Какие трансформации претерпело христианство за две тысячи лет своего существования? И в чём состоят главные вызовы, которые ставит перед самой распространённой на Земле религией современность? Эти и многие другие вопросы подняла в своей лекции «Христианство: вчера, сегодня, завтра» Елена Степанова — доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского гуманитарного института УрФУ. Её выступление состоялось 16 августа в медиа-зале образовательного центра в рамках публичной программы к выставке Фёдора Телкова «Право веры».
Предваряя лекцию, Елена Степанова подчеркнула, что экскурс в столь обширную тему она совершит с нейтральной религиоведческой точки зрения — будто бы рассказывая о христианстве для людей, которые никогда про него не слышали. И прежде чем перейти к основной части лекции, рассказала о том, что общего между религией и наукой.
Что такое религия и откуда она берётся?
По словам учёной, религию можно определить через противопоставление мира повседневной жизни (функционирования, приспособления и выживания) альтернативным реальностям — искусству, науке, сну и т. д. Мы считаем, что повседневный мир такой, каким он нам является, но для религии, искусства и науки сомнение в мире оказывается основополагающим.
— В контексте противопоставления этих двух миров религия и наука не слишком отличаются друг от друга, — отметила Елена Степанова. — В нашей повседневной жизни мы видим, что земля плоская, солнце вращается вокруг Земли, а любой закон Ньютона не воспринимается глазами, а является абстрактным объяснением.
Религия в целом и христианство в частности — это способ придания миру смысла. Религии существуют столько же, сколько существуют люди. Христианство возникло в цивилизациях так называемого «осевого времени» (термин немецкого философа Карла Ясперса), для которых характерно появление умозрения, т. е. трансцендентных идей о смысле социальной жизни (помимо символического и чувственного выражения мира). Елена Степанова отметила, что религии осевого времени также стали основой зарождения универсальной этики.
Разнообразие христианства
Общее количество христиан в мире на сегодня — 2,3 млрд человек, это самая большая религия по количеству последователей. В ней выделяются три основных направления: католицизм, протестантизм, православие. Католиков различных направлений (римско-католическая церковь, греко-католики и др.) насчитывается 1,3 млрд человек. Ещё 800 млн — протестанты. В 92 странах мира это главное направление христианства.
Более 200 миллионов верующих христиан относятся к 15 православным церквям. Эту разновидность христианства исповедуют преимущественно в России, Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, Румынии, Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Греции и на Кипре.
Также есть отдельные церкви, которые не относятся ни к одному из трёх главных направлений, — армянская апостольская церковь, восточные церкви (коптская, эфиопская). Наконец, существует так называемое парахристианство — мормоны, церкви Христа, церкви объединения и т. д., которые возникли на почве христианства, но с различными дополнениями.
По подсчётам религиоведов, сегодня каждую неделю создаются новые христианские направления — преимущественно это происходит в Африке. В мире наблюдается отчётливая тенденция — центр мирового христианства переместился в Африку и в Азию. Больше всего христиан сегодня там, а не в европейских странах, где эта религия имеет длинную и сложную историю. Более того, многие церкви в Европе за неимением прихожан превращаются в рестораны или магазины.
Самым бурно развивающимся центром христианства сегодня является Южная Корея. Первые католики и протестанты появились на полуострове в XIX веке, а сегодня христианская вера играет в этой стране огромную роль. В Сеуле находится самая большая христианская церковь — Ёыйдо, она может вместить в себя 26 тысяч человек, а общее количество её прихожан превышает 800 тысяч. У многих корейцев есть устойчивое убеждение, что второе пришествие Христа произойдет именно в Корее, — рассказала Елена Степанова.
Прошлое христианства: интерпретации Священного Писания
Одна из самых интересных тем при изучении истории христианства — это интерпретации Священного Писания. Основное противоречие здесь наблюдается между двумя подходами. Последователи первого, научного, изучают под микроскопом тексты Библии и новозаветных евангельских текстов, сопоставляя и анализируя различные фрагменты. Представители второго, фундаменталистского, уверены, что всё написанное в Писании абсолютно истинно, без всякого изъятия, поскольку написано оно под водительством Святого Духа. Таких фундаменталистов больше всего в США — это прихожане американских евангелических церквей, где придерживаются очень строгих правил буквального прочтения текста, соблюдения всех заповедей и запретов.
— В мире существует около 2 500 переводов Библии, могут ли все эти переводы считаться равнозначными и адекватными? — задаётся вопросом учёная. — Согласно библейским источникам, существующий текст Ветхого Завета был найден в единственном экземпляре на развалинах иерусалимского храма после того, как евреи вернулись из вавилонского пленения в 560 году до н. э. Однако учёные сомневаются в том, что существовавший в виде обгоревшего по краям свитка экземпляр уцелел полностью, — переписчик должен был воспроизвести утраченное. Переписчики же могут ошибаться или дописывать слова так, как им представляется. И, когда возникают вопросы о том, почему в Ветхом или Новом Завете написаны те или иные вещи, очень часто это бывают ошибки переписчиков или затесавшиеся по ходу истории нюансы.
— Библейский текст начали изучать примерно в XVI веке, и довольно быстро выяснилось, что доказать его подлинность невозможно, — рассказала лектор. — Первым человеком, который усомнился в подлинности Пятикнижия в том смысле, что оно принадлежит Моисею, был голландский философ Бенедикт Спиноза. Дальше учёные буквально набросились на эту книгу, особенно в XIX веке, когда появилось огромное количество археологических, филологических и других подходов, и начали разбирать её по запятой.
— Когда изучающая Библию наука стала важной и развитой, один из её столпов, немецкий филолог и богослов Рудольф Бультман, написал замечательную фразу в одной из своих книг: «Я могу по этому поводу сказать только одно: Иисус на самом деле был. Точка».
Если рассматривать новозаветный текст «под микроскопом», в нём можно уловить следы действительных событий. Например, упоминаются римский прокуратор Понтий Пилат, хотя по должности он был не прокуратором, а префектом Сирии. Также в писании упоминаются римский император Тиберий, первосвященники Ханна и Каифа, имена которых встречаются и в других источниках. Но сама новозаветная история в других письменных источниках, относящихся к этому времени, не упоминается.
Елена Степанова также отметила, что по итогам исследования имён и событий, описываемых в Евангелиях, учёные пришли к выводу, что Христос родился не в нулевом или первом году н. э., а раньше — в четвертом году до н. э. Кроме того, с достаточно высокой степенью вероятности можно сказать, что Спаситель не рождался 25 декабря — праздник Рождества Христова был установлен в 345 году и заменил собой римский праздник зимнего солнцестояния.
Канон, апокрифы и компиляции
Новый Завет состоит из 26 книг — это четыре Евангелия, Послания апостолов Павла и Петра и книга Апокалипсис (откровения Иоанна Богослова). По словам лектора, кроме канонических четырёх Евангелий существует ещё 72 Евангелия, которые с той или иной степенью конкретности рассказывают различные моменты, совпадающие или не совпадающие с каноническим текстом. Эти тексты продолжают находить археологи. В 1945 году в Египте в пещере были найдены фрагменты библейских Писаний, относящиеся к первому веку н. э., — корпус получил название «библиотека Наг-Хаммади». А в 1978 году было найдено последнее на данный момент и одно из самых знаменитых апокрифических Евангелий — от Иуды.
Новый Завет был написан на арамейском языке, и первые новозаветные тексты, которые мы имеем, относятся ко второму веку н. э. Таким образом, текст Нового Завета отстоит от событий, которые в нём описываются, примерно на сто лет. Самые близкие к нам тексты из евангельского корпуса — это письма апостола Павла, которые были написаны примерно в пятидесятом году I века христианской эры, то есть лет через 20-30 после описываемых событий. Причём в них практически ничего не говорится о жизни Иисуса.
Учёными признано, что изначально это была устная традиция, которая постепенно трансформировалась и была записана в разных вариантах. Затем из этого массива текстов по каким-то причинам были выбраны четыре Евангелия, три из которых более-менее совпадают друг с другом, а четвёртое, от Иоанна, во многом не совпадает с остальными и даёт другие трактовки тех же событий.
Мозаичность библейских текстов привлекала внимание мыслителей во все времена, а в XIX веке привела к возникновению двух примечательных памятников неканонической богословской мысли. Первый — «Библия Джефферсона». Томас Джефферсон, третий президент США, выйдя в отставку, купил шесть Библий, вырезал из них ножницами фрагменты, которые считал достоверными, и наклеил в отдельную книжку. Второй — «Четвероевангелие» Льва Толстого.
— В 1879 году, после написания «Анны Карениной», граф прекратил заниматься литературой, посвятил четыре года изучению греческого языка и выдал свой перевод Евангелия от Иоанна. А затем пошёл дальше и составил компиляторский список, который назвал «Четвероевангелие», собрав в единый текст все части Евангелий, которые счёл достоверными. Эта книга с авторскими комментариями выходила в 1880-е годы в Европе. В Российской империи она была запрещена и не очень широко известна, появившись только в 1950-х годах в рамках большого 90-томного собрания сочинений Толстого.
По словам Елены Степановой, интересно, что многие фрагменты «Библии Джефферсона» и «Четвероевангелия» совпадают.
Современные проблемы христианства
Елена Степанова обозначила ряд основных проблем, которые сейчас актуальны в христианском мире и определяют его дальнейшее существование.
Первая — проблема вины (или отсутствия вины) христианства в Холокосте. В России эта тема практически не обозначена, а в Европе или Америке крайне важна. Когда стали вскрываться и изучаться все истории, связанные с уничтожением евреев в концлагерях, возник вопрос: как бог допустил Холокост? И во что мы можем верить после того, как человечество столкнулось с колоссальной трагедией уничтожения шести миллионов человек как будто бы христианской немецкой нацией.
Вторая проблема, которая разрывает современные церкви на Западе, в Африке и Латинской Америке, — проблема женского священства. В православных и католической церквях оно абсолютно недопустимо. В англиканской церкви оно допускается, и в 2006 году Кэтрин Джеффертс Шори была выбрана первым епископом, что вызвало резкое несогласие в таких бывших английских территориях, как Гана и Кения. Женское служение разрешено у пресвитериан, реформатов, методистов, а также в некоторых лютеранских церквях.
В перечне важных тем — гомосексуальность и аборты. Они раздирают многие церкви в мире — например, из-за подтверждения прав ЛГБТ произошло разделение Епископальной церкви в США, а также методистов и некоторых баптистов. А католическая и православная церкви выступают категорически против абортов, вопреки общественному мнению в своих странах.
— Эта тема проистекает из большой и серьёзной проблемы: можем ли мы трактовать то, что написано в Библии две или три тысячи лет назад в совершенно других культурных обстоятельствах и переносить непосредственно на нашу действительность? То же относится и к женскому священству, предписаниям о том, что можно, а что нельзя есть, и так далее. Одни люди говорят: «как в Библии написано, так и должно быть», а другие говорят, что мир изменился и стоять на тех же запретах уже нет смысла, — комментирует Елена Степанова.
Новые теологии
В последние 50 лет в мире развивается ряд направлений богословской мысли, которые называют «новыми теологиями». Елена Степанова привела примеры трёх наиболее популярных.
Это так называемая либеральная теология, основоположником которой стал перуанский богослов Густаво Гутьеррес, Направление было связано с борьбой против бедности в Латинской Америке. Его основной лозунг — христианство не может быть отвлечено от проблем общества, и оно обязательно должно быть на стороне бедных и униженных.
Либеральная теология сыграла большую роль в социальных движениях в Латинской Америке в 60–70-е годы ХХ века. В настоящее время она во многом инкорпорирована католической церковью: в 2018 году нынешний римский папа Франциск, до избрания — Хорхе Марио Бергольо, выходец из Аргентины, выступая перед верующими, отметил, что христиане должны бороться за социальную справедливость против бедности, и рассказал, что сам прошёл движение социального Евангелия.
Второе важное направление — феминистская теология, представленная Розмари Лютер. Её основная идея: в Библии на первом плане были мужчины, но, если перечитать Писание глазами женщины, мы увидим совершенно другую картину — картину угнетения и притеснений.
Третье направление — «чёрная теология», созданная американским богословом Джоном Коулом после начала массового движения за гражданские права и ставшая популярной в США и ЮАР. По мнению Коула, бог не может быть только чёрным, поскольку чернота — признак социального унижения, а Христос, согласившись на смертную долю (кенозис в богословии), унизил себя (такая формулировка выписана в «Послании к филиппийцам» апостола Павла).
От церковной общины к индивидуализации веры
Институт церкви занимает важнейшее место и у католиков, и у православных — оба направления до Великой схизмы 1054 года были единым целым. Однако со времени Реформации акцент был перенесён с церкви как института на активность конкретных верующих. Это так называемая «первая модерность» — индивидуализация внутри религии.
После Второй мировой войны исследователями наблюдается «вторая модерность» — индивидуализация самой религии. Становится все больше и больше индивидуальных верующих, и каждый человек может сам себя объявить последователем любой ветви христианства или вовсе создать «салат» из разных идей, которые признаёт достоверными. Исследователями отмечается серьёзное противоречие между церковной религиозностью, которая предполагает исполнение обрядов, и индивидуальной.
Одна из самых заметных тенденций в христианской жизни сегодня — это явление, которое возникло в Англии под называнием Emerging Church, «появляющаяся церковь». Его последователи убеждены, что церковь может быть где угодно, а их главный принцип — в религиозных вопросах не существует никакой другой истины, кроме личностной. Подчёркивается важность сомнения, а передача убеждений происходит не в форме проповеди на основании библейских текстов, а в виде связанных с христианским контекстом историй о том, что произошло с рассказывающим или его близкими.