Президент России Борис Ельцин 31 декабря 1999 года объявил об отставке и представил своего преемника. Для многих это событие стало завершением эпохи 90-х и переходом не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую историческую эпоху.
Завершились ли 90-е с наступлением Миллениума, обсудили 4 января на первом в 2020 году заседании клуба «Мои 90-е». Постоянные и новые участники клуба делились собственными представлениями о том, когда в их понимании ушла одна эпоха и наступила другая, какие события и переживания предшествовали этому.
Встречи клуба «Мои 90-е» традиционно проходят по субботам. Раз в месяц в салоне самого большого экспоната музея – настоящего московского троллейбуса, который расположился в экспозиции «Первый день» – люди разного возраста делятся историями о личном проживании в эту яркую и наиболее обсуждаемую эпоху. Помимо заявленных выступлений завсегдатаев клуба своими воспоминаниями делились обычные посетители, пришедшие в музей в свой выходной день.
Ведущая клуба Марина Соколовская, руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея, первой рассказала свою историю о том, какими были и чем завершились её 90-е. Она припомнила, что в это время начиналась ее студенческая жизнь. Она активно знакомилась с современным искусством. Студенты ее факультета выпускали настоящий журнал об искусстве «Комод». Это был уже не самиздатовский сборник, а полноценный журнал. Она впервые ощутила свою принадлежность к определенному поколению. Наблюдала смену эпох и то, как прочно ассоциируется с 90-и и поэтому уходит в прошлое творчество таких знаковых для Екатеринбурга художников-акционистов как Еловой, Шабуров, Голиздрин. Для неё рубежом эпох стал именно 2000 год.
Елена, постоянный член клуба «Мои 90-е», в это время работала в главном книгохранилище города – Публичной библиотеке им. Белинского. Она рассказала, что все эти годы были пронизаны эйфорией, связанной с отсутствием цензуры и расцветом общественной жизни. Несмотря на тяжелые бытовые условия (в библиотеке частенько отключали свет), культурная жизнь била ключом. «Мы впервые расправили плечи и вздохнули свободно, – вспоминает Елена. – Чиновникам до нас не было никакого дела. Мы сами обалдевали от собственной смелости». Для нее 90-е закончились в 2005 году, когда им позвонили «сверху» и сказали, какие именно мероприятия нужно подготовить к вновь учрежденному 4 ноября – Дню народного единства. Постепенно, пошутила Елена, начали контролировать «каждый чих» и отбили всякую охоту к самостоятельности.
Гостья из Ставрополья поделилась воспоминаниями о том, какими были ее 90-е в маленьком Нефтекумске, в непосредственной близости от границы с Чечней. О том, как они пережили захват басаевскими боевиками гражданского госпиталя в Будённовске. Её отец чудом не попал на рынок, с которого мирных граждан сгоняли в этот госпиталь. История захвата и гибели заложников так или иначе коснулась каждого в их маленьком городке, и в этом смысле 90-е для нее не закончились до сих пор. Ведущая напомнила присутствующим, что в музее есть постоянная экспозиция, посвященная чеченским событиям. И в данный момент работает выставка «На войне. Размышления о Первой чеченской».
Преподаватель пединститута рассказала, что её 90-е завершились встречей Миллениума вместе со студентами в поезде Екатеринбург – Санкт-Петербург. Она помнит, что они совершенно не говорили о политике, смене власти или о том, кто будет следующим президентом. Студенты общались, читали, готовились к экзаменам. Она тут же в поезде устроила им импровизированный зачёт. Поездка была насыщенной. Петербург, украшенный к Новому году, подарил массу впечатлений. Прошло двадцать лет, а путешествие вспоминается до сих пор.
Ольга, экономист и постоянный член клуба, начала с того, что в 90-е ей пришлось поменять любимую профессию. Когда она увольнялась со знаменитого Уралмаша, отец говорил: «Куда ты уходишь? Завод не закроют!» Но завод закрыли, и всё, к чему она привыкла с детства, рухнуло. К счастью, не без гордости отмечает Ольга, никто из ее одноклассников и однокурсников по машиностроительному факультету УПИ не спился, как многие в эти годы. В мае 1998 года родился сын. Она помнит это солнечное лето. Пенсионерам четыре месяца не платили пенсию, а в то время многие пенсионеры были единственными кормильцами в семье. Было тяжело видеть, как страдают пожилые люди. 90-е для нее закончились в 2006 году, когда цены на нефть достигли своего максимума, в стране появились деньги, зарплаты стабилизировались, повысилась покупательская способность, магазины наполнились товарами и людям стало жить легче. Более того, в городе начался строительный бум.
Людмила Старостова, руководитель отдела развития музея, рассказала про свой образ 90-х: прежде всего – катастрофическая нехватка денег, и в связи с этим постоянная борьба за выживание. Для молодой мамы это была суровая жизненная школа. Людмила считает, что 90-е для нее закончились в 2003 году, когда зарплата мужа стабилизировалась. Они могли не просто благополучно существовать от зарплаты до зарплаты, но и откладывать деньги. Летом 2003 года они смогли с маленькой дочкой впервые отдохнуть на море. В сознании Людмилы 90-е не были безопасными, но они были пронизаны ощущением свободы, которое закончилось в 2001 году, когда произошла смена собственников столичного канала НТВ, которому многие доверяли, и его покинула уникальная команда журналистов. Кроме того, она припомнила свой недавний разговор с одним из иностранных исследователей эпохи 90-х, с которым тоже согласна: смена эпох происходит тогда, когда нарушается миропорядок и устанавливаются новые правила. Это произошло 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Захваченные террористами «Аль-Каиды» самолеты атаковали башни-близнецы Всемирного торгового центра. В результате обрушения погибло 2977 человек. Большинство погибших были гражданскими лицами.
Предприниматель Игорь, постоянный член клуба, признался, что для него намного приятнее вспоминать начало 90-х, когда он оказался на стажировке в Германии. Поездка дала ему неоценимый опыт. Самыми тяжелыми в плане организации бизнеса были годы с 1998 по 2002: бизнес пробуксовывал, договоренности не действовали, работать было невозможно. Закончились 90-е в 2002 году, когда, наконец, стало возможным нормально вести бизнес.
Подытоживая встречу, Марина Соколовская отметила, что многие посетители музея по завершении экскурсии говорят о том, что для них 90-е не закончились. Они продолжаются. Чтобы определить, когда они закончились, важно понять, чем они были для каждого из нас. И в этом смысле объём тем для обсуждения в клубе «Мои 90-е» становится неисчерпаемым. Для кого-то 90-е стали неотъемлемым продолжением Перестройки и соответственно начались в 1985 году. Для кого-то они были источником вдохновения и новых возможностей, а для кого-то – годами невосполнимых утрат и лишений. Все очень индивидуально, как и в вопросе окончания эпохи.
По завершении встречи участники традиционно сделали общий снимок на память на фоне того самого троллейбуса.