«Кадровый голод»: версия Александра Тягны-Рядно

5 мая 2025 г.Андрей Жданкин
«Кадровый голод»: версия Александра Тягны-Рядно

В Филиале Ельцин Центра в Москве в усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Никитской 24 апреля открылась выставка фоторабот Александра Тягны-Рядно. Этой выставкой известного мастера Президентский центр Бориса Ельцина запустил новый большой проект – «Кадровый голод», который представит лучшие работы лучших фотографов 80–90-х годов уже минувшего века.

В последние лет 30, а то и чуть больше, во всём мире случился взрыв популярности фотографии и интереса к ней. Дров в этот огонь сначала мощно добавили полароиды, а затем – просто взорвали – мобильные телефоны. Каждый может снимать и каждый снимает.

Настоящих фотографов, тех, для кого это дело стало профессией, немного. Было и есть. Но именно они фиксировали и отражали всю невероятную жизнь огромной разнообразной страны. По их фотоснимкам мы знаем, какой была наша действительность в самые разные годы. И пусть как правило фотографии были парадными, «глянцевыми», идеологически выдержанными, но всё-таки отражали в определённой степени реалии жизни. В советские времена от неизбежной цензуры фотографы, конечно, страдали, но с «гнётом системы» худо-бедно справлялись: снимали для себя, показывали лучшие снимки друзьям-коллегам. Кто-то пытался сотрудничать с иностранными СМИ, что довольно жёстко пресекалось. В середине и ближе к концу восьмидесятых цензура ослабла, стало возможным приобрести хорошую профессиональную аппаратуру, появились независимые отечественные СМИ, а за сотрудничество с иностранной прессой уже не следовали кары. Так для профессиональных фотографов наступило чудесное счастливое время. Твори, выдумывай, пробуй, снимай и предлагай свой фотопродукт.

При этом время было невероятно сложное, бурное, противоречивое. Советский Союз уходил из жизни очень тяжело, болезненно, трагически. Люди старшего поколения помнят межнациональные конфликты, миллионные демонстрации, пустые полки в магазинах и очереди в обменниках. Тяжело рождалась и новая Россия, но при всех сложностях то время было невозможно интересным, ярким, динамичным и свободным. Хорошие фотографы, как и журналисты вообще, стали очень востребованы. А от прежних времён в обществе оставался большой «кадровый» голод. Люди сильно хотели не только знать, но и видеть – что и как происходит. И за рубежом резко вырос интерес к переменам в нашей стране. Лучшие фотографы достойно решали эту задачу.

Представляется, что в наши дни наблюдается вторая волна этого голода, потому что окружающий мир стал фотоцентричным, чего прежде не было. Если событие не снято фотографом или телеоператором – не было события. Снимают и интересуются фотографией все или почти все. Кадры (фотографические) решают всё.Тем ценнее работы настоящих мастеров, к числу которых по праву принадлежит Александр Тягны-Рядно, выставкой которого открылся цикл документальной фотографии 80-90-х годов «Кадровый голод».

Александр Тягны-Рядно окончил Московский авиационный институт, несколько лет проработал по специальности инженером-конструктором, и лишь потом поступил на факультет журналистики МГУ. С 1984 года работал как фоторепортёр и фоторедактор в журналах и газетах. Среди них газеты «Советская культура», «Известия», «Собеседник», журнал «Журналист» и другие. Внештатно сотрудничал с российскими и зарубежными СМИ. В том числе – с журналами «Итоги», «Огонёк», «Новое время», «Вокруг светa», Gala, Forbs, ELLE, GEO. Обязательно сюда надо добавить целый список журналов туристических, в 90-е они были очень популярны. На счету Тягны-Рядно более 60 персональных выставок в России, Великобритании, Испании, Италии, Франции. У Александра вышло полтора десятка книг фотографического характера и не только. Несмотря на кажущуюся суровость, он очень добрый, открытый и обаятельный человек, безусловный авторитет для коллег по цеху.

Открывая выставку, которая разместилась в бывших подвалах городской усадьбы Долгоруких- Бобринских, приведённых в стильное выставочное пространство, первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Людмила Телень сказала много тёплых слов в адрес мастера, отметив колоссальный диапазон его творчества, высочайшее качество и искренность фотографий. Недаром лучшие из снимков обошли десятки газет и журналов.

На снимках, представленных на выставке, присутствуют портреты людей, определивших время 80-х и 90-х. Зритель может увидеть Бориса Ельцина (ещё не президента), Михаила Горбачёва (ещё президента), академиков Святослава Фёдорова, Виталия Гинзбурга, Андрея Сахарова, виолончелиста Мстислава Ростроповича, поэта Булата Окуджаву. Все портреты – нестандартные, разные, неофициозные, человечные. Присутствует и Москва родной город Александра. Но провинции, снятой с любовью и изобретательностью, на выставке больше, таков выбор автора. Здесь Кимры и Тверь, грушинский фестиваль под Самарой и шукшинские Сростки, Якутия и Великий Устюг. И всё – не пейзажи, а через людей – непридуманных, естественных, живых. И много чего ещё неожиданного, очень интересного, снятого с большим мастерством. Конечно, есть и снимки августа 1991 года, когда совершалась революция.

Рассматривая фотографии Александра Тягны-Рядно (и других мастеров его поколения) из дня сегодняшнего – с цифровой фототехникой, позволяющей делать сколько угодно снимков, а дальше – пошаманил с фотошопом на компьютере и готово – удивляешься и восхищаешься мастерством, осмысленностью каждого кадра. Точности взгляда при выборе объекта и момента. Не все помнят, что фотографы тогда снимали на плёнку, а в катушке 36 кадров: просто так «щёлкать» было недопустимо и накладно. После съёмки шёл процесс проявки и печати. Ошибись мастер на любом этапе – и пропала съёмка.

Ельцин Центр организует и проводит изрядное количество разнообразных выставок. На многих довелось присутствовать, что здорово обогащает, по-человечески приятно и познавательно. Но впервые пришло столько людей с фотоаппаратом. Не снимающих на мобильный телефон (это делает каждый второй), а серьёзных профессионалов. Значит, выставка Александра Тягны-Рядно привлекла настоящий пул матёрых фотографов. Констатация этого факта – признание уважения профессионального сообщества к творчеству Александра Рэмовича.

На вернисаже он был невероятно доброжелателен и открыт к общению. Примерно таков он есть и в жизни.

Выставка фотографий Александра Тягны-Рядно будет работать по 15 июня с 12.00 до 20.00 бесплатно. Адрес: Москва, ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1, городская усадьба Долгоруковых-Бобринских, выставочный зал «Подвал» (-1 этаж). Нажмите кнопку звонка на колонне у ворот Центрального входа, чтобы зайти.

Другие новости

Концерт

«На всю оставшуюся жизнь» — праздничный концерт ко Дню Победы

«На всю оставшуюся жизнь» — праздничный концерт ко Дню Победы
Ельцин Центр в Екатеринбурге подготовил к 9 мая большой праздничный концерт лирических песен о войне и мире «На всю оставшуюся жизнь», посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
22 мая 2025 г.
Экскурсия

Усадьба Долгоруковых-Бобринских открылась для публичных посещений

Усадьба Долгоруковых-Бобринских открылась для публичных посещений
Московский филиал Президентского центра Б. Н. Ельцина, располагающийся на Малой Никитской улице в городской усадьбе Долгоруковых-Бобринских, в субботу 17 мая провёл первую публичную экскурсию. Далее т…
21 мая 2025 г.
Выставка

60-е в объективе Генриетты Перьян

60-е в объективе Генриетты Перьян
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 14 мая открылась выставка фотографий из личного архива легендарной Генриетты Перьян «Оттепель. Фото на память». На сделанных не по заказу, а «для души» снимках – дух вр…
19 мая 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.