В рамках публичной программы к выставке «Девяностые детей», состоявшейся 29 марта, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов прочёл лекцию «1990-е: из кинозала в видеосалон. Кто уменьшил экран?»
Лектор начал с рассказа о своей юности, которая как раз пришлась на 90-е прошлого столетия. Он родился в рабочей семье в Ленинграде. Дедушка с бабушкой жили на Петроградской стороне в непосредственной близости от завода «Позитрон», на котором выпускались видеомагнитофоны ВМ-12, являвшиеся аналогом зарубежных образцов. Несмотря на то, что их было произведено довольно много, они оставались для большинства роскошью. Стоили дорого, около 2000 рублей. Видеокассеты тоже стоили немало – от 60 до 100 рублей, и обычным гражданам определённо были недоступны. Но именно они дали толчок к развитию видеоформата в нашей стране.
В 1986 году состоялся V съезд Союза кинематографистов, который серьёзно повлиял на развитие кино в эпоху перестройки. Киноиндустрия в канун 90-х была большой и прибыльной отраслью, которая была полностью подконтрольной государству. От студий полного цикла картины попадали в прокат, которым также ведало государство. Тем удивительнее был тот факт, что производственники взбунтовались против Госкино. По их мнению, нарастающий кризис был связан с проблемами в смежных областях производства. Например, дефицит и низкое качество киноплёнки. Помимо того, что её в принципе выпускалось мало, то ещё до 20 процентов выпускалось с браком. Приходилось снимать большое количество дублей не по художественным причинам, а исходя из технического предположения о возможном браке.
Были проблемы и с прокатом фильмов. Спусковым крючком к кризису в прокатной индустрии стал запрет на показ фильма «Асса» в столичном кинотеатре «Ударник». В 1988 году фильм был особенно востребован. Весь контекст фильма складывался вокруг неформальной культуры, выходящей из тени. Саундтрек Бориса Гребенщикова, музыка групп «Браво» и «Кино» привлекали внимание молодых людей. Очереди в кино превращались в протестные пикеты.
В статье «Московского корреспондента», посвящённой запрету на прокат «Ассы», говорилось о том, что кинотеатры прогорают. Казалось, фильм «Асса» мог спасти положение, но победила идеология.
В том же известном московском кинотеатре «Ударник» было 1200 мест. Утренние сеансы посещало три десятка человек. Вечерние – три сотни. В такой ситуации кинозалам было трудно выживать. Запрет только подогревал ситуацию. Зрителям было нужно гораздо больше фильмов, чем кинозалы могли предложить. Посещаемость, и без того низкая, начала стремительно падать. В 90-е кинотеатры один за другим начали превращаться в мебельные салоны и мини-рынки.
Одновременно с этим начали появляться небольшие, камерные видеосалоны. Первый видеосалон был открыт в Воронеже. Затем на Арбате в Москве. К концу 1986 года была открыта 61 видеотека, а уже к 1988 году их число выросло до миллиона. Возможность увидеть зарубежные картины выгодно отличала частные видеосалоны от государственных кинотеатров.
Олег Уралов, известный документалист Госкино, говорил, что киноиндустрия неизбежно стала электронной, но не цивилизованной. Проблема «пиратства» в 90-е стояла настолько остро, что голливудской ассоциации продюсеров «Импайр» пришлось наложить эмбарго на любой экспорт голливудской продукции в нашу страну. Однако фильмы всё равно просачивались, зачастую в виде очень плохих копий. Но, по его мнению, никакие запреты не могут остановить людей от просмотра того, чего они хотят.
Появление видеосалонов стало существенным шагом к переменам в отечественном кинопрокате. Люди хотели иметь большой выбор фильмов. При этом качество картин и размер экрана не имели особого значения. А когда видеомагнитофоны стали дешевле и доступнее для рядовых граждан, необходимость в видеосалонах и вовсе отпала. Людям больше нравилось смотреть кино, не выходя из дома. На смену видеосалонам пришли видеопрокат и кабельное телевидение.
Василий Степанов назвал процесс по изменению предпочтений в форматах просмотра видеоконтента цикличным. Это движение напомнило ему погоню Ахиллеса за черепахой. Ахиллес домашнего кинопоказа гнался за черепахой большого экрана, пытаясь её нагнать, и нагонял. Именно поэтому в нашей жизни появились видеопроекторы и домашние кинотеатры.
Впрочем, иногда даже завзятым домашним киноманам хочется пойти в кино с большим экраном.