«Интеллекции»: беспилотные авто с искусственным интеллектом

13 марта 2017 г.Анна Матюхина
«Интеллекции»: беспилотные авто с искусственным интеллектом

В Президентском центре Б.Н. Ельцина 21 февраля прошла очередная «интеллекция». Спикером стала Ольга Ускова – основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies.

Искусственный интеллект для беспилотных автомобилей – то, что, на первый взгляд, понятно в основном специалистам, но как выяснилось, интересует всех, кто хочет «держать руку на пульсе» современных технологий и понимать, в каком направлении движется техническая мысль. Доказательство этому – наполненный внимательными слушателями кино-конференц-зал Ельцин Центра.

Без преувеличения, слова известной песни «вкалывают роботы, а не человек» применимы к беспилотным автомобилям, способным перемещаться по дорогам без участия человека. Первые разработки появились еще в 1920-е. С начала же «нулевых» наступил «бум беспилотников»: целый ряд известных компаний торопятся разработать беспилотный автомобиль будущего, под колесами которого будет, без преувеличения, весь мир. По прогнозам аналитиков, к 2030 году аж 60% автомобилей будут «беспилотниками».

– Можно говорить о научно-технической революции: возникает принципиально новая отрасль со сверхзарплатами и большими возможностями для молодежи. В этой отрасли будет востребованы программирование, математика, маркетинг, страхование, – рассказала Ольга Ускова, проиллюстрировав возможности беспилотного автомобиля по перемещению по дорогам и парковке. – Беспилотные автомобили, по сути, сопоставимы с живыми существами, обладающими интеллектом. Судите сами: радары и лидары, звуковые и лазерные датчики помогают автомобилю сканировать пространство. Две видеокамеры заменяют глаза. Таким образом полностью имитируется работа человеческого мозга, что позволяет автомобилю идентифицировать препятствия и людей. Стоит отметить, что в каждой стране – разные дороги и возникают разные дорожные ситуации. Кроме того, на дорогах нередко происходят различные прецеденты, когда трудно принять однозначное решение. Например, справа от автомобиля оказывается бабушка, справа – ребенок, а впереди – группа людей. Человек за рулем принимает непростое решение, что ему делать, исходя из своих этических принципов. Робот же нуждается в четких правилах.

«Интеллекции». Ольга Ускова

Malina.am

После основной части «интеллекции» прозвучали вопросы аудитории, среди которых были и довольно неожиданные:

– Я учусь в школе. Когда дети смогут пользоваться беспилотным автомобилем? Например, сесть в машину и попросить ее приехать к месту учебы?

– После того, как Государственная Дума РФ закрепит законодательно возможность использования на дорогах автороботов, – отметила Ольга Ускова. – К примеру, применительно к проезду к немецким или американским школам аналогичная задача уже решена.

– Я водитель с большим стажем. Предположим, через несколько лет водители пересядут на «беспилотники». Что будет происходить с людьми, ведь их лишат удовольствия от вождения?

– Я увлекаюсь верховой ездой, это мое хобби. Да, в определенный момент мы пересели с коней на автомобили и лишились удовольствия от управления лошадью. Однако для поклонников верховой езды есть ипподромы и конюшни. Автомобиль – это вопрос экономии времени. Нет ничего дороже времени. Так что беспилотные автомобили просто сделают жизнь более комфортной. Если вы захотите водить машину сами, то просто поедете на полигон и будете это осуществлять, более того, эта услуга будет востребована.

– Сегодня встает вопрос о привлечении в отрасль компетентных молодых специалистов 20–25 лет. Могут ли быть задействованы профессионалы более старшего возраста, 35–40 лет, которые, к примеру, на какое-то время отошли от практических занятий в сфере инноваций?

– Как-то ко мне приехал пожилой человек 70–75 лет. Он привез материалы 1989 года, где на 365-м процессоре была реализована задача езды по пересеченной местности. Примерно в 1990-м разработки были прекращены. В 1993-м этого человека привлек BMV, потом его уволили из-за возраста. И он пришел с разработками к нам. Он гений. И мы попробовали его инкорпорировать в группу. Он проработал у нас полгода, а потом ушел. Так что все индивидуально. Если человек тренировал свой интеллект, память в данной сфере, то нет проблем. А если тренинга не было, то вернуться к инновациям будет трудно.

– Беспилотным автомобилем будет управлять программа. Но она может дать сбой. Кто понесет за это ответственность?

– Это тема связана уже с работой страховых компаний – кто будет отвечать в случае ЧП, владелец автомобиля, «хайвея» или сервиса. На сегодня решение страховщиками еще не принято.

Стоит отметить, что спикер «интеллекции», посвященной искусственному интеллекту, человек с интересной и непростой судьбой. Ольга Ускова работала сотрудником ВНИИ системных исследований АН СССР, сотрудником Института системного анализа РАН. В 1992 году стала бизнес-леди и создала свою компанию, занимающуюся программным обеспечением. То есть оказалась на непростом стыке – высоких технологий и реального российского рынка.

– Мне очень нравится в Ельцин Центре, – рассказала Ольга Ускова. – Это живое пространство, наполненное энергией, и мне хочется осуществить здесь в будущем какой-нибудь проект. При этом здесь реализовано очень разумное архитектурное решение. В нашей стране очень мало территорий, где была бы так продумана архитектура для разных проектов, которые можно было бы оперативно разворачивать и сворачивать.

Какими были ваши 90-е?

– Мы были молоды и просто жили. 90-е были как бы естественным временем. Мы не ощущали тогда некоего вызова. Было так же интересно, как и сейчас. Вообще для меня нет принципиального разделения между эпохами – 90-е или «нулевые».

В 90-е некоторые научные работники уезжали из страны. Было ли у вас такое искушение?

– Нет, и я сделала правильный выбор. Мы общаемся с теми, кто уехали в 90-е. Творческая судьба тех, кто остались в России, намного интересней творческой судьбы уехавших.

Вы пришли в бизнес из научной среды, где работали с большими учеными. Было ли это стрессом для вас, и что стало главным мотиватором?

– Стресс для меня был один – развод, все остальное было неважно. А в 90-е мы выживали. Выживание – самый мощный мотиватор. Если вам нечего есть, то вы очень инновационны. И поэтому, к слову, «шарашки» были очень эффективны – стоял вопрос выживания. Сегодня же сложилась слишком спокойная «сытая» среда. Между тем, прорываются те, у кого мотивация «на грани». Они дают резкий рост – и люди, и проекты. И тема беспилотников из этого же разряда по остроте мотивации, потому что она связана с человеческой жизнью, в этой теме нельзя делать неверных шагов.

Могут ли в России прижиться и окупиться «беспилотники» – с учетом нашего менталитета, уровня доходов населения и качества наших дорог?

– Конечно. Например, в области сельского хозяйства – в больших хозяйствах их сейчас немало. Также будут полезны «беспилотники» в сфере морских перевозок. Еще один пример: колонна из 30 грузовиков с одним водителем и без дорогостоящих дальнобойщиков может двигаться круглосуточно. Это большая экономия и средств, и времени. Будут интересны «беспилотники» и обычным водителям.

Можно ли доверять механизму с искусственным интеллектом?

– Сейчас еще нет. Но надеюсь, что к 2020 году – да.

Во время общения с аудиторией вы говорили о необходимости законодательной поддержки на уровне Госдумы РФ. Что вы ждете от законодателей?

– В первую очередь ждем правила тестирования на дорогах общего пользования, также нужна система сертификации для водителей-испытателей.

Российская наука и рынок – совместимые понятия? Для многих ученых наука – отдельно, а рынок – отдельно.

– Это правда, и такая же ситуация во всем мире. Но так и должно быть. Если наука начнет заниматься рынком, она перестанет заниматься будущим. Рынок – это сейчас, а наука – это потом.

Если сравнить: заниматься бизнесом в 90-е было сложнее, чем в «нулевые»?

– В любом бизнесе в любой точке мира рынок сложный. В Китае, Японии, России, Европе, США – везде свои особенности и трудности. К примеру, работает бизнесмен в Калифорнии – приходит «налоговая». Или ребят с датчиками останавливают на таможне. Нет страны с идеальным рынком и нет периода идеального рынка. Вопрос в том, насколько ты адаптирован, оцениваешь риски и умеешь с ними работать.

Если подытожить – что такое искусственный интеллект? В чем его принципиальное отличие от интеллекта естественного?

– Искусственный интеллект – это то, что превращает объект в субъект. Естественный интеллект отличается от искусственного в основном тем, что состоит из живого материала, а не из «железки». Но их роднит то, что и искусственный, и естественный интеллект генерируются человеком, только по-разному.

«Интеллекции» — это телевизионный проект, который реализует телеканал Malina.am совместно с фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром. Для всех, кто не смог прийти на лекцию, будет организована прямая трансляция, а после на сайте телеканала Malina.am будет опубликована видеоверсия программы.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.