В Ельцин Центре 16 июня прошла премьера фильма «Дело Собчака». Фильм представили режиссер Вера Кричевская и соавтор сценария Ксения Собчак.

– Фильм «Дело Собчака» – важная для меня работа, – представила фильм Ксения Собчак. – Это картина о моем папе, о времени, о том, как решения, которые были тогда приняты, повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь. История моего отца – пример и символ того, что произошло с нашими общими надеждами. Это история сложная, потому что это не история победы, а история поражения, и не только моего отца, но и либеральных ценностей 90-х, когда очень поменялись общая экономическая ситуация, само ощущение в стране, и наступило разочарование. То, почему не получилось, то, почему мы пришли к той точке, на которой находимся сегодня, мы исследуем в фильме. Мы были во многих залах, общались со многими людьми. После окончания фильма люди выходят с чувством смятения. Писать историю героев и побед легче. Папа видится мне трагической фигурой в политике. В какой-то момент он был символом перемен и лучшей жизни. И потом вместе с Собчаком, как говорит одна из героинь фильма, его поколение «плюхнулось» вниз. Анатомия травли, аппаратных игр также безумно интересная история, Вера Кричевская прекрасно сделала монтаж этой части, история рассказана как детектив. Это история о том, как делается политика.

– В основе сюжета – сложные отношения Бориса Николаевича Ельцина и Анатолия Собчака, – продолжила режиссер Вера Кричевская. – После фильма остается тяжелое послевкусие.

Собчак фееричного 1991-го, Собчак как герой своего времени, увиденный глазами любящей дочери, Собчак в свете перипетий сложных отношений с президентом Борисом Ельциным, Собчак, который благодаря бывшему соратнику Владимиру Путину уезжает в далекий Париж – подальше от российской «ярмарки тщеславия», на которой ему все сложнее находиться. Политика как хитроумная многоходовая комбинация, в которой есть место всему – идеализму, прагматике, клевете, непониманию, ревности, дружбе. Обо всем этом рассказывается в «Деле Собчака».

Премьера фильма «Дело Собчака»

Не меньший интерес, чем собственно история, вызывает создатель «Дела Собчака» Ксения Собчак, прошедшая витиеватый путь от скандальной ведущей самого скандального молодежного телешоу страны до человека, заявившего о своих политических амбициях с той же откровенностью, с какой она делала выпуски «Дома-1». О том, зачем это нужно Ксении и что она хотела сказать своим фильмом, она рассказала в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Сюжет фильма «Дело Собчака» напрямую связан с политикой. Согласно опросу ВЦИОМ 2015 года, при очень высоком уровне известности около 95%, 60% респондентов оценивали ваш образ и политический имидж, прямо скажем, не позитивно. На что вы рассчитывали, когда вступили в борьбу за президентское кресло?

– Я не рассчитывала на победу, – рассказала Ксения Собчак. – Понимала, что вряд ли у меня есть какие-то шансы победить, как и у всех кандидатов кроме Владимира Путина. Я вступила в эту кампанию, чтобы стать рупором, чтобы говорить о вещах, которые мне казались важными.

Какие из них были для вас приоритетными, и к каким выводам вы пришли после поездок по разным городам России и встреч с людьми?

– Мои ценности ясны, на моем сайте я подробно пишу о том, что важно для меня. Есть моя программа «123 шага», это либеральная программа, которая призвана либерализировать экономику и государственное устройство страны, об этом можно говорить долго. Мои взгляды не изменились, другое дело, что, может быть, люди в стране далеки от этих взглядов и их больше волнуют другие вещи. Меня волнуют либеральные ценности, свобода слова, Конституция, сменяемость власти. Безусловно, людей больше волнуют бедность и социальное неравенство, но, на мой взгляд, они не понимают, что это напрямую связано с отсутствием тех вещей, которые важны для меня. Убедить людей в том, что те ценности, которые для меня важны, и приведут к повышению уровня жизни, было моей главной целью. Не скажу, что я достигла успеха, но сам факт, что эта повестка была озвучена, кажется мне важным.

Фильм «Дело Собчака» – дань памяти вашему отцу и эпохе 90-х или же вы в большей степени хотели продемонстрировать зрителю преемственность своей политической позиции? Или для вас важнее всего было разобраться в той ситуации, которая сложилась вокруг вашего отца?

– Безусловно, наши взгляды схожи, я – дочь своего отца. Главной целью было разобраться в его истории, показать, как с ним несправедливо поступили, какую высокую цену он заплатил за то, что начал заниматься политикой. Мне кажется, это было главным, я добилась этой цели, и мы смогли провести журналистское расследование.

Как проходило это расследование? Запомнились кадры фильма, где вы листаете архивные материалы. Насколько они были открыты, и действительно ли вы в них погружались?

– Нам не давали дело на руки, мы ходили в прокуратуру и читали дело там, делали скриншоты. Память моего телефона переполнена этими страницами. Мы выписывали то, что нужно. Скриншоты показывали адвокату Резнику. Кроме меня никому доступа в архивы не давали, поэтому я взяла это на себя.

Каким, на ваш взгляд, было поколение политиков 90-х, политиков поколения вашего отца?

– Это было во многом несчастное, потерянное поколение людей, которые жили надеждой, а потом все вернулось к тому Светскому Союзу, победителями которого они себя считали. Это история про разочарование, про разбитое сердце, про все, что бывает, когда ты думаешь, что победил, но проходит десять лет, и ты понимаешь, что проиграл еще больше.

Если судить по фильму, те люди, которые помогли вашему отцу переехать во Францию в критический для его здоровья момент, Владимир Путин, работавший вместе с Анатолием Собчаком, Валентин Юмашев – тоже романтики из либеральных 90-х?

– Валентин Юмашев был активным героем этой истории, а Владимир Путин поступил очень благородно по отношению к моему отцу. Фильм «Дело Собчака» о том, что в политику пришло другое поколение, другие ценности.

Доводилось читать на форумах предположения, что, судя по тому, что ваше интервью с Владимиром Путиным для фильма «Дело Собчака» было записано в самом начале предвыборной кампании, ваше в ней участие было своего рода договорным матчем?

– Мне нечего сказать. Это их право, не считаю нужным оправдываться.

Какое впечатление оставил у вас Музей Б.Н. Ельцина, который во многом посвящен истории 90-х, и Ельцин Центр?

– К сожалению, в Ельцин Центре нет стенда или мемориальной истории о моем отце. Папа был не просто одним из губернаторов – ярчайшим политиком, рупором демократии, членом Межрегиональной депутатской группы. Первым ярким человеком на съезде народных депутатов, с федеральной узнаваемостью. Ельцин Центр – масштабный проект, сделан он качественно, со вкусом, хорошими архитекторами и по профессиональным лекалам.

Какое отношение у вас сложилось в результате вашего расследования к Борису Николаевичу Ельцину, с которым ваш отец в 1991 году были соратниками, потом возникла сложная полудетективная ситуация, когда, если верить фильму, Анатолий Собчак считал, что его оклеветали, пытался передать Борису Ельцину письмо через Сати Спивакову и т.д.?

– Не знаю. Фильм о том, что человеческие отношения в политике играют важнейшую роль. Мы исследуем аппаратные игры, если найти правильный момент, человека можно уничтожить одним точным шагом.

В фильме использован интересный прием: показана пустая Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, наполненная голосами 1991 года. Каким этот год вам запомнился?

– Я была на митинге с отцом, были массы воодушевленных людей, и это было круто. Есть фотографии, где я с Виктором Золотовым иду. У меня смутные воспоминания о том времени, поэтому историю папы я восстановила позже, будучи взрослым человеком.

Возвращаясь к теме либеральных ценностей: в телепроекте «Дом-1» и «Дом-2» вы стремились именно донести либеральные ценности, или у шоу были другие задачи?

– Проектом я не занимаюсь восемь лет, он был развлекательным, и не совместим с какими-то ценностями. Если вы делаете проект для детей «абвгдейка», то вы пытаетесь донести ценности?

Вы, скажем, молодежь раскрепощали.

– Это не мой проект, я была просто приглашена его вести. В моей жизни это ушедший период, о котором я редко вспоминаю.

Также интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина дала режиссер Вера Кричевская, которая посещает его не впервые.

– В Ельцин Центре я в третий раз, каждый раз погружаюсь в его атмосферу и переживаю сильные эмоции, – рассказала Вера Кричевская. – Смотрела на фотоподборку в зале под куполом в центре Музея Б.Н. Ельцина, и это завораживает. Это уникальный музей, каждый раз здесь бываю с восторгом. На первом этаже я посмотрела выставку фотографий ТАСС «Главные кадры» и хочу вернуться, чтобы изучить ее подробнее… В Ельцин Центр приходит особая аудитория, это интеллектуальный и гражданский центр Екатеринбурга, где у меня было несколько встреч с аудиторией. Эту публику я хорошо понимаю. Разговор о Собчаке сложный. Отношения Анатолия Собчака с Борисом Ельциным – драма. Фильм сложен для этих стен, но поскольку эти стены пропагандируют открытый разговор, то он – для них.

Когда вы взялись за фильм, что лично вас побудило погрузиться в эту историю?

– Для меня история Собчака – часть моей юности и моей жизни. Я родилась и жила в Санкт-Петербурге, где с 1990 года работала в главной демократической независимой газете «Смена». Мое профессиональное становление связано с Собчаком. Я люблю этот город. Помню, как в 1990–1991 годах Собчак как будто взял всех за руку и повел куда-то, и этот порыв дорогого стоил. И у меня не было к Собчаку равнодушия. Если бы речь шла о другом человеке или городе, не знаю, возникло ли желание лично вкладываться в эту историю.

Возникали сложности в работе над фильмом, в том, чтобы добыть для него материалы?

– Не было. Основной сложностью было то, что несколько важных героев фильма не приняли участие в съемках. Очень хотел бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов, в течение двух месяцев мы общались, он говорил, что хочет сказать всю правду, а потом не приехал на съемочную площадку. Юрий Болдырев – участник того же съезда, что и Собчак, демократ и либерал, избирался с Собчаком на выборах... Также Болдырев – один из фигурантов записки, написанной Ельцину о ситуации вокруг выборов в Санкт-Петербурге, и мы с ним эту записку обсуждали. Но он наотрез отказался участвовать в фильме.

Почему сегодня важно возвращаться к 90-м и героям той эпохи?

– Потому что мы стоим на пороге новой эпохи. Мы должны созревать как граждане, способные к аналитике и оценке того, что происходит. Нам важно анализировать наш опыт, знание нас самих. 90-е – годы настоящей политики. В них была жизнь. Важно сделать шаг назад, чтобы увидеть это.

Каковы перспективы фильма?

– Не хотела бы, чтобы этот фильм показали в урезанном виде на телеканалах, с купюрами. Если он будет в online-библиотеках, я буду рада. Это не массовое тяжелое кино, и оно требует внимания к деталям.

  • Подписывайтесь на Telegram-канал Президентского центра Б.Н. Ельцина