Марина Соколовская. Будем помнить

9 апреля 2025 г.Татьяна Филиппова
Марина Соколовская. Будем помнить

Ушла из жизни Марина Соколовская руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина, искусствовед, преподаватель УрФУ, куратор многих выставочных проектов в Ельцин Центре, Свердловской областной библиотеке им. В.Г. Белинского, Музее советского наива в Перми и других крупных культурных институциях.

В зале Свободы 4 апреля прошла встреча памяти, где друзья, коллеги и близкие вспоминали Марину. Во время встречи на экранах транслировались фотографии разных периодов её жизни. Довольно большая подборка. Вот она ведёт экскурсию. Читает лекцию. Идёт в поход. Общается с малышом. Открывает выставку. Изучает растения. Внимательно слушает коллег. Гуляет по городу.

Открыла встречу директор музея Анна Бородулина. Она поблагодарила родителей Марины за то, что они позволили провести часть прощания в зале Свободы музея. Музея, который Марина любила и по-настоящему о нём заботилась.

– Мы все, сотрудники музея, коллектив Ельцин Центра, будем её помнить и вспоминать не только сегодня. Её вклад в то, чтобы наша большая культурная институция была человечной, огромен. Марина была сострадательной, доброй, умеющей видеть других людей. Это проявлялось во всей её работе. Помню её первую «Полную версию», посвящённую работе Эрика Булатова «Свобода», на фоне которой мы её сегодня вспоминаем. Остаются с нами все её работы: лекции, экскурсии, статьи. В музее её помнит каждый болтик, каждая этикетка, всё, к чему она прикасалась; и мы, идя на обход экспозиции с сотрудниками её отдела, тоже будем об этом помнить. И по-человечески нам будет её не хватать. Она была требовательной. И в первую очередь к себе. Она умела передавать опыт и знания. – Анна предложила высказываться всем в режиме открытого микрофона.

Первыми откликнулись коллеги по университету. Вера Авдеева, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения, на которой Марина преподавала буквально до последнего дня, отметила, что она была уникальным человеком для города.

– Помню их с Алисой Прудниковой, они всегда были в деканате, весёлые хохотушки, воплощение увлечённости и молодости. Однажды у них родилась идея создать журнал, который был бы интересен всем, не только искусствоведам. Первый номер журнала «ZAART» вышел в 2003 году. Всего вышло шестнадцать номеров, и все они были удивительными, потому что писать и говорить об актуальном искусстве непросто. Как аспирантка Марина удивляла тем, что преподавала сложнейшие курсы, которые не всем опытным преподавателям были по зубам. «Современное искусство» и «Введение в ХХ век», «Искусство ХХ века», «Современные художественные практики» – она с этим справлялась и была на высоте. Помню удивительный тембр её голоса, осанку, движение рук, её паузы. Она была прирождённым преподавателем. Откуда это благородство? От мамы, от папы, из семьи. Этот полёт она задала сама себе: высочайший уровень культурно-массовых коммуникаций, начиная с самых первых проектов. Поражали искренность и профессионализм. Мы все не можем поверить, что её с нами больше нет, невозможно привыкнуть к этому, многие студенты плакали, когда объявили о её смерти. Мы потеряли великолепного художественного критика. Она умела уравновешенно, на профессиональном языке давать объективную оценку самым спорным вещам.

Руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов зачитал письмо от бывшего директора музея Дины Сорокиной. «С моей первой встречи с Мариной я знала, что мне придётся только успевать за ней, за её ходом мыслей, за масштабом её идей, за её неисчерпаемой энергией и невероятной работоспособностью. Жалею, что не говорила ей, как по-настоящему восхищаюсь и вдохновляюсь ею лично, здесь, в Ельцин Центре, когда мы работали вместе, а потом уже издалека. Мы продолжали быть на связи, и её сообщения, не частые, но всегда очень искренние, тёплые и человечные, были важны для меня. Марина была не только верной коллегой, но и настоящим ориентиром – человеком не только широко эрудированным и глубоким, с чёткими принципами и открытым умом, но и человеком, который так отважно и достойно боролся со своей болезнью, показав нам всем пример невероятной стойкости и крепости духа. Всегда буду восхищаться Мариной и всегда буду её помнить».

Евгений Емельянов от себя добавил, что Марина Соколовская была уникальным специалистом в области современного искусства.

– И не только специалистом, но и неравнодушным человеком. Для неё не было чужих проблем. Любая мелочь в музее её касалась. Она старалась решать её лично, чтобы сделать наш музей и наш Центр лучше. Марина была доброй, тёплой, любила детей и очень трогательно, с большой нежностью относилась к детям сотрудников. Такой она и останется в наших сердцах. – Евгений передал слово Илье Смирнову – программному директору Ельцин Центра.

– Марина была одной из первых, с кем я познакомился, когда пришёл сюда работать. Понимаю, как много она сделала не только для музея, но и для города. Сколько людей здесь собралось! Она всё делала искренне, от чистого сердца, не стремилась к публичности и была очень скромным человеком. Я благодарен ей за сотрудничество, она всегда очень много на себя взваливала, бралась за большие, сложные проекты. Никогда не повышала голос, не конфликтовала. Я поражался её выдержке. С ней всегда было интересно поговорить. Она была настоящим исследователем. Её уход – большая человеческая и профессиональная потеря. Большое человеческое спасибо родителям Марины! У неё были грандиозные планы, и мы должны достойно завершить то, что она задумала.

Подруга Марины Лидия рассказала, как познакомилась с Мариной в Библиотеке им. Белинского.

– Я пришла на выставку, рассматривала фотографии с Мариной (она была куратором), очень живые, заряженные энергией. Помню эффект от текста. Я ждала чего-то такого: вот она, дорога, вот она идёт прямо. А оказалось, что от прямой дороги тебя неожиданно уводят в какие-то неведомые, невероятные пространства. Таким парадоксальным был её текст. Я смотрела на него и думала: «Как же я хочу дружить с этим человеком!». Я была журналистом и решила взять у Марины комментарии к выставке. Она охотно рассказала. Мы обменялись телефонами и адресами, стали переписываться. Я ей писала и ждала от неё писем, мы созванивались, встречались, прошли километры выставок в Москве и Екатеринбурге, покупали книжки, которые я, как Санчо Панса, носила за ней в рюкзаке. Приезд Марины был для меня счастьем. С Мариной можно было говорить обо всём. Другого такого примера у меня нет в жизни, чтобы самые банальные вещи собеседник поднимал на такой высокий уровень. Я ощущала себя её учеником, и мы всегда были на «вы». Последний раз мы виделись в марте, она гостила у нас. Мы читали «Винни Пуха», и мой сын Валька расплакался в том месте, где друзья расстаются. Расплакалась и Марина. Я подумала сейчас, о скольком мы не поговорили и уже не сможем поговорить. – Лида поблагодарила всех, кто пришёл вспомнить и рассказать о Марине.

Специалист музея Анна Ковалёва зачитала письмо от бывшей коллеги Людмилы Старостовой. Людмила рассказала, что крепче подружилась с Мариной уже после своего отъезда. Они обменивались поздравлениями и открытками, новостями и тревогами. Марина умела ненавязчиво поддерживать, хотя и сама нуждалась в поддержке. Людмила написала: «Марина, спасибо тебе за поддержку и дружбу, за абсолютную честность. Ты никогда не стеснялась критиковать и всегда пользовалась сильными аргументами. Твоё «мне понравилось» было круче любых восторгов. Думаю, не только мне она помогала расти в профессии, показывала, как изменить взгляд на предмет. Я смотрела на Марину, как в зеркало, которое проявляет неявное во мне самой. Ушёл целый кусок моей жизни. Ушёл нереализованный талант. Никто другой не умел извлекать столько смыслов из самых обыденных вещей. Больно от того, что не состоится то, что могла придумать только она. Надеюсь, в чьих-то головах созреет идея создать мемориальную выставку или текст, посвящённый Марине. Она заслуживает не памятного жеста, а произведения, способного предъявить целое и уникальное в её натуре, из чего она рассыпалась на прекрасные инсайты по разным поводам. Марина не собралась, но могут попытаться другие. Я бы приняла участие в этом проекте. Так Марина будет дольше со мной. А мир Соколовской будет развивать умы и души других людей».

Выпускающий редактор журнала «ZAART» (2003–2008) Анна Пьянкова рассказала о сотрудничестве с Мариной Соколовской и Алисой Прудниковой, об уникальных общегородских проектах, о первой индустриальной биеннале и о том, что ещё не раз все мы будем обращаться к идеям и статьям Марины Соколовской.

Сергей Беляков, заместитель главного редактора журнала «Урал», поделился воспоминаниями, как они познакомились в Библиотеке им. В.Г. Белинского в 2008 году. Часто виделись и переписывались. Когда Марина перешла работать в Ельцин Центр, ему показалось, что библиотека опустела, превратилась в обычное место работы.

– Марина была тем человеком, с которым не было скучно ни одной минуты. Она озаряла всех своей добротой, своей улыбкой. Кроме того, она была прекрасной женщиной с ангельским голосом. Слушать её было одно удовольствие. Мы немного сотрудничали. Она подготовила статью для нас, но не успела сделать предисловие и комментарии к ней. Мы не спешили, думали, времени у нас много. Известие, что её больше нет, всех нас потрясло. Ушёл человек, который умел быть хорошим другом. Сегодня священник сказал: «Простите, если она кого-то обидела». Не могу представить, что она могла бы кого-нибудь обидеть. Она была будто соткана из света, – сказал Сергей.

Люди сменялись у микрофона, сотрудники музея, коллеги по университету, студенты, знакомые и незнакомые между собой, многие не нуждались в представлении.

Владислав Булатов из арт-группы «Куда бегут собаки» признался, что даже не помнит, как они познакомились с Мариной: ему казалось, что она была с ними всегда.

– Марина поражала своим умением найти интересный ракурс, другой взгляд на жизнь, на искусство. С нею всегда интересно было общаться. Как-то она прилетела в Питер, и мы просто пошли гулять. Питер такой город, где привыкаешь много ходить. К вечеру я стёр ноги, а она будто даже не устала. Она была человеком неутомимым до впечатлений. Любила жизнь и могла впитать в себя очень много, весь мир. Очень жаль, что она так рано ушла.

Влада сменила школьная подруга Марины. Мария Смоленская поделилась тем, как они проводили время в Испании и Москве.

– Она приехала ко мне в Испанию на страстной неделе. По всей стране шли процессии с несением гроба Господня, фигурами Девы Марии. Марине нравилось наблюдать за этими процессиями, и она очень эмоционально реагировала: «Идут! Идут! Их, наверное, учат так маршировать?» У неё вообще было провокационное чувство юмора.

И второй эпизод – уже в Москве. Я пошла на курсы реставраторов мебели. Со мной училась историк Ксения Табаровская. Когда она узнала, что я из Екатеринбурга, то рассказала, что с этим городом у неё связано маленькое персональное чудо. В музее в Ельцин Центре в одном из стендов она обнаружила книгу своего деда, военного журналиста Николая Юдина «Планы Гитлера рушатся», которой не было в её семье. Я рассказала об этом Марине, и она – представляете! – скопировала книгу и переслала Ксении. Это было второе персональное чудо, – поделилась воспоминанием Мария Смоленская.

Тамара Галеева – преподаватель, искусствовед рассказала, что с Мариной они дружили двадцать пять лет и она помнит её первые шаги в профессии.

– Мы дружили с её первого курса. Она всегда была в моём ближнем кругу. Звезда, которая меня, нас, сопровождала. Помню, что они были близки с Алисой Прудниковой, ещё одной нашей звёздочкой. Ольга Ивановна, Валентин Борисович, Сергей – я хочу сказать, что меня всегда потрясало отношение Марины к семье – её забота, её беспокойство. Я была у неё дома и наблюдала очень трогательное и уважительное отношение к родителям. Сегодня это такая редкость. Спасибо, что вы её такой воспитали.

Помню её первый проект в университете. Это была выставка современной фотографии, которая называлась «Лицевой счёт». Марина была человеком дерзким, смелым: ей хотелось назвать выставку «Удар по лицу». С тех пор у нас было много проектов, но нас связывали не только проекты. Я горда тем, что нас с ней связывала дружба. Мы будем её помнить потому, что нас слишком многое связывало. Она была не яркой и очень яркой. В эти дни мне пришло много писем от студентов и художников, много ностальгических воспоминаний. 25 лет творческой деятельности – это не мало. Кажется, она мало прожила, но очень много сделала. Светлая ей память!

Валентин Борисович, отец Марины, поблагодарил всех, кто пришёл вспомнить его дочь и сказать о ней тёплые слова.

– Для меня она прежде всего дочь. Слушая сегодня всё, что вы о ней говорили, я вдруг вспомнил один из эпизодов нашей жизни. Марина была в пятом классе, и у нас зашёл разговор о высшем образовании. Я сказал ей, что если человек обладает высшим образованием, то это не значит, что он всё знает и всё помнит, но если ему понадобится в чём-то разобраться, то он способен найти дополнительные источники и досконально изучить. Мне казалось, разговор исчерпан, но нет, на следующий день она с этим же вопросом пришла к классному руководителю. Ею всегда двигало сомнение, она никогда не останавливалась на чём-то одном. Даже готовясь в выставке, она рассматривала один и тот же снимок в пяти-шести разных изданиях. Она – достойная дочь офицера, всегда стремилась что-то познать, выяснить, добиться правды. Как отец я хочу сказать вам спасибо за добрые слова. Знаю одно: человек жив столько, сколько его помнят. Если вы будете её помнить, то мы с мамой будем понимать, что она жива. Понятно, что для нас она всегда жива. Но если вы будете помнить, то и мы будем знать, что она жива в ваших сердцах.

Марины не стало 1 апреля, и всё это время на сайте Ельцин Центра, в блогах и соцсетях звучали добрые слова, полные скорби, от самых разных людей.

С 2002 года она участвовала в художественной жизни Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила и Перми. Благодаря её работе Архив Президентского центра пополнился более чем 200 печатными материалами, связанными с выставками и художественными инициативами региона. Много творческих сил Марина вложила в работу музея – в его выставки, экскурсии и лекции, клуб «Мои 90-е». Кроме того, она координировала конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню».

Конечно, это огромная потеря для команды Ельцин Центра. Марина была настоящим интеллектуалом, и при этом отважным, целеустремлённым, сострадающим человеком. Оставалась активной и деятельной несмотря на то, что несколько лет боролась с тяжёлым аутоиммунным заболеванием. Осенью прошлого года она поддержала фотопроект о людях с подобным диагнозом. Хотела поддержать их и себя. Жаль, что болезнь оказалась сильнее.

Нам её всегда будет не хватать, и ещё не раз мы будем обращаться к её идеям и исследованиям. Отец Марины прав: человек жив, пока его помнят.

Другие новости

Лекция

Экономика и демография: как прежде уже не будет

Экономика и демография: как прежде уже не будет
Влияние изменений численности и возрастного состава населения на ситуацию в экономике давно занимает умы учёных. О демографическом переходе и изучении его экономических последствий на лекции в Ельцин …
16 апреля 2025 г.
Лекция

Наталья Иванова — о Юрии Трифонове и испытании сталинской премией

Наталья Иванова — о Юрии Трифонове и испытании сталинской премией
Юрий Трифонов — крупнейший отечественный писатель, хотя и недооценённый. В нынешнем году исполняется сто лет со дня его рождения. Его творчеству посвящён авторский цикл лекций литературного критика На…
15 апреля 2025 г.
Выставка

«Непричёсанная» и волшебная – Москва Алёны Дергилёвой

«Непричёсанная» и волшебная – Москва Алёны Дергилёвой
В Филиале Ельцин Центра в Москве на Малой Никитской 9 апреля открылась выставка городских пейзажей известной московской художницы, почётного члена Российской академии художеств, заслуженного художника…
14 апреля 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.
×