Хакатон «Умный музей»: просвещение и творчество

19 декабря 2018 г.Олег Лутохин
Хакатон «Умный музей»: просвещение и творчество

В рамках открытия «Точки кипения» в Екатеринбурге 14 и 15 декабря в Ельцин Центре прошел хакатон «Умный музей». За два дня из массы одноплатных компьютеров, датчиков, VR-оборудования и тысяч строк кода были созданы рабочие решения для выставочной деятельности.

Первые хакатоны проводились в США в конце 90-х. Очень скоро набрав популярность, эти форумы совместной работы программистов и инженеров стали рассматриваться компаниями и инвесторами как способ быстрой и относительно дешевой разработки новых программных продуктов. Сегодня хакатоны проводятся во всем мире на самые разные темы — от сетевой безопасности до культурной политики — и преследуют не только коммерческие, но и образовательные цели.

14 и 15 декабря в Ельцин Центре прошел хакатон «Умный музей». Шесть команд разработали умные интерактивные решения в области музейного дела и экспонирования. В основу проектов легли актуальные задачи действующих выставочных пространств Екатеринбурга. Принимающей стороной выступил Музей Бориса Ельцина. На приглашение директора музея Дины Сорокиной откликнулись Музей истории Екатеринбурга, Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера, галерея «Главный проспект», РОСИЗО ГЦСИ и Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Дина Сорокина, директор Музея Бориса Ельцина, оценила проект как успешный:

— Мы разослали приглашения коллегам за месяц до хакатона и были удивлены энтузиазму, с которым музеи и галереи восприняли предложение. И мы, и наши коллеги из других институций сразу включились в работу. Думаю, во многом благодаря такому отклику музейного сообщества получился хороший, полноценный проект. И конечно, нельзя не отметить включенность и самоотдачу всех команд.

В течение двух дней над решением задач музеев и галерей Екатеринбурга работали учащиеся старших классов лицея 100, гимназии «Корифей», МАОУ СОШ 138, образовательной платформы «Инкубатор ПРОФИ», МАОУ лицей 21 (г. Первоуральск) и других образовательных учреждений. Проработку задачи и поиск решения команды осуществляли совместно с представителями культурных институций города. За неделю до хакатона музеи организовали специальные экскурсии для своих команд, чтобы погрузить участников в специфику выставочной деятельности. Как проходил подготовительный этап работы, рассказывает Татьяна Мосунова, заведующая отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея:

– С нашей командой мы встретились накануне. Для знакомства с музеем выбрали две площадки: выставочные залы музея в особняке Поклевских-Козелл и Музей природы Урала. Для команды это был новый опыт, лежащий за пределами их привычного времяпрепровождения. В музее они были только во время школьных посещений, но мало что запомнили. Я описала проблему музея так: много информации, мало эмоций. Ребята предложили решить это с помощью квеста. Это не было революционным решением, но зато практичным и вполне реальным. Опыт «пересечения» компьютерщиков и музейщиков был довольно забавным. Одни считали, что музеи существуют, но не для них. Другие мало понимали, какие технологии можно применить, и на что способна команда. На хакатоне пришел вкус к разнообразию идей технических решений. Это было интересно хотя бы с точки зрения технического просвещения.

В конце дня 15 декабря команды представили свои проекты на суд компетентного жюри, широкой публики и представителей музейного сообщества Екатеринбурга. Жюри оценивало работы по нескольким критериям: оригинальность, актуальность, полнота и понятность технической документации, работоспособность прототипа, умение грамотно изложить суть решения в презентации и навыки командной работы. В состав жюри вошли Александр Василевский (заместитель руководителя представительства в УрФО Агентства стратегических инициатив), Олег Евсегнеев (основатель хакерспейса MakeItLab и платформы RobotClass), Евгения Панасова (руководитель молодёжного ИТ-акселератора ЮнIT-Урал, начальник группы развития детского технического творчества НПО автоматики) и Олег Лутохин (руководитель отдела образовательных программ Ельцин Центра).

Команды представили проекты разной степени проработанности. Для РОСИЗО ГЦСИ была разработана система умной регулировки освещения и дистанционного управления мультимедийными системами. Музей истории Екатеринбурга получил возможность добавить в экспозицию виртуальную реконструкцию дома Метенкова XIX века, а для галереи «Главный проспект» старшеклассники и студенты создали прототип умной навигации на основе одноплатных компьютеров Raspberry Pi и светодиодных лент. Задачи и используемые в их решении технологии сильно отличались друг от друга. Однако жюри смогло определить победителя. Главный приз достался команде Музея изобразительных искусств. Ребята представили наброски виртуального зала для экспонирования работ, которые до этого были скрыты от глаз посетителей в музейном хранилище.

Команда Музея Ельцина разработала онлайн-платформу для оптимизации работы с музейными квестами. Ребята не победили, но получили хороший приз в виде дальнейшего сотрудничества. «Мы были искренне тронуты предложением участников нашей команды после хакатона продолжить работу над проектом. Разумеется, мы готовы довести проект до ума, прибегнув к помощи профессионалов», — сообщила Дина Сорокина.

Организаторами хакатона выступили сетевая академия Cisco, образовательная платформа «Инкубатор ПРОФИ» и технохаб RobotClass.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.