Медиафасад Ельцин Центра в Екатеринбурге вновь стал гигантским экраном для демонстрации работ интернациональной команды видеохудожников – на площадке состоялся третий фестиваль нового аудиовизуального искусства «Луч». С 1 по 6 сентября в его рамках также прошли лекции о медиакультуре, концерты, выставки.
«Третий луч» стал первым большим публичным мероприятием Ельцин Центра после карантина и прошёл с соблюдением мер противовирусной безопасности. Во-первых, количество зрителей на стилобате и выставках было лимитировано в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора. Во-вторых, показ фильмов в рамках фестиваля был перенесён на более позднее время в связи с указом губернатора, разрешающим работу кинозалов только с 9 сентября.
Впрочем, ограничения на праздничной атмосфере фестиваля не отразились. В момент открытия программы 4 сентября на стилобате собралось несколько десятков человек. Перед началом визуальной части здесь работала музыкальная сцена «Дальше – шум» с участием электронных музыкантов Ferrofluide, Вити Курцвайля и СКИЗ. Несмотря на холодную погоду, многие танцевали, а среди зрителей можно было встретить организаторов «Луча» – директора Арт-галереи Ельцин Центра Илью Шипиловских и основателей промо-бюро «Теснота» Вячеслава Душина и Александра Елсакова.
– Мы старались сделать так, чтобы программа была максимально комфортной для всех тех, кто ещё пока не готов быть в тесном контакте с другими людьми. – сказал Илья Шипиловских. – Поэтому и музыкальная часть была вынесена на стилобат, где может расположиться большое количество людей. А в галерее мы придумали специальные сеансы, что позволит зрителю, может быть, впервые на «Луче», спокойно и размеренно смотреть работы.
Часть мероприятий в рамках «Третьего луча» была вынесена в онлайн. На странице фестиваля во "ВКонтакте" ежедневно с 1 по 6 сентября шла образовательная программа: лекции, воркшопы, артист-токи. Записи трансляций сохранены на странице в открытом доступе, например, среди них можно выделить разговор куратора интеллектуальной платформы 5-й Уральской индустриальной биеннале Дмитрия Безуглова с Джеффри Шнаппом, основателем гарвардской лаборатории metaLAB, о том, как в цифровом пространстве сталкиваются интересы литературоведов, архитекторов, программистов, гейм-дизайнеров и историков современного искусства.
В офлайне же, без сомнения, самой зрелищной площадкой «Луча» стал медиафасад Ельцин Центра. Здесь были представлены аудиовизуальные работы таких европейских мастеров, как Дэниел Росса (Бремен), Паулина Грета (Берлин), Андреас Лутц (Берлин/Линц), Уманесимо Артефичиале (Кальяри). Российское медиаискусство представляли художники Watch Me (Казань), Fluks (Москва) и екатеринбурженка Олеся Ильенок. Премьерный показ работ прошёл 4 сентября и был повторён субботним и воскресным вечером.
Основным днём работы фестиваля стала суббота, 5 сентября. В Арт-галерее Ельцин Центра прошла выставка «Что увидено без света», посвящённая феномену ингейм-фотографии – снимков, сделанных внутри онлайн- и офлайн-игр. Зрителям были представлены работы Петра Антонова, Анны Марченковой, Сергея Новикова, Федора Телкова и других художников, а также творчество победителей конкурса «Чего на свете не бывает» Юрия PA9E2H Падежного, Мяу Вау и Perfect Snake.
Также в выставочном пространстве Президентского центра прошла традиционная однодневная выставка «Bring Your Own Beamer», принять участие в которой по предварительной заявке могли все желающие.
Борьба с распространением коронавируса внесла коррективы в работу выставок – доступ в галерею регулировался строго по 50 человек каждые 30 минут. Для посещения было необходимо зарегистрироваться, но зрителей это не отпугнуло. Тем более, что параллельно на стилобате на улице продолжалась музыкальная программа, посещение которой не требовало ни регистрации, ни обязательного ношения масок. Её кульминацией стала презентация итогов воркшопа «Невозможные территории», проходившего в рамках третьего «Луча».
Кураторами этого воркшопа стали Стас и Юлия Шарифулины. Стас – теоретик и практик саунд-арта, электронный музыкант, создатель нескольких музыкальных лейблов. В настоящее время Стас и Юлия – исследователи звукового искусства и преподаватели, на днях в Высшей школе экономики открылась их программа Sound Studies and Sound Art. Под их руководством участники «Невозможных территорий», пройдя небольшую теоретическую подготовку, ходили по городу и записывали городские звуки, чтобы представить их в музыкальной обработке на сцене на стилобате.
Во время фестиваля его соорганизаторы – директора Арт-галереи Ельцин Центра Илью Шипиловских и один из основателей промо-бюро «Теснота» Вячеслав Душин – ответили на несколько вопросов для сайта Ельцин Центра.
– Как условия пандемии повлияли на подготовку третьего «Луча»?
Илья Шипиловских: Все было подвижно, мы следовали за изменениями, которые диктовались указами губернатора в связи с эпидемиологической обстановкой в регионе.
Вячеслав Душин: Мы разрабатывали программу фестиваля с начала лета и надеялись, что к осени всё нормализуется, и мы сможем провести мероприятия внутри Ельцин Центра. Но уже в последние недели перед началом «Луча» мы понимали, что как минимум музыкальную часть нужно переносить. Кроме того, мы не можем показывать сейчас кино, и кинопрограмму фестиваля мы перенесли на 18–20 сентября.
– Чем третий «Луч» отличается от предыдущих двух фестивалей?
Илья Шипиловских: Образовательная программа у нас в этот раз стала более репрезентативной. Больше художников с их артист-токами, несколько специалистов из смежных областей – Константин Ремизов, который рассказывает про ингейм-фотографию; Ксения Федорова, которая представила общий взгляд на то, каким сегодня является публичное медиаискусство. То, что образовательная программа идёт через сеть, позволяет всем желающим узнать информацию из первых уст, от лучших художников, кураторов и специалистов.
Вячеслав Душин: Мы были нацелены на то, чтобы расширить и масштабировать программу фестиваля, что и случилось. Пусть даже кинопоказы перенесли, но в те даты, когда можно будет показывать фильмы в кино-конференц-зале, у нас будет уже целых три полнометражных фильма и программа короткометражного кино.
– Усиленный онлайн-вектор – это не единственное отличие от предыдущих «Лучей»? Чем ещё отличается этот фестиваль?
Вячеслав Душин: Мне кажется, тем, что ещё в этом году появилась фотовыставка.
Илья Шипиловских: А мне кажется важным то, что у нас появилась тема – «Гиперреальность счастья». До этого два прошедшие фестиваля они были на общем пафосе популяризации искусства новых медиа. А здесь тема задала рамку для всей программы. Все выступления и работы пытаются ответить на вопрос – приближают ли нас технологии к счастью? Каждое из этих высказываний, будь то музыкальное, художественное или образовательное, предлагает свой вариант ответа на этот вопрос.
Вячеслав Душин: Тема появилась в тот момент, когда действовали самые жёсткие карантинные меры, и все уходили в онлайн. В какой-то момент появился скепсис по отношению к тому, что ты потребляешь информацию только через экран своего монитора. Казалось бы, это панацея, помогающая жить даже тогда, когда такая страшная ситуация в мире. Но мы решили раздвинуть рамки этого понимания и посмотреть гораздо дальше – может, за этим есть какие-то опасности?
– Какие у вас ожидания от «Третьего луча»?
Илья Шипиловских: Может, в первый день на стилобате было не так много людей, как мы рассчитывали, но у меня большие ожидания. Те выставочные программы, которые мы подготовили, выступления на фасаде – я уверен, что они вызовут живой отклик и украсят вечера.
Вячеслав Душин: Я бы ещё добавил, что в этом году мы попали в мероприятия Года Германии в России 2020/2021, и самое интересное, что «Луч» – первое мероприятие, которое проходит в его рамках. Это позволило нам расширить границы, привлечь художников, которые предоставили работы для фасада и выставки.
Илья Шипиловских: Дэниел Росса, Андреас Лутц, Вали Экспорт – тут большой разнообразный список именно немецких художников. Очень важно, что это происходит в Екатеринбурге. Изначально задачей «Луча» было взращивание местной сцены, и имея возможность показывать как классиков, так и передовых сегодняшних авторов, мы очень надеемся, что это поможет нашей среде стать больше и сильнее. Сейчас у нас на медиафасаде один екатеринбуржец – Олеся Ильенок, а задача – чтобы половина участников «Луча» были местными. Мне кажется, это хороший способ сделать так, чтобы их узнавали и дальше. В этом мы видим нашу задачу – чтобы местная художественная сцена, занимающаяся новыми медиа, была известна и интересна везде.