«Ночь музеев – 2021» прошла в Ельцин Центре

18 мая 2021 г.Татьяна Филиппова, Михаил Лузин, Наталья Шурмина, Александра Новгородова
«Ночь музеев – 2021» прошла в Ельцин Центре

Ельцин Центр и Музей Бориса Ельцина поддержали юбилейную, пятнадцатую, приуроченную к Международному дню музеев, акцию «Ночь музеев» и подготовили специальную программу, которая стартовала 15 и продолжилась 16 мая.

Центральным событием в этот день стала выставка «Мой музей 90-х», открытая в зале Свободы. На ней были представлены экспонаты и документы, сохранившиеся в домашних коллекциях со времён 90-х. Их предоставили обычные горожане и сотрудники музея: игрушки, одежда, посуда, журналы и книги, фотографии, флакон духов Poison, чей запах у многих прочно ассоциируется с тем временем, и даже купюра в сто американских долларов старого образца – незыблемый символ финансовой стабильности. Все эти бережно сохраненные предметы имеют личные истории, которые и стали основой для новой экспозиции.

Посетители выставки могли поиграть в одну из самых популярных игр того времени – Doom на Pentium мощностью 100 мегагерц из личной коллекции владельца «Антимузея компьютеров и игр» Сергея Мартьянова. Этот компьютер, обладающий весьма скромными способностями по современным меркам, будоражил умы подростков, был символом свободы и новых возможностей.

По словам руководителя экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марины Соколовской, выставка «Мой музей 90-х» – это попытка через какие-то конкретные вещи и документы понять, как эпоха трансформации нашей страны осмысливается людьми.

– Каждый человек, который приходит в музей, сталкивается с большой историей, но сам он чаще всего проживает другую жизнь, – отметила Соколовская. – Мы собрали самые разнообразные предметы, вещи и документы и в итоге получили несколько нарративов. Так, для некоторых людей 90-е годы – это период детства, поэтому они приносили какой-то связанный с ним предмет, другие подбирали вещи, передающие характер эпохи, но в экспозиции оказались и экспонаты, которые просто напоминают нашим героям то бурное время. Например, прекрасный лебедь из стекла, который жених выдул в подарок своей невесте во время учёбы на стеклодува. И это для нас свидетельство того, как для человека частная жизнь перевешивает политическую. Выставка вызвала настоящий интерес у посетителей, и администрация музея решила её продлить до 30 мая.

Днём состоялась премьера нового квеста по Музею Бориса Ельцина. Участники в формате увлекательных заданий, поисков и разговоров узнали, как менялись символы эпох, в чём воплощались, какие цвета и узоры были популярны в России на протяжении последних ста лет. Помимо традиционных экскурсий, с самого утра каждый час в музее проводились точечные экскурсии – «Полные версии», посвящённые одному экспонату, человеку, явлению.

Так, в 11 часов началась «Полная версия», посвящённая самому большому музейному экспонату – московскому троллейбусу «ЗиУ 9». Юные посетители и их родители узнали не только историю самого экологически чистого вида транспорта, но и о том, как с ним был связан первый секретарь Московской партийной организации Борис Ельцин.

В 12 часов «Полная версия: «Шкатулка королевы» рассказывала об историческом визите английской королевы Елизаветы II в Россию и её знаменитом подарке – ларце с уникальными семенами для личного сада семьи президента. Всем известно, что британцы, и в том числе королевская семья, на протяжении многих веков были увлечёнными садоводами и пополняли коллекции экземплярами из самых разных, порой экзотических стран мира.

«Полная версия: «Ну, погоди!» в 13 часов поведала историю становления нового детского телевидения. И хотя оно очень отличалось от стремительного телевидения наших лет, оно было познавательным и говорило с маленькими зрителями уважительно и на равных.

В 14 часов добрались до самой популярной – «Полной версии»: ядерный чемоданчик». Экспонат представлен в «Дне шестом» музейной экспозиции. На его фоне любят фотографироваться и взрослые, и дети. Сегодня электронная начинка в нём бездействует, но это тот самый кейс с ядерной кнопкой, за которую отвечает каждый президент страны. В 15 часов изучали «Полную версию: игры 90-х». Сейчас они кажутся медленными и примитивными, а тогда обладателем игры мечтал быть любой подросток.

Когда потянулись в музей взрослые посетители, в 16 часов представили «Полную версию: кто такие «челноки»?». Не все знают об этом сегодня, но в начале 90-х «челноки» не только трудоустраивали себя, но и буквально спасали экономику страны. В 17 часов на Президентской площади музея поговорили о таких важных вещах, как «Новые российские награды», и конечно, фотографировались со скульптурой президента работы Виктора Крючкова.

Три «Полных версии» переводились на русский жестовый язык. Это «История одного кабинета», рассказывающая о воспроизведённом в стенах музея президентском кабинете из ныне несуществующего XIV корпуса Кремля. Именно оттуда в последний раз Борис Николаевич обращался к россиянам 30 декабря 1999 года. Там всё точно так, как было при президенте: пиджак, оставленный на рабочем кресле и чашка дымящегося чая, будто хозяин вышел ненадолго, папки с документами, которые он подписывал каждый день и красавица-ёлка, украшенная скромно ещё советскими игрушками из коллекции Кремля.

Следующая «Полная версия» на русском жестовом языке рассказала о президентский парфюме – духах и туалетной воде, составленными Борисом Николаевичем и Наиной Иосифовной на фабрике Galimard в Грассе – парфюмерной мекке Франции. Оба аромата – «Наина» и «Уральская тайга» – можно сегодня купить в музейном магазине.

Две премьеры «Полных версий» состоялись 15 мая в музее. Это «Космический мотоциклист» c переводом на русский жестовый язык, экскурсия, посвящённая настоящему космическому шлему и рукавице, побывавшим на орбитальной станции «Мир» и подаренными Борису Ельцину. Вторая премьера – это подарок в виде маленькой копии нефтяной цистерны – была посвящена экскурсия «Уральская нефть», об истории одного из тюменских нефтяных месторождений.

Самыми поздними стали «Полные версии», посвящённые президентским автомобилям «Чайке» и ЗИЛу, немецкому журналу мод «Бурда моден», выпущенному впервые на русском языке в 1987 году. Эти версии посетили участники «Ночи музеев», которые уже побывали на других площадках и оставили Ельцин Центр, что называется «на десерт».

Кроме того, весь день от памятника Борису Ельцина и большой песочницы курсировали пешеходные экскурсии: «Ельцин Центр как экосистема», «Здесь жил и работал…» по местам, связанным с пребыванием в городе Бориса Ельцина, а также «Как стать туристом в своем городе» – экскурсии из репертуара шоу-марафона авторских экскурсий #ЕКБГУЛЯЕМ.

Финальной частью программы «Ночи музеев» в Ельцин Центре стали концерт электронного музыканта KIKOK на балконе над стилобатом, перфоманс Светланы Спириной «Атония», прошедший в зоне Атриума, и эскиз-спектакль Театральной платформы «В Центре» «Миндаль горький», созданный по роману Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых».

KIKOK – электронный музыкант из Перми, резидент лейбла Magnetron Music (Амстердам) и барабанщик пермской группы Gnoomes. Его выступление стало кульминацией музыкальной программы: после захода солнца он вышел на импровизированную сцену на балконе над стилобатом Ельцин Центра и сыграл часовой сет на основе экспериментальной танцевальной электроники. Также вечером на балконе выступили в роли диджеев Илья Смирнов, Саша Загряжский, Денис Корнеевский, Fantastic Fresh и Elfilter. Происходившее на стилобате можно было бы сравнить с микро-фестивалем электронной музыки: танцующие люди, визуальные эффекты медиафасада, дополняющие музыку, и приятная, летняя, расслабленная атмосфера праздника.

Параллельно с музыкальной программой в Атриуме стартовал показ двухчасового перфоманса «Атония» художницы Светланы Спириной, который собрал большую аудиторию в несколько сотен человек. Мероприятию предшествовала проходящая в Ельцин Центре на протяжении нескольких воскресений лаборатория «Самочувствие». В ней могли поучаствовать все желающие, чтобы исследовать феномен усталости и отдыха. Их опыт лёг в основу перфоманса, а они сами стали его непосредственными участниками.

В показе приняли участие около двадцати непрофессиональных перформеров из числа посетителей лаборатории – они ходили, ползали, сидели, лежали, взаимодействовали друг с другом или вовсе покидали площадку. Всё это транслировалось на большой экран. По словам координатора Марины Мирицкевич, через движение участники попытались осмыслить ощущение от постоянных изменений в окружающей среде и от того, как эти изменения воздействуют на человека, вызывая усталость и желание отдохнуть.

У каждого участника на руке был браслет с телефоном. Светлана Спирина, наблюдая за перфомансом со стороны, периодически отправляла участникам инструкции. Например, сделать медленно всего один шаг, сосчитав при этом в уме до 150. В работе над перформансом приняли участие Роман Власов, Тимофей Радя, Любовь Кабалинова и Павел Ракевич. Музыкальное сопровождение осуществлял электронный музыкант Виктор Дзенкаускас.

Спектакль Театральной платформы «В Центре» «Миндаль горький» в постановке Максима Шкурина показали за вечер дважды. Несмотря на сложность драматургического материала, в зале был аншлаг, аплодисменты и много восторженных отзывов.

Все главные герои рассказывают историю голосом Дмитрия Павловского. С каждым его словом и движением зал погружался в атмосферу событий столетней давности – Гражданской войны в Крыму.

Иногда у зрителя возникало ощущение, что миру приходит конец: в монотонности звуков человек превращается в агонизирующее животное, навозного жука, толкающего перед собой жалкую поклажу; то в павлина, которого рано или поздно съедят, потому что голод и хочется жить. Всё вместе это напоминает фантасмагорических существ с полотен Босха, которые готовы поглотить друг друга в отсутствии человечности. По стенам мечутся осколки света, красный клин, бивший белых, сам растворяется в их круге, и тогда грань между белыми и красными стирается – все равно умирать всем, без суда и следствия. В финале на стене появляется распятие, в котором также смешиваются красный и белый цвет. Спектакль наследует традицию экзистенциального экспрессионизма. Каждая секунда – это хроника, наступившего сто лет назад Страшного суда, в котором непонятно, кто судьи и за что судят. Спектакль повествует о том, как быстро человек теряет человеческую сущность, и как, оказывается, легко это может произойти с каждым.

Завершила программу «Ночи музеев» гигантская мультимедийная инсталляция Никиты Селезнёва «Незаконченный проект». Её транслировали одновременно на трёх площадках: на Президентской площади в Музее Бориса Ельцина, на 72-метровом экране Атриума и на медиафасаде Ельцин Центра. Изображения не повторялись. Чтобы инсталляция соединилась в восприятии зрителя, следовало посетить все три площадки в любой последовательности.

Днём Никита поделился впечатлениями о музее с корреспондентом сайта, рассказал, как новый проект связан с его предыдущими работами. Воплотить идею в жизнь помогло изучение музея и общение с директором музея Олегом Лутохиным и руководителем экспозиционно-выставочного отдела Мариной Соколовской. Их отношение к эпохе 90-х и личности Бориса Ельцина вдохнуло в проект особую энергию.

– Я никогда не использую прямой язык, работаю с метафорами и образами, которые призывают обратиться к ощущениям и чувствам зрителя. Это эмоциональное пространство, которое так или иначе взаимодействует со зрителем. Мне хотелось придать моим привычным образам, которым свойственны тревожность и напряжённость в отношениях, оттенок той утопической веры во что-то большее, во что-то лучшее, которые я здесь почувствовал, – поделился Никита Селезнёв.

Поскольку он скульптор, то сделал 3D-видео с анимированными 3D-объектами, которые можно было бы назвать анимацией, но правильнее назвать съёмкой 3D-скульптур.

– Из того, что я увидел в музее, понял, что люди были активными в 90-е. У них была воля к действию. Они не испугались изменить строй, несмотря на то, что прожили всю свою жизнь в Советском Союзе и не видели ничего другого. В 90-е произошли колоссальные изменения, и мне было интересно сравнить оптику того поколения с оптикой сегодняшних молодых людей. Мне хочется, чтобы изменения происходили, мне кажется это полезным и необходимым. Я пытался сравнивать ощущения. Получился двойной фокус на то время и на это. 90-е – поколение моих родителей, эту культуру я впитал с раннего возраста. Сегодня трудно представить себе, что какая-то идея могла бы так повести за собой людей, как это было в 90-е.

Никита Селезнёв подробно изучал музей, и он произвёл на него глубокое впечатление.

– Прежде всего удивил, потому что трудно себе представить сегодня в России настолько свободный и либеральный музей. Я был во многих и понимаю, что это исключительное место. Начиная с первого фильма, где рассказывается о том, что были прогрессивные правители, которые были готовы делиться властью с народом, и такие, кто узурпировал власть и тогда развитие останавливалось. Продолжая экспозицией, где правд всегда несколько, где представлены разные мнения. Для меня это важно, потому, что я понимаю, что люди могут не совпадать и им надо искать общий язык и точки соприкосновения для того, чтобы договориться. У меня была исключительная экскурсия. Мы шли по экспозиции с Мариной Соколовской. Она, конечно, очень глубоко погружена в жизнь музея. Она отлично знает и этот период, и все экспонаты. Её искренняя увлечённость вдохновила меня, – подытожил Никита Селезнёв.

Его инсталляцией «Незаконченный проект» уже ночью 16 мая завершилась программа «Ночь музеев – 2021» в Ельцин Центре.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.