Ельцин Центр и Музей Бориса Ельцина поддержали юбилейную, пятнадцатую, приуроченную к Международному дню музеев, акцию «Ночь музеев» и подготовили специальную программу, которая стартовала 15 и продолжилась 16 мая.
Центральным событием в этот день стала выставка «Мой музей 90-х», открытая в зале Свободы. На ней были представлены экспонаты и документы, сохранившиеся в домашних коллекциях со времён 90-х. Их предоставили обычные горожане и сотрудники музея: игрушки, одежда, посуда, журналы и книги, фотографии, флакон духов Poison, чей запах у многих прочно ассоциируется с тем временем, и даже купюра в сто американских долларов старого образца – незыблемый символ финансовой стабильности. Все эти бережно сохраненные предметы имеют личные истории, которые и стали основой для новой экспозиции.
Посетители выставки могли поиграть в одну из самых популярных игр того времени – Doom на Pentium мощностью 100 мегагерц из личной коллекции владельца «Антимузея компьютеров и игр» Сергея Мартьянова. Этот компьютер, обладающий весьма скромными способностями по современным меркам, будоражил умы подростков, был символом свободы и новых возможностей.
По словам руководителя экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марины Соколовской, выставка «Мой музей 90-х» – это попытка через какие-то конкретные вещи и документы понять, как эпоха трансформации нашей страны осмысливается людьми.
– Каждый человек, который приходит в музей, сталкивается с большой историей, но сам он чаще всего проживает другую жизнь, – отметила Соколовская. – Мы собрали самые разнообразные предметы, вещи и документы и в итоге получили несколько нарративов. Так, для некоторых людей 90-е годы – это период детства, поэтому они приносили какой-то связанный с ним предмет, другие подбирали вещи, передающие характер эпохи, но в экспозиции оказались и экспонаты, которые просто напоминают нашим героям то бурное время. Например, прекрасный лебедь из стекла, который жених выдул в подарок своей невесте во время учёбы на стеклодува. И это для нас свидетельство того, как для человека частная жизнь перевешивает политическую. Выставка вызвала настоящий интерес у посетителей, и администрация музея решила её продлить до 30 мая.
Днём состоялась премьера нового квеста по Музею Бориса Ельцина. Участники в формате увлекательных заданий, поисков и разговоров узнали, как менялись символы эпох, в чём воплощались, какие цвета и узоры были популярны в России на протяжении последних ста лет. Помимо традиционных экскурсий, с самого утра каждый час в музее проводились точечные экскурсии – «Полные версии», посвящённые одному экспонату, человеку, явлению.
Так, в 11 часов началась «Полная версия», посвящённая самому большому музейному экспонату – московскому троллейбусу «ЗиУ 9». Юные посетители и их родители узнали не только историю самого экологически чистого вида транспорта, но и о том, как с ним был связан первый секретарь Московской партийной организации Борис Ельцин.
В 12 часов «Полная версия: «Шкатулка королевы» рассказывала об историческом визите английской королевы Елизаветы II в Россию и её знаменитом подарке – ларце с уникальными семенами для личного сада семьи президента. Всем известно, что британцы, и в том числе королевская семья, на протяжении многих веков были увлечёнными садоводами и пополняли коллекции экземплярами из самых разных, порой экзотических стран мира.
«Полная версия: «Ну, погоди!» в 13 часов поведала историю становления нового детского телевидения. И хотя оно очень отличалось от стремительного телевидения наших лет, оно было познавательным и говорило с маленькими зрителями уважительно и на равных.
В 14 часов добрались до самой популярной – «Полной версии»: ядерный чемоданчик». Экспонат представлен в «Дне шестом» музейной экспозиции. На его фоне любят фотографироваться и взрослые, и дети. Сегодня электронная начинка в нём бездействует, но это тот самый кейс с ядерной кнопкой, за которую отвечает каждый президент страны. В 15 часов изучали «Полную версию: игры 90-х». Сейчас они кажутся медленными и примитивными, а тогда обладателем игры мечтал быть любой подросток.
Когда потянулись в музей взрослые посетители, в 16 часов представили «Полную версию: кто такие «челноки»?». Не все знают об этом сегодня, но в начале 90-х «челноки» не только трудоустраивали себя, но и буквально спасали экономику страны. В 17 часов на Президентской площади музея поговорили о таких важных вещах, как «Новые российские награды», и конечно, фотографировались со скульптурой президента работы Виктора Крючкова.
Три «Полных версии» переводились на русский жестовый язык. Это «История одного кабинета», рассказывающая о воспроизведённом в стенах музея президентском кабинете из ныне несуществующего XIV корпуса Кремля. Именно оттуда в последний раз Борис Николаевич обращался к россиянам 30 декабря 1999 года. Там всё точно так, как было при президенте: пиджак, оставленный на рабочем кресле и чашка дымящегося чая, будто хозяин вышел ненадолго, папки с документами, которые он подписывал каждый день и красавица-ёлка, украшенная скромно ещё советскими игрушками из коллекции Кремля.
Следующая «Полная версия» на русском жестовом языке рассказала о президентский парфюме – духах и туалетной воде, составленными Борисом Николаевичем и Наиной Иосифовной на фабрике Galimard в Грассе – парфюмерной мекке Франции. Оба аромата – «Наина» и «Уральская тайга» – можно сегодня купить в музейном магазине.
Две премьеры «Полных версий» состоялись 15 мая в музее. Это «Космический мотоциклист» c переводом на русский жестовый язык, экскурсия, посвящённая настоящему космическому шлему и рукавице, побывавшим на орбитальной станции «Мир» и подаренными Борису Ельцину. Вторая премьера – это подарок в виде маленькой копии нефтяной цистерны – была посвящена экскурсия «Уральская нефть», об истории одного из тюменских нефтяных месторождений.
Самыми поздними стали «Полные версии», посвящённые президентским автомобилям «Чайке» и ЗИЛу, немецкому журналу мод «Бурда моден», выпущенному впервые на русском языке в 1987 году. Эти версии посетили участники «Ночи музеев», которые уже побывали на других площадках и оставили Ельцин Центр, что называется «на десерт».
Кроме того, весь день от памятника Борису Ельцина и большой песочницы курсировали пешеходные экскурсии: «Ельцин Центр как экосистема», «Здесь жил и работал…» по местам, связанным с пребыванием в городе Бориса Ельцина, а также «Как стать туристом в своем городе» – экскурсии из репертуара шоу-марафона авторских экскурсий #ЕКБГУЛЯЕМ.
Финальной частью программы «Ночи музеев» в Ельцин Центре стали концерт электронного музыканта KIKOK на балконе над стилобатом, перфоманс Светланы Спириной «Атония», прошедший в зоне Атриума, и эскиз-спектакль Театральной платформы «В Центре» «Миндаль горький», созданный по роману Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых».
KIKOK – электронный музыкант из Перми, резидент лейбла Magnetron Music (Амстердам) и барабанщик пермской группы Gnoomes. Его выступление стало кульминацией музыкальной программы: после захода солнца он вышел на импровизированную сцену на балконе над стилобатом Ельцин Центра и сыграл часовой сет на основе экспериментальной танцевальной электроники. Также вечером на балконе выступили в роли диджеев Илья Смирнов, Саша Загряжский, Денис Корнеевский, Fantastic Fresh и Elfilter. Происходившее на стилобате можно было бы сравнить с микро-фестивалем электронной музыки: танцующие люди, визуальные эффекты медиафасада, дополняющие музыку, и приятная, летняя, расслабленная атмосфера праздника.
Параллельно с музыкальной программой в Атриуме стартовал показ двухчасового перфоманса «Атония» художницы Светланы Спириной, который собрал большую аудиторию в несколько сотен человек. Мероприятию предшествовала проходящая в Ельцин Центре на протяжении нескольких воскресений лаборатория «Самочувствие». В ней могли поучаствовать все желающие, чтобы исследовать феномен усталости и отдыха. Их опыт лёг в основу перфоманса, а они сами стали его непосредственными участниками.
В показе приняли участие около двадцати непрофессиональных перформеров из числа посетителей лаборатории – они ходили, ползали, сидели, лежали, взаимодействовали друг с другом или вовсе покидали площадку. Всё это транслировалось на большой экран. По словам координатора Марины Мирицкевич, через движение участники попытались осмыслить ощущение от постоянных изменений в окружающей среде и от того, как эти изменения воздействуют на человека, вызывая усталость и желание отдохнуть.
У каждого участника на руке был браслет с телефоном. Светлана Спирина, наблюдая за перфомансом со стороны, периодически отправляла участникам инструкции. Например, сделать медленно всего один шаг, сосчитав при этом в уме до 150. В работе над перформансом приняли участие Роман Власов, Тимофей Радя, Любовь Кабалинова и Павел Ракевич. Музыкальное сопровождение осуществлял электронный музыкант Виктор Дзенкаускас.
Спектакль Театральной платформы «В Центре» «Миндаль горький» в постановке Максима Шкурина показали за вечер дважды. Несмотря на сложность драматургического материала, в зале был аншлаг, аплодисменты и много восторженных отзывов.
Все главные герои рассказывают историю голосом Дмитрия Павловского. С каждым его словом и движением зал погружался в атмосферу событий столетней давности – Гражданской войны в Крыму.
Иногда у зрителя возникало ощущение, что миру приходит конец: в монотонности звуков человек превращается в агонизирующее животное, навозного жука, толкающего перед собой жалкую поклажу; то в павлина, которого рано или поздно съедят, потому что голод и хочется жить. Всё вместе это напоминает фантасмагорических существ с полотен Босха, которые готовы поглотить друг друга в отсутствии человечности. По стенам мечутся осколки света, красный клин, бивший белых, сам растворяется в их круге, и тогда грань между белыми и красными стирается – все равно умирать всем, без суда и следствия. В финале на стене появляется распятие, в котором также смешиваются красный и белый цвет. Спектакль наследует традицию экзистенциального экспрессионизма. Каждая секунда – это хроника, наступившего сто лет назад Страшного суда, в котором непонятно, кто судьи и за что судят. Спектакль повествует о том, как быстро человек теряет человеческую сущность, и как, оказывается, легко это может произойти с каждым.
Завершила программу «Ночи музеев» гигантская мультимедийная инсталляция Никиты Селезнёва «Незаконченный проект». Её транслировали одновременно на трёх площадках: на Президентской площади в Музее Бориса Ельцина, на 72-метровом экране Атриума и на медиафасаде Ельцин Центра. Изображения не повторялись. Чтобы инсталляция соединилась в восприятии зрителя, следовало посетить все три площадки в любой последовательности.
Днём Никита поделился впечатлениями о музее с корреспондентом сайта, рассказал, как новый проект связан с его предыдущими работами. Воплотить идею в жизнь помогло изучение музея и общение с директором музея Олегом Лутохиным и руководителем экспозиционно-выставочного отдела Мариной Соколовской. Их отношение к эпохе 90-х и личности Бориса Ельцина вдохнуло в проект особую энергию.
– Я никогда не использую прямой язык, работаю с метафорами и образами, которые призывают обратиться к ощущениям и чувствам зрителя. Это эмоциональное пространство, которое так или иначе взаимодействует со зрителем. Мне хотелось придать моим привычным образам, которым свойственны тревожность и напряжённость в отношениях, оттенок той утопической веры во что-то большее, во что-то лучшее, которые я здесь почувствовал, – поделился Никита Селезнёв.
Поскольку он скульптор, то сделал 3D-видео с анимированными 3D-объектами, которые можно было бы назвать анимацией, но правильнее назвать съёмкой 3D-скульптур.
– Из того, что я увидел в музее, понял, что люди были активными в 90-е. У них была воля к действию. Они не испугались изменить строй, несмотря на то, что прожили всю свою жизнь в Советском Союзе и не видели ничего другого. В 90-е произошли колоссальные изменения, и мне было интересно сравнить оптику того поколения с оптикой сегодняшних молодых людей. Мне хочется, чтобы изменения происходили, мне кажется это полезным и необходимым. Я пытался сравнивать ощущения. Получился двойной фокус на то время и на это. 90-е – поколение моих родителей, эту культуру я впитал с раннего возраста. Сегодня трудно представить себе, что какая-то идея могла бы так повести за собой людей, как это было в 90-е.
Никита Селезнёв подробно изучал музей, и он произвёл на него глубокое впечатление.
– Прежде всего удивил, потому что трудно себе представить сегодня в России настолько свободный и либеральный музей. Я был во многих и понимаю, что это исключительное место. Начиная с первого фильма, где рассказывается о том, что были прогрессивные правители, которые были готовы делиться властью с народом, и такие, кто узурпировал власть и тогда развитие останавливалось. Продолжая экспозицией, где правд всегда несколько, где представлены разные мнения. Для меня это важно, потому, что я понимаю, что люди могут не совпадать и им надо искать общий язык и точки соприкосновения для того, чтобы договориться. У меня была исключительная экскурсия. Мы шли по экспозиции с Мариной Соколовской. Она, конечно, очень глубоко погружена в жизнь музея. Она отлично знает и этот период, и все экспонаты. Её искренняя увлечённость вдохновила меня, – подытожил Никита Селезнёв.
Его инсталляцией «Незаконченный проект» уже ночью 16 мая завершилась программа «Ночь музеев – 2021» в Ельцин Центре.