний вид мундиров регулировался категориями чинов. Мундиры стоили немалых денег, в том числе благодаря золотому шитью, которое довольно быстро приходило в негодность. Павел представил целую галерею портретов известных людей в мундирах: Бестужев, генералы, отец и сын Качка, Максимилиан Лейхтенбергский, Карпинский, Озёрский, генерал Глинка.
Были мундиры и у купеческого сословия. Регламентированы были не только мундиры, но даже причёски: длина волос, пробор, ношение усов. Павел подчеркнул, что мундиры благодаря своему крою были практичны и удобны, намного удобнее современных пиджаков.
Цена вопроса тоже была различной. В переводе на современные деньги мундир мог стоить от 300 до 400 тысяч. А с конным обмундированием доходил до 600–800 тысяч. Офицер приобретал мундир за свой счёт. Солдат получал форму от государства.
Павел рассказал и показал, как утеплялись военные и чиновники, какими были обувь и головные уборы, что носили дома, как выглядело исподнее, какие требования предъявлялись к перчаткам. По окончании лекции все желающие смогли примерить реплики костюмов из коллекции Евгении и Павла и сфотографироваться в них.
Дмитрий Неустроев – сотрудник Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина – в диалоге с ведущей Анной Ковалёвой представил коллекцию проездных билетов. Коллекционирование проездных билетов для общественного транспорта называется сложным для восприятия словом «перидромофилия», которое в свою очередь имеет греческое происхождение и означает привязанность к пути.
Первое упоминание общественного транспорта относится к Парижу 1662 года. Это были омнибусы на конной тяге, в которых парижане за установленную плату могли проехать по определённому маршруту. Известно, что пассажиры платили деньги за поездку, но неизвестно сколько и что служило им проездным билетом.
Коллекция Дмитрия насчитывает более пятисот самых разных проездных билетов. Билеты на одну поездку, проездные на месяц. На наземный транспорт и метро. А также единые проездные билеты. Основу коллекции составляют билеты, которыми пользовались родители Дмитрия и он, будучи школьником и студентом. Семья жила в Москве, и все её члены ежедневно перемещались по городу на общественном транспорте. Кроме того, окончив ВУЗ, Дмитрий много ездил по стране и отовсюду привозил проездные билеты.
Сейчас коллекция пополняется значительно медленнее потому, что появились электронные способы оплаты. Исчезли рулонные билеты и компостеры, но ещё сохраняется профессия кондуктора.
В столице проездные билеты печатались на Гознаке и имели различные степени защиты: водяные знаки, магнитные полосы и голограммы. Магнитные полосы помогали регулировать пассажиропоток. Ежемесячно менялись номера серий, цвет, размер шрифта и размер литерных букв, означающие вид транспорта. Слушатели с удивлением узнали, что проездные билеты часто подделывались в 90-е годы. В 1995 году на проездных билетах появилась реклама.
Призовой вопрос – почему безбилетных пассажиров называли «зайцами» – оброс различными догадками: от спасителя зайцев деда Мазая до торчащих от страха у безбилетников ушей. Оказалось, в начале ХХ века в кинематограф проникали безбилетные зрители, они боялись быть пойманными и трепетали, как зайцы. Поэтому и были так прозваны.
Слушатели сразу назвали самый большой экспонат Музея Бориса Ельцина – настоящий московский троллейбус, ответили – почему он оказался в музее? Тем, кто отвечал на вопросы, достались билеты в музей и арт-галерею.
Вечер в Атриуме Ельцин Центра продолжился живым концертом молодых талантливых исполнителей из Екатеринбурга, чьи разножанровые музыкальные проекты начинают уверенно заявлять о себе: «Внимание брусника!», Gumblejinn, Tremakasi и «ШАРТАШ».