В Ельцин Центре 28 октября Театр сторителлинга Константина Кожевникова представил документальный спектакль «Люди добрые» — совместный проект Агентства социальной информации и благотворительного фонда Владимира Потанина «НКО-профи». Спектакль — о филантропии в России и благотворителях наших дней.
Несмотря на то, что сегодня мест для зрителей вдвое меньше из-за специальной рассадки и есть места, на которые и вовсе нельзя садиться, о чём сообщают специальные таблички на креслах, в зале — аншлаг. Спектакль затрагивает острые темы волонтёрства и благотворительности, особенно актуальные в наше непростое время.
В документальном спектакле «Люди добрые» две основные сюжетные линии. Одна рассказывает о современном состоянии благотворительности, о судьбах людей, которые в ней заняты. Вторая погружает зрителя в историю филантропии в России.
Идея спектакля зрела давно, рассказала во время обсуждения руководитель проектов Агентства социальной информации Ольга Дроздова. Все истории о благотворителях необыкновенны сами по себе, и каждая достойна отдельного повествования.
В основу сюжета легли двенадцать историй наиболее известных людей из сферы благотворительности. Это президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина, директор фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков, директор организации помощи бездомным людям «Ночлежка» в Санкт-Петербурге Григорий Свердлин, который представлял свой проект в Ельцин Центре в рамках программы «Новая благотворительность».
Героями спектакля стали также: куратор культурных программ Международного правозащитного общества «Мемориал» Александра Поливанова, руководитель противопожарного отдела «Гринпис России» Григорий Куксин, руководитель движения «Даниловцы» Юрий Белановский, исполнительный директор фонда «Со-единение» Татьяна Константинова, председатель российской общественной организации инвалидов «Перспектива» Дэнис Роза, директор фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант. В гастрольную версию спектакля вошли истории председателя совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарьи Милославской и директора центра ГРАНИ Светланы Маковецкой.
Из их многочасовых интервью по Skype создатели спектакля сложили эмоциональные, очень человечные монологи героев, увязанные в повествование о том, как приходят «люди добрые» в благотворительность и как остаются в ней; как непросто живут и выгорают, но всё-таки продолжают начатое дело, — иногда в обход законов и правил, как показал фильм Оксаны Карас «Доктор Лиза», посвящённый врачу паллиативной помощи Елизавете Глинке, премьера которого незадолго до этого прошла в Киноклубе Ельцин Центра.
На сцене герои спектакля рассуждают о том, что ими движет и зачем им это нужно. Перебивая друг друга, рассказывают о том, как к ним относятся те, кому они помогают, и те, кого просят о помощи. Через какие сложности им приходится проходить, чтобы благотворительность из «занятия для городских сумасшедших» стала наконец сферой притяжения самых активных и талантливых людей нашего времени.
В спектакле простые декорации. Несколько венских пошарпанных стульев и один письменный стол в центре с нехитрой офисной техникой. Сидят и стоят люди. Один из них начинает что-то рассказывать, и, как только он делает небольшую паузу, последнюю фразу подхватывает другой. Потом третий. Каждый говорит о наболевшем, рассказывает свою историю. Это и делает спектакль очень динамичным, не отпускает зрителя.
Монологи героев перемежаются историческими выкладками, цитатами известных писателей и философов, трогательными черно-белыми фотографиями начала ХХ века, из которых зритель может понять, что благотворительность не взялась ниоткуда, что всё это уже было в России до 1917 года, носило массовый характер и впитано русскими людьми с молоком матери – сочувствие, сострадание и деятельное желание помочь тем, кто в этом нуждается.
Потом действие снова возвращается в сегодняшний день, и актеры продолжают рассказывать истории своих прототипов. Артистов меньше, чем героев, поэтому некоторые играют не одну роль. Так, режиссёр спектакля Константин Кожевников играет Григория Куксина и Олега Шарипкова.
Люди малознакомые с благотворительностью, посмотрев спектакль, будут удивлены. Те, кто ею занимаются, отнюдь не Бэтмены и не человечки с нимбами над головой. Им бывает страшно, трудно, но они продолжают работать, смеясь и иронизируя над ситуациями, в которые попадают. Всех их объединяет то, что однажды они не смогли согласиться с реальностью и начали ее менять. А потом это превратилось в главное дело их жизни. И ещё становится понятно другое: что благотворительность — это не всегда про деньги, но и не всегда про благодарность, что особенно удивительно для тех, кто сталкивается с этим впервые.
Об этом же говорили после спектакля во время обсуждения. На вопросы зрителей отвечали куратор проекта Ольга Дроздова и автор пьесы Елена Носова. К разговору присоединились режиссеры-постановщики Олег Куксовский и Константин Кожевников. Им было интересно мнение зрителей о спектакле. Тем более, что спектакль — живой, он может меняться. В обсуждении участвовали актёры Елена Ветрова, Анастасия Денисова, Илья Дудочкин, Евгений Пеккер, Екатерина Юдина. Некоторые знакомы с прототипами своих героев и убеждены, что их примеры вдохновят многих начать новую жизнь — более наполненную и осмысленную, задуматься над тем, кто ты есть в этом мире и что сделал для него.