В Президентском центре Б.Н. Ельцина 21 февраля прошла очередная «интеллекция». Спикером стала Ольга Ускова – основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies.
Искусственный интеллект для беспилотных автомобилей – то, что, на первый взгляд, понятно в основном специалистам, но как выяснилось, интересует всех, кто хочет «держать руку на пульсе» современных технологий и понимать, в каком направлении движется техническая мысль. Доказательство этому – наполненный внимательными слушателями кино-конференц-зал Ельцин Центра.
Без преувеличения, слова известной песни «вкалывают роботы, а не человек» применимы к беспилотным автомобилям, способным перемещаться по дорогам без участия человека. Первые разработки появились еще в 1920-е. С начала же «нулевых» наступил «бум беспилотников»: целый ряд известных компаний торопятся разработать беспилотный автомобиль будущего, под колесами которого будет, без преувеличения, весь мир. По прогнозам аналитиков, к 2030 году аж 60% автомобилей будут «беспилотниками».
– Можно говорить о научно-технической революции: возникает принципиально новая отрасль со сверхзарплатами и большими возможностями для молодежи. В этой отрасли будет востребованы программирование, математика, маркетинг, страхование, – рассказала Ольга Ускова, проиллюстрировав возможности беспилотного автомобиля по перемещению по дорогам и парковке. – Беспилотные автомобили, по сути, сопоставимы с живыми существами, обладающими интеллектом. Судите сами: радары и лидары, звуковые и лазерные датчики помогают автомобилю сканировать пространство. Две видеокамеры заменяют глаза. Таким образом полностью имитируется работа человеческого мозга, что позволяет автомобилю идентифицировать препятствия и людей. Стоит отметить, что в каждой стране – разные дороги и возникают разные дорожные ситуации. Кроме того, на дорогах нередко происходят различные прецеденты, когда трудно принять однозначное решение. Например, справа от автомобиля оказывается бабушка, справа – ребенок, а впереди – группа людей. Человек за рулем принимает непростое решение, что ему делать, исходя из своих этических принципов. Робот же нуждается в четких правилах.
«Интеллекции». Ольга Ускова
После основной части «интеллекции» прозвучали вопросы аудитории, среди которых были и довольно неожиданные:
– Я учусь в школе. Когда дети смогут пользоваться беспилотным автомобилем? Например, сесть в машину и попросить ее приехать к месту учебы?
– После того, как Государственная Дума РФ закрепит законодательно возможность использования на дорогах автороботов, – отметила Ольга Ускова. – К примеру, применительно к проезду к немецким или американским школам аналогичная задача уже решена.
– Я водитель с большим стажем. Предположим, через несколько лет водители пересядут на «беспилотники». Что будет происходить с людьми, ведь их лишат удовольствия от вождения?
– Я увлекаюсь верховой ездой, это мое хобби. Да, в определенный момент мы пересели с коней на автомобили и лишились удовольствия от управления лошадью. Однако для поклонников верховой езды есть ипподромы и конюшни. Автомобиль – это вопрос экономии времени. Нет ничего дороже времени. Так что беспилотные автомобили просто сделают жизнь более комфортной. Если вы захотите водить машину сами, то просто поедете на полигон и будете это осуществлять, более того, эта услуга будет востребована.
– Сегодня встает вопрос о привлечении в отрасль компетентных молодых специалистов 20–25 лет. Могут ли быть задействованы профессионалы более старшего возраста, 35–40 лет, которые, к примеру, на какое-то время отошли от практических занятий в сфере инноваций?
– Как-то ко мне приехал пожилой человек 70–75 лет. Он привез материалы 1989 года, где на 365-м процессоре была реализована задача езды по пересеченной местности. Примерно в 1990-м разработки были прекращены. В 1993-м этого человека привлек BMV, потом его уволили из-за возраста. И он пришел с разработками к нам. Он гений. И мы попробовали его инкорпорировать в группу. Он проработал у нас полгода, а потом ушел. Так что все индивидуально. Если человек тренировал свой интеллект, память в данной сфере, то нет проблем. А если тренинга не было, то вернуться к инновациям будет трудно.
– Беспилотным автомобилем будет управлять программа. Но она может дать сбой. Кто понесет за это ответственность?
– Это тема связана уже с работой страховых компаний – кто будет отвечать в случае ЧП, владелец автомобиля, «хайвея» или сервиса. На сегодня решение страховщиками еще не принято.
Стоит отметить, что спикер «интеллекции», посвященной искусственному интеллекту, человек с интересной и непростой судьбой. Ольга Ускова работала сотрудником ВНИИ системных исследований АН СССР, сотрудником Института системного анализа РАН. В 1992 году стала бизнес-леди и создала свою компанию, занимающуюся программным обеспечением. То есть оказалась на непростом стыке – высоких технологий и реального российского рынка.
– Мне очень нравится в Ельцин Центре, – рассказала Ольга Ускова. – Это живое пространство, наполненное энергией, и мне хочется осуществить здесь в будущем какой-нибудь проект. При этом здесь реализовано очень разумное архитектурное решение. В нашей стране очень мало территорий, где была бы так продумана архитектура для разных проектов, которые можно было бы оперативно разворачивать и сворачивать.
– Какими были ваши 90-е?
– Мы были молоды и просто жили. 90-е были как бы естественным временем. Мы не ощущали тогда некоего вызова. Было так же интересно, как и сейчас. Вообще для меня нет принципиального разделения между эпохами – 90-е или «нулевые».
– В 90-е некоторые научные работники уезжали из страны. Было ли у вас такое искушение?
– Нет, и я сделала правильный выбор. Мы общаемся с теми, кто уехали в 90-е. Творческая судьба тех, кто остались в России, намного интересней творческой судьбы уехавших.
– Вы пришли в бизнес из научной среды, где работали с большими учеными. Было ли это стрессом для вас, и что стало главным мотиватором?
– Стресс для меня был один – развод, все остальное было неважно. А в 90-е мы выживали. Выживание – самый мощный мотиватор. Если вам нечего есть, то вы очень инновационны. И поэтому, к слову, «шарашки» были очень эффективны – стоял вопрос выживания. Сегодня же сложилась слишком спокойная «сытая» среда. Между тем, прорываются те, у кого мотивация «на грани». Они дают резкий рост – и люди, и проекты. И тема беспилотников из этого же разряда по остроте мотивации, потому что она связана с человеческой жизнью, в этой теме нельзя делать неверных шагов.
– Могут ли в России прижиться и окупиться «беспилотники» – с учетом нашего менталитета, уровня доходов населения и качества наших дорог?
– Конечно. Например, в области сельского хозяйства – в больших хозяйствах их сейчас немало. Также будут полезны «беспилотники» в сфере морских перевозок. Еще один пример: колонна из 30 грузовиков с одним водителем и без дорогостоящих дальнобойщиков может двигаться круглосуточно. Это большая экономия и средств, и времени. Будут интересны «беспилотники» и обычным водителям.
– Можно ли доверять механизму с искусственным интеллектом?
– Сейчас еще нет. Но надеюсь, что к 2020 году – да.
– Во время общения с аудиторией вы говорили о необходимости законодательной поддержки на уровне Госдумы РФ. Что вы ждете от законодателей?
– В первую очередь ждем правила тестирования на дорогах общего пользования, также нужна система сертификации для водителей-испытателей.
– Российская наука и рынок – совместимые понятия? Для многих ученых наука – отдельно, а рынок – отдельно.
– Это правда, и такая же ситуация во всем мире. Но так и должно быть. Если наука начнет заниматься рынком, она перестанет заниматься будущим. Рынок – это сейчас, а наука – это потом.
– Если сравнить: заниматься бизнесом в 90-е было сложнее, чем в «нулевые»?
– В любом бизнесе в любой точке мира рынок сложный. В Китае, Японии, России, Европе, США – везде свои особенности и трудности. К примеру, работает бизнесмен в Калифорнии – приходит «налоговая». Или ребят с датчиками останавливают на таможне. Нет страны с идеальным рынком и нет периода идеального рынка. Вопрос в том, насколько ты адаптирован, оцениваешь риски и умеешь с ними работать.
– Если подытожить – что такое искусственный интеллект? В чем его принципиальное отличие от интеллекта естественного?
– Искусственный интеллект – это то, что превращает объект в субъект. Естественный интеллект отличается от искусственного в основном тем, что состоит из живого материала, а не из «железки». Но их роднит то, что и искусственный, и естественный интеллект генерируются человеком, только по-разному.
«Интеллекции» — это телевизионный проект, который реализует телеканал Malina.am совместно с фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром. Для всех, кто не смог прийти на лекцию, будет организована прямая трансляция, а после на сайте телеканала Malina.am будет опубликована видеоверсия программы.