История девочки-блокадницы Валентины Сурвило — на выставке и в романе

2 апреля 2021 г.Татьяна Филиппова
История девочки-блокадницы Валентины Сурвило — на выставке и в романе

В малом Атриуме Ельцин Центра 30 марта состоялось открытие выставки иллюстраций по мотивам одноимённого графического романа «Сурвило» Ольги Лаврентьевой.

Ольга Лаврентьева — художник из Санкт-Петербурга, выпускница факультета искусств СПбГУ, член Союза художников, участница международных выставок графики и рисованных историй в России, Финляндии, Швейцарии, Венгрии, Польше, Норвегии, США, Германии. В сферу её профессиональных интересов входят непридуманные истории, документальные расследования, графические репортажи.

В экспозиции представлены оригиналы работ, вошедшие в графический роман, фото и документы семьи Сурвило, а также оригинальная роспись автора в выставочном пространстве в виде главной героини романа в летящем платье в человеческий рост. Своеобразный автограф завершает экспозицию, и многие посетители выставки с удовольствием делают селфи на её фоне.

Открыл выставку Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи в Ельцин Центре.

— Эта выставка не просто рассказывает нам увлекательную историю одного человека и его семьи, она дополняет большую историю нашей страны, которая никогда не заканчивается. Мы стараемся подбирать для вас мероприятия, которые были бы по-настоящему интересны и актуальны. Сегодня как раз получилось сделать одно из таких событий: представить книгу и одновременно выставку, сделанную по ней. Здесь вы увидите то, из чего рождается книга, оригинальные работы автора, которые вошли в графический роман. Я рад, что так много людей пришли на эту выставку. Хочу поблагодарить автора. Спасибо вам за вашу книгу, за вашу память и ваше искусство.

Ольга Лаврентьева поблагодарила Ельцин Центр за приглашение и организацию выставки.

— Хочу поблагодарить всю команду, которая трудилась над созданием выставки, помогала с её оформлением. Посмотрите: каждая фотография — на специальной подложке. Спасибо за столь трепетное отношение к документам и фотографиям моей семьи. Это потрясающее взаимодействие и высокий уровень организации. Как человек, участвующий во многих выставках, я могу об этом говорить. Это пример того, как нужно работать. Ещё раз спасибо всем — и вам, кто сегодня пришёл на нашу выставку.

Чуть раньше в книжном магазине «Пиотровский» состоялась презентация самого романа, посвящённого истории жизни бабушки автора Валентины Викентьевны Сурвило, пережившей и сталинские репрессии, и ленинградскую блокаду, и дожившей до 95 лет.

В основу романа легли её рассказы, которые стали толчком к желанию внучки разделить память с близким человеком.

Автор проделала огромную работу, погружаясь в архивы, чтобы понять атмосферу времени через повседневную жизнь своей героини, через множественные свидетельства эпохи: те самые троллейбусы, те самые дома и улицы, вывески магазинов тех лет, аллеи и скверы, танцплощадки и платья, в которых женщины ходили на танцы.

Ольга рассказала, как складывалась многолетняя работа над романом. Она считает, что бабушкина биография типична для людей её поколения. Благополучное счастливое детство в Ленинграде в семье рабочих, с сестрой и школьными друзьями, которое внезапно обрывается в 1937 году, когда отца арестовывают без всяких объяснений.

Для семьи Сурвило это был гром среди ясного неба, они находились в полной растерянности. Маму и сестёр выслали в Башкирию, где они были вынуждены по-новому обустраивать свою жизнь. В ссылке девочки закончили школу. В 1940 году главная героиня вернулась в Ленинград, чтобы поступить в техникум, первый курс которого окончила в июне 1941-го.

Все 900 дней блокады Валентина проработала санитаркой в тюремной больнице, пережила дистрофию, была на грани умирания, выжила чудом — единственная из всей семьи. В победном 1945 году вышла замуж, сменила фамилию. Новый, счастливый и благополучный этап её жизни омрачался постоянным страхом за своих близких.

— Бабушка проработала бухгалтером на одном предприятии — «Красный треугольник» — всю жизнь. Прошлое накатывало периодически чувством тревоги и кошмарами в снах. Она много рассказывала о том времени, и в какой-то момент я поняла, что готова взяться за эту историю, — рассказала Ольга. — Сначала не знала, с какой стороны подступиться. Решила рисовать женский роман. Историю о женщине, которая идёт по жизни, проходит через разные испытания. Образ идущей женщины всё расставил на свои места.

Работа началась с интервью и расспросов бабушки, которые заняли толстую тетрадь, и нескольких вечеров подробных вопросов и ответов с уточнениями: чем стирали, в чём готовили пищу, как ухаживали за одеждой.

«Бабушка стала источником № 1», — шутит Ольга. Источником № 2 стал семейный фотоальбом в бархатной обложке. Уточняя у бабушки, кто есть кто, Ольга использовала фотоальбом как референс, чтобы рисовать людей похожими: в том времени, в той одежде, с теми выражениями лица.

Источник № 3 — чёрная лакированная шкатулка, в которой хранились семейные документы разных лет.

— Мне были необходимы референсы (вспомогательные изображения: рисунки и фотографии, которые художник изучает, чтобы точнее передать детали — ред.) для создания стилистики, — подчёркивает художник. — Был важен визуальный код эпохи, советские композиционные приёмы, которые я, как дизайнер, почерпнула из книг, плакатов, наградных листов.

Ещё один источник — это места, которые сохранились в Санкт-Петербурге. Дом, где жила семья Сурвило, сейчас находится на реставрации. Сохранилась и тюремная больница НКВД.

Также Ольга предприняла несколько поездок. Например, на родину прадеда-поляка — теперь это Белоруссия, местечко Сурвилы, откуда он был родом и откуда произошла его необычная фамилия.

Следующий источник — № 5 — Архив ФСБ, где по сей день хранится уголовное дело Викентия Каземировича Сурвило, отца главной героини. В 1937 году он был арестован и расстрелян. В 1958-м посмертно реабилитирован. В 90-е Борис Ельцин открыл архивы, и Валентина Сурвило, как и миллионы россиян, впервые узнала о судьбе отца. Для неё это было потрясением. Ольга тоже отправилась в Архив ФСБ, чтобы лично увидеть дело, стилистику, формулировки, оформление документов. Ей сделали ксерокопии страниц дела, которые также представлены на выставке.

На сбор материалов ушло более пяти лет. На этап рисования — полтора года. В романе около 300 страниц. При рисовании Ольга использовала эстетику старых фотографий. Рисунок делала тушью, колонковыми кисточками и щетинкой. Использовала намеренно старые кисточки, благодаря чему линии выглядели размытыми, нечёткими, шероховатыми. Оригиналы иллюстраций тоже представлены на выставке. По мере продвижения художница складывала рисунки в стандартную коробку из ИКЕА. В результате рисунки заняли всю коробку и весили 9,5 килограмма.

Внутри романа существует несколько сюжетных линий. Танец, который танцуют сестрёнки Валя и Ляля. В пятнадцать лет Валя хоть и ходила на танцы, но стеснялась танцевать из-за совсем уж ветхих ботиночек. Однако ей нравилось наблюдать. Танцам Валентину обучил муж. Рисунок запечатлевает, как они кружатся в вальсе. И наконец, Валентина ведёт на танцы свою дочь. В этом прослеживается преемственность.

Также повторяются и цветочные мотивы. Они прерываются только в блокадных главах. А потом появляются вновь. Растительный орнамент проходит через весь роман как символ вечнозелёного, самовозрождающегося начала. Его апофеозом становится салют в январе 1944 года, посвящённый прорыву блокады. Он выглядит как разлетевшийся огромный букет. Валентина Сурвило говорила потом своим внукам, что это был самый красивый салют в её жизни и самый долгожданный. К счастью, она дождалась издания романа, успела подержать его в руках, поняла, какую огромную работу проделала её внучка.

Конечно, это не самый обычный роман о блокаде, и Ольга Лаврентьева доказывает самим фактом его существования, что комикс может быть богаче, сложнее и убедительнее, чем традиционная литература, и сохранять память о самых трагических эпизодах советского прошлого.

В воскресенье, 28 марта Ольга Лаврентьева провела мастер-класс. Она рассказала начинающим художникам о правилах и принципах создания комиксов, о том, как перейти от мышления иллюстратора «картинками» к мышлению комиксиста, как делить действия на кадры и выстраивать графическое повествование. Взяв за основу мелодраматичную историю, за два часа участники мастер-класса смогли применить на практике базовые приемы создания комиксов.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.