Евгений Гуцал: «Новый телевизор — это YouTube»

1 марта 2019 г.Денис Каменщиков
Евгений Гуцал: «Новый телевизор — это YouTube»

Робот-журналист ReporterMate в феврале этого года написал материал для австралийской версии газеты The Guardian. В Китае телевизионные новости вместо людей ведут голограммы телеведущих. По всему миру в прошлом году было уволено около 15 тысяч журналистов. Как вирусный контент побеждает настоящую журналистику? Как журналистика адаптируется к новым условиям? Как выжить в новом цифровом мире? На эти вопросы в Ельцин Центре 27 февраля отвечал журналист, генеральный продюсер московской компании Divico Евгений Гуцал.

Для начала он «успокоил» коллег — а на лекцию Гуцала пришли в основном журналисты, — объявив, что обыкновенная журналистика действительно больше не востребована. Люди устали от обычных новостей и давно перестали смотреть телевизор, предпочитая ему интернет. По всему миру сокращаются тиражи модных глянцевых журналов – их читатели перебрались в Instagram, где можно не только разглядывать картинки и читать истории, но и комментировать их. Таким образом люди сами становятся участниками процесса и повышают собственную самооценку. Журналист им больше не нужен. И журналист вслед за своим читателем и зрителем вынужден идти в сеть.

— Новый телевизор — это YouTube, — отметил Евгений Гуцал. — Доказательством тому то, что даже мастодонты типа Леонида Парфёнова, Тины Канделаки или Ксении Собчак заводят собственные каналы. Классические СМИ сотрудничают с блогерами, приглашают их в качестве колумнистов, создают собственные страницы в социальных сетях. Значение имеет не только содержание, но даже форма — всё популярнее становятся вертикальные видео, которые снимают и адаптируют для просмотра на мобильном телефоне. Ещё одна интересная тема — это mobile-movie, проповедником которого является режиссёр Тимур Бекмамбетов, который делал «Ночной дозор». Он снимает в Голливуде фильмы, где действие происходит на мониторе компьютера. Они, во-первых, очень хорошо «отбиваются» в кассе, потому что снять такой проект недорого, а собирает он как среднее кино. Во-вторых, это просто интересно с точки зрения зрительского опыта. Журналисты тоже начали играть в эту игру.

Евгений Гуцал привёл в пример российский проект «1968» — серию исторических роликов, которые делает журналист и писатель Михаил Зыгарь, а продюсирует как раз Тимур Бекмамбетов. Сделано это специально для экрана мобильного телефона – с тем самым вертикальным видео. Как заметил Гуцал, это такая программа «Намедни. Наша эра», но рассказанная с помощью современных технологий 2018–2019 годов. Проект полностью стилизован под социальные сети и видеоплатформы.

— Что при этом происходит с классической новостной и околоновостной журналистикой? На Западе появился термин stunt journalism, который условно можно перевести как «трюколистика». Это истории, рассказанные через личный опыт самого журналиста. Когда журналист всё пробует и проверяет на себе. И все материалы такие — как я сходил, как я работал, как я попробовал, как я что-то сделал. И это сегодня хорошо продаётся, — рассказал Евгений Гуцал.

Подводя итоги, он дал коллегам несколько рекомендаций. Чтобы выжить в новом цифровом мире, журналисты должны брать пример с иностранных коллег и при производстве собственных программ и шоу для интернета не стесняться адаптировать для российского зрителя те форматы, которые уже работают на Западе. Можно и нужно сотрудничать с популярными блогерами. Использовать длинные форматы и вертикальное видео. Организовывать прямые трансляции. Снимать mobile-movie.

Другие новости

Интервью

Жан-Пьер Тибода – о Шаламове, 90-х и неисчерпаемости России

Жан-Пьер Тибода – о Шаламове, 90-х и неисчерпаемости России
Спектакль Театральной платформы «В Центре» «Колымские рассказы» по одноименному циклу произведений Варлама Шаламова 11 ноября посетил известный французский журналист и театральный критик Жан-Пьер Тибода. Он побывал в Музее первого президента России Бориса Ельцина и поделился своими впечатлениями
15 ноября 2019 г.
Наука

Василий Ключарёв: «Мозг – самая сложная система мироздания»

Василий Ключарёв: «Мозг – самая сложная система мироздания»
Когда психологи, экономисты и биологи объединились, чтобы понять, как люди принимают решения, родилась новая научная область – нейроэкономика. Данными о последних исследованиях в этой сфере, поставившими под вопрос традиционные взгляды на свободу выбора, поделился выступивший в Ельцин Центре ученый Василий Ключарёв.
15 ноября 2019 г.
Выставка

Страсть к коллекционированию – болезнь с позитивным знаком

Страсть к коллекционированию – болезнь с позитивным знаком
В рамках образовательной программы выставки «Художники русского зарубежья в изданиях livre d’artiste» 6 ноября в Ельцин Центре прошел круглый стол, посвященный коллекционированию произведений искусства. В нём приняли участие директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак и два известных коллекционера: руководитель компании «Микроинформ» Борис Фридман и кардиохирург Михаил Алшибая. Модерировал дискуссию журналист и телеведущий Владимир Раевский.
15 ноября 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.