В малом Атриуме Ельцин Центра 30 марта состоялось открытие выставки иллюстраций по мотивам одноимённого графического романа «Сурвило» Ольги Лаврентьевой.
Ольга Лаврентьева — художник из Санкт-Петербурга, выпускница факультета искусств СПбГУ, член Союза художников, участница международных выставок графики и рисованных историй в России, Финляндии, Швейцарии, Венгрии, Польше, Норвегии, США, Германии. В сферу её профессиональных интересов входят непридуманные истории, документальные расследования, графические репортажи.
В экспозиции представлены оригиналы работ, вошедшие в графический роман, фото и документы семьи Сурвило, а также оригинальная роспись автора в выставочном пространстве в виде главной героини романа в летящем платье в человеческий рост. Своеобразный автограф завершает экспозицию, и многие посетители выставки с удовольствием делают селфи на её фоне.
Открыл выставку Илья Шипиловских, руководитель Арт-галереи в Ельцин Центре.
— Эта выставка не просто рассказывает нам увлекательную историю одного человека и его семьи, она дополняет большую историю нашей страны, которая никогда не заканчивается. Мы стараемся подбирать для вас мероприятия, которые были бы по-настоящему интересны и актуальны. Сегодня как раз получилось сделать одно из таких событий: представить книгу и одновременно выставку, сделанную по ней. Здесь вы увидите то, из чего рождается книга, оригинальные работы автора, которые вошли в графический роман. Я рад, что так много людей пришли на эту выставку. Хочу поблагодарить автора. Спасибо вам за вашу книгу, за вашу память и ваше искусство.
Ольга Лаврентьева поблагодарила Ельцин Центр за приглашение и организацию выставки.
— Хочу поблагодарить всю команду, которая трудилась над созданием выставки, помогала с её оформлением. Посмотрите: каждая фотография — на специальной подложке. Спасибо за столь трепетное отношение к документам и фотографиям моей семьи. Это потрясающее взаимодействие и высокий уровень организации. Как человек, участвующий во многих выставках, я могу об этом говорить. Это пример того, как нужно работать. Ещё раз спасибо всем — и вам, кто сегодня пришёл на нашу выставку.
Чуть раньше в книжном магазине «Пиотровский» состоялась презентация самого романа, посвящённого истории жизни бабушки автора Валентины Викентьевны Сурвило, пережившей и сталинские репрессии, и ленинградскую блокаду, и дожившей до 95 лет.
В основу романа легли её рассказы, которые стали толчком к желанию внучки разделить память с близким человеком.
Автор проделала огромную работу, погружаясь в архивы, чтобы понять атмосферу времени через повседневную жизнь своей героини, через множественные свидетельства эпохи: те самые троллейбусы, те самые дома и улицы, вывески магазинов тех лет, аллеи и скверы, танцплощадки и платья, в которых женщины ходили на танцы.
Ольга рассказала, как складывалась многолетняя работа над романом. Она считает, что бабушкина биография типична для людей её поколения. Благополучное счастливое детство в Ленинграде в семье рабочих, с сестрой и школьными друзьями, которое внезапно обрывается в 1937 году, когда отца арестовывают без всяких объяснений.
Для семьи Сурвило это был гром среди ясного неба, они находились в полной растерянности. Маму и сестёр выслали в Башкирию, где они были вынуждены по-новому обустраивать свою жизнь. В ссылке девочки закончили школу. В 1940 году главная героиня вернулась в Ленинград, чтобы поступить в техникум, первый курс которого окончила в июне 1941-го.
Все 900 дней блокады Валентина проработала санитаркой в тюремной больнице, пережила дистрофию, была на грани умирания, выжила чудом — единственная из всей семьи. В победном 1945 году вышла замуж, сменила фамилию. Новый, счастливый и благополучный этап её жизни омрачался постоянным страхом за своих близких.
— Бабушка проработала бухгалтером на одном предприятии — «Красный треугольник» — всю жизнь. Прошлое накатывало периодически чувством тревоги и кошмарами в снах. Она много рассказывала о том времени, и в какой-то момент я поняла, что готова взяться за эту историю, — рассказала Ольга. — Сначала не знала, с какой стороны подступиться. Решила рисовать женский роман. Историю о женщине, которая идёт по жизни, проходит через разные испытания. Образ идущей женщины всё расставил на свои места.
Работа началась с интервью и расспросов бабушки, которые заняли толстую тетрадь, и нескольких вечеров подробных вопросов и ответов с уточнениями: чем стирали, в чём готовили пищу, как ухаживали за одеждой.
«Бабушка стала источником № 1», — шутит Ольга. Источником № 2 стал семейный фотоальбом в бархатной обложке. Уточняя у бабушки, кто есть кто, Ольга использовала фотоальбом как референс, чтобы рисовать людей похожими: в том времени, в той одежде, с теми выражениями лица.
Источник № 3 — чёрная лакированная шкатулка, в которой хранились семейные документы разных лет.
— Мне были необходимы референсы (вспомогательные изображения: рисунки и фотографии, которые художник изучает, чтобы точнее передать детали — ред.) для создания стилистики, — подчёркивает художник. — Был важен визуальный код эпохи, советские композиционные приёмы, которые я, как дизайнер, почерпнула из книг, плакатов, наградных листов.
Ещё один источник — это места, которые сохранились в Санкт-Петербурге. Дом, где жила семья Сурвило, сейчас находится на реставрации. Сохранилась и тюремная больница НКВД.
Также Ольга предприняла несколько поездок. Например, на родину прадеда-поляка — теперь это Белоруссия, местечко Сурвилы, откуда он был родом и откуда произошла его необычная фамилия.
Следующий источник — № 5 — Архив ФСБ, где по сей день хранится уголовное дело Викентия Каземировича Сурвило, отца главной героини. В 1937 году он был арестован и расстрелян. В 1958-м посмертно реабилитирован. В 90-е Борис Ельцин открыл архивы, и Валентина Сурвило, как и миллионы россиян, впервые узнала о судьбе отца. Для неё это было потрясением. Ольга тоже отправилась в Архив ФСБ, чтобы лично увидеть дело, стилистику, формулировки, оформление документов. Ей сделали ксерокопии страниц дела, которые также представлены на выставке.
На сбор материалов ушло более пяти лет. На этап рисования — полтора года. В романе около 300 страниц. При рисовании Ольга использовала эстетику старых фотографий. Рисунок делала тушью, колонковыми кисточками и щетинкой. Использовала намеренно старые кисточки, благодаря чему линии выглядели размытыми, нечёткими, шероховатыми. Оригиналы иллюстраций тоже представлены на выставке. По мере продвижения художница складывала рисунки в стандартную коробку из ИКЕА. В результате рисунки заняли всю коробку и весили 9,5 килограмма.
Внутри романа существует несколько сюжетных линий. Танец, который танцуют сестрёнки Валя и Ляля. В пятнадцать лет Валя хоть и ходила на танцы, но стеснялась танцевать из-за совсем уж ветхих ботиночек. Однако ей нравилось наблюдать. Танцам Валентину обучил муж. Рисунок запечатлевает, как они кружатся в вальсе. И наконец, Валентина ведёт на танцы свою дочь. В этом прослеживается преемственность.
Также повторяются и цветочные мотивы. Они прерываются только в блокадных главах. А потом появляются вновь. Растительный орнамент проходит через весь роман как символ вечнозелёного, самовозрождающегося начала. Его апофеозом становится салют в январе 1944 года, посвящённый прорыву блокады. Он выглядит как разлетевшийся огромный букет. Валентина Сурвило говорила потом своим внукам, что это был самый красивый салют в её жизни и самый долгожданный. К счастью, она дождалась издания романа, успела подержать его в руках, поняла, какую огромную работу проделала её внучка.
Конечно, это не самый обычный роман о блокаде, и Ольга Лаврентьева доказывает самим фактом его существования, что комикс может быть богаче, сложнее и убедительнее, чем традиционная литература, и сохранять память о самых трагических эпизодах советского прошлого.
В воскресенье, 28 марта Ольга Лаврентьева провела мастер-класс. Она рассказала начинающим художникам о правилах и принципах создания комиксов, о том, как перейти от мышления иллюстратора «картинками» к мышлению комиксиста, как делить действия на кадры и выстраивать графическое повествование. Взяв за основу мелодраматичную историю, за два часа участники мастер-класса смогли применить на практике базовые приемы создания комиксов.