В Филиале Ельцин Центра в Москве, в усадьбе Долгоруковых-Бобринских, 27 июня начала работу новая выставка из цикла «Кадровый голод». Серию проектов, посвященных документальной фотографии 1980-1990-х годов, продолжил прославленный фотограф, репортёр, журналист Юрий Феклистов. Кураторы выставки –первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень и главный продюсер культурных программ московского филиала Екатерина Шольц.
Юрий Феклистов – лауреат наград Союза журналистов РФ «Золотой глаз России»; гильдией фотографов-профессионалов ему присвоено звание «Золотое перо России». Автор книги Le tapis rouge и фотоальбома «Сезария Эвора». В его послужном списке большое количество выставочных проектов.
Он снимал и простых людей, и знаменитых – принцесс, королев и президентов. С семьей первого российского президента Бориса Ельцина Юрий дружит уже много лет. Его всегда рады видеть в Ельцин Центре – в Екатеринбурге он провел несколько творческих встреч, а в недавно открывшемся московском филиале бывает почти на всех мероприятиях.
Феклистов стал известным в 80-х, когда начал снимать для «Комсомольской правды», а позже – для одного из первых независимых изданий позднего СССР, легендарного «Огонька». На открытии выставки желающие могли полистать раритетные выпуски журнала. В 90-е его снимки публиковали «Пари матч», «Штерн», «Шпигель» и многие другие издания. В объектив Феклистова попадали Мстислав Ростропович, Булат Окуджава, Юрий Любимов, Арсений Тарковский, принцесса Диана, Адриано Челентано, Елизавета II, Жерар Депардье. И почти с каждым героем, с каждым случаем связана особая личная история фотографа.
Начинал фотографировать Юрий тоже в «Огоньке» – так назывался пионерский лагерь.
– А первая моя фотография появилась еще 47 лет тому назад, 26 января 1978 года, – поделился воспоминаниями Юрий Феклистов, открывая выставку. – Так что эта выставка – не ретроспективная. Это 80-90-е годы, начало моей работы в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Итогах». Это никакие не лихие годы, а время перемен и надежд, и я с большой ностальгией их вспоминаю.
– Юра – репортер по характеру, по взгляду, по углу зрения и по энергетике, – сказала первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень.
На открытие выставки пришли друзья, и их оказалось столько, что выставочное пространство не смогло всех вместить. Поздравили автора с открытием выставки Татьяна и Валентин Юмашевы, телеведущая Яна Чурикова, дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Елена Ростропович, скрипачка Елена Ревич, книгоиздатель Владимир Григорьев. Среди гостей были и коллеги-фотографы (Юрий Рост, Тофик Шахвердиев и многие другие), и персонажи съёмок.
– Юра – удивительный человек. Он дружил со всеми героями своих репортажей, его приглашали на многие мероприятия, в том числе семейные торжества, – сказала Татьяна Юмашева. – Я благодарна, что он снимал мою семью, моего папу. И мы знаем, что это у него хранится и никогда не потеряется. Я очень рада нашей дружбе.
Один из самых известных кадров Феклистова – великий Ростропович с автоматом в коридоре Белого дома. Юриста Юрия Иванова приставили охранять прославленного музыканта, но он уснул у него на плече. А проснулся – благодаря Феклистову – знаменитым: этот кадр обошёл в августе 1991 года все мировые агентства. Спустя 35 лет Иванов, немного смущаясь, позирует у той самой фотографии, и вспоминает, что великий музыкант назвал его братом, а запечатленный момент – одним из главных событий своей жизни.
Цикл «Кадровый голод» представляет лучших российских фотографов, работавших в девяностые – золотой век российской документальной фотографии. Открыла цикл в апреле фотовыставка Александра Тягны-Рядно.
Выставка Юрия Феклистова продлится до 31 августа. Попасть на нее можно бесплатно, без выходных, с 12 до 20 часов по адресу Москва, ул. Малая Никитская, дом 12 строение 1. Усадьба Долгоруковых-Бобринских. Центральный вход, выставочный зал «Подвал» ( -1 этаж).