Евгений Гуцал: «Новый телевизор — это YouTube»

1 марта 2019 г.Денис Каменщиков
Евгений Гуцал: «Новый телевизор — это YouTube»

Робот-журналист ReporterMate в феврале этого года написал материал для австралийской версии газеты The Guardian. В Китае телевизионные новости вместо людей ведут голограммы телеведущих. По всему миру в прошлом году было уволено около 15 тысяч журналистов. Как вирусный контент побеждает настоящую журналистику? Как журналистика адаптируется к новым условиям? Как выжить в новом цифровом мире? На эти вопросы в Ельцин Центре 27 февраля отвечал журналист, генеральный продюсер московской компании Divico Евгений Гуцал.

Для начала он «успокоил» коллег — а на лекцию Гуцала пришли в основном журналисты, — объявив, что обыкновенная журналистика действительно больше не востребована. Люди устали от обычных новостей и давно перестали смотреть телевизор, предпочитая ему интернет. По всему миру сокращаются тиражи модных глянцевых журналов – их читатели перебрались в Instagram, где можно не только разглядывать картинки и читать истории, но и комментировать их. Таким образом люди сами становятся участниками процесса и повышают собственную самооценку. Журналист им больше не нужен. И журналист вслед за своим читателем и зрителем вынужден идти в сеть.

— Новый телевизор — это YouTube, — отметил Евгений Гуцал. — Доказательством тому то, что даже мастодонты типа Леонида Парфёнова, Тины Канделаки или Ксении Собчак заводят собственные каналы. Классические СМИ сотрудничают с блогерами, приглашают их в качестве колумнистов, создают собственные страницы в социальных сетях. Значение имеет не только содержание, но даже форма — всё популярнее становятся вертикальные видео, которые снимают и адаптируют для просмотра на мобильном телефоне. Ещё одна интересная тема — это mobile-movie, проповедником которого является режиссёр Тимур Бекмамбетов, который делал «Ночной дозор». Он снимает в Голливуде фильмы, где действие происходит на мониторе компьютера. Они, во-первых, очень хорошо «отбиваются» в кассе, потому что снять такой проект недорого, а собирает он как среднее кино. Во-вторых, это просто интересно с точки зрения зрительского опыта. Журналисты тоже начали играть в эту игру.

Евгений Гуцал привёл в пример российский проект «1968» — серию исторических роликов, которые делает журналист и писатель Михаил Зыгарь, а продюсирует как раз Тимур Бекмамбетов. Сделано это специально для экрана мобильного телефона – с тем самым вертикальным видео. Как заметил Гуцал, это такая программа «Намедни. Наша эра», но рассказанная с помощью современных технологий 2018–2019 годов. Проект полностью стилизован под социальные сети и видеоплатформы.

— Что при этом происходит с классической новостной и околоновостной журналистикой? На Западе появился термин stunt journalism, который условно можно перевести как «трюколистика». Это истории, рассказанные через личный опыт самого журналиста. Когда журналист всё пробует и проверяет на себе. И все материалы такие — как я сходил, как я работал, как я попробовал, как я что-то сделал. И это сегодня хорошо продаётся, — рассказал Евгений Гуцал.

Подводя итоги, он дал коллегам несколько рекомендаций. Чтобы выжить в новом цифровом мире, журналисты должны брать пример с иностранных коллег и при производстве собственных программ и шоу для интернета не стесняться адаптировать для российского зрителя те форматы, которые уже работают на Западе. Можно и нужно сотрудничать с популярными блогерами. Использовать длинные форматы и вертикальное видео. Организовывать прямые трансляции. Снимать mobile-movie.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.