Елена Селина. 90-е forever

26 ноября 2015 г.
Елена Селина. 90-е forever

25 ноября 2015 года был открыт Президентский центр Б.Н. Ельцина. Выставка «90-е» стала первым проектом арт-галереи Ельцин Центра в Екатеринбурге.

Елена Селина, куратор выставки «90-е», искусствовед

Последние три-четыре года историки, исследователи, искусствоведы и кураторы с разной степенью погружения обращаются к изучению важного исторического отрезка в жизни страны — девяностым годам ХХ века. В этом нет ничего удивительного — каждые двадцать лет практически все культурные институции регулярно оборачиваются назад, чтобы подвести итоги, разобраться в феномене каждого исторического этапа. В случае с девяностыми этот интерес особенно пристальный, потому что именно на это десятилетие пришлись самые неожиданные изменения, которые трудно было представить очевидцам происходящих событий. Изменения эти коснулись и страны, и жизни каждого, кто оказался «здесь и сейчас» в это переломное время. И совсем не случайно ностальгический флешмоб, посвященный романтическим девяностым, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли», просто обрушил «Фейсбук».

Черно-белые фотографии молодых и воодушевленных лиц на несколько дней заполонили новостные ленты пользователей, многие из которых теперь уже известные и состоявшиеся люди, авантюрная молодость которых пришлась на это переломное время. Время, давшее, несмотря на все трудности и испытания, беспрецедентные возможности для профессионального роста в самых неожиданных областях, о которых еще за пять лет до этого невозможно было даже мечтать. Многое создавалось впервые и многим удалось оказаться «в нужное время в нужном месте», в точке зарождения нового дела или профессии...

Современное искусство не только шагнуло из подполья в общественные пространства, но могло свободно реагировать на события, происходящие в стране, высказываться остро, быстро, без самоограничений и оглядок на цензуру, являвшихся отличительной особенностью предыдущего этапа, не говоря уже о том, что экономические перемены давали надежду на гипотетическую самоокупаемость и возможность построения цивилизованного арт-рынка — пусть не сейчас, но в будущем.

Не углубляясь в детали всех изменений в сфере экономики и большой политики, можно сказать, что и для современного искусства это было особенное время, кардинально изменившее давно структурированную и привычную карту художественной жизни. Особенно это коснулось мегаполисов — Москвы и Петербурга.

Cерия «Политбюро» Владислава Мамышева-Монро. Выставка «90-е» в Ельцин Центре

Фото: Владислав Ефимов / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Уже в конце восьмидесятых перестройка внесла свои коррективы в привычную жизнь московского андерграунда. После исторического аукциона Sotheby’s, состоявшегося в 1988 году в Москве и включавшего в себя не только произведения классиков, но и работы представителей современного искусства, интерес именно к этому культурному феномену превратился в международный бум. Для любого иностранца, приехавшего в страну в конце восьмидесятых, стало хорошим тоном посетить мастерские художников, в частности, сквот в Фурманном переулке, и купить одну-две-три-десять работ. К началу девяностых этот бум постепенно спал, однако он породил и укрепил уверенность представителей современного искусства в том, что художественная жизнь в стране должна и может измениться и развиваться в рамках международных выставочных и рыночных аналогов. Эта невероятная и, по сути, беспочвенная уверенность подкреплялась не только новыми экономическими и политическими реалиями, но и интересом неожиданно появившихся извне покупателей и пристальным вниманием к российскому современному искусству иностранных кураторов всех мастей, охотно приглашавших художников на международные выставки. На этой волне воодушевления начался выход московского contemporary art из сквотов и мастерских в общественное пространство девяностых.

Основным и организующим элементом выставки «90-е» является хроника: общественно-политические события идут в ней вперемешку с событиями художественной жизни, являя собой единое целое.

Единовременно во многих частях Москвы стали открываться галереи, владельцы которых, не очень надеясь на развитие реального арт-рынка, тем не менее поверили в грядущие экономические реформы и, несмотря на трудности переходного периода, начали активно работать. Одновременно современное искусство постепенно захватывало выставочные залы и самые экзотические пространства, о выставках в которых раньше можно было только мечтать: от Бутырской тюрьмы до Музея-усадьбы «Кусково». В 1991 году открылся первый Центр современного искусства, который за время своего — пусть и недолгого — существования не только активно показывал уже сложившихся авторов, но и сформировал новое поколение художников и галеристов, научившихся за беспрецедентно короткие сроки работать профессионально, причем уровень их работы почти не уступал западным аналогам. Интересно, что в ситуации тотального отсутствия музеев современного искусства, которые начали открываться только в начале двухтысячных, и учитывая консервативную политику Третьяковской галереи, традиционно фокусирующейся на классических выставках, в девяностые именно галереи взяли на себя задачи и обязанности музея, развивая и сохраняя произведения новой эпохи. История современного искусства писалась «здесь и сейчас».

Выставка «Дхармендра» (1992, Константин Звездочетов, Игорь Бурый, Даниил Филиппов). Выставка «90-е» в Ельцин Центре

Фото: Владислав Ефимов / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Последние три года — время подведения итогов десятилетия — коснулись наряду с другими сферами и современного искусства. Выставки «90-е: победа или поражение» (2012), двухчастная «Реконструкция» (2013–2014), «В поле зрения» (2015), исследовательская деятельность научного отдела Музея современного искусства «Гараж», результатом которой явились обобщающие выставки «Перформанс в России: картография истории» (2014), «Древо современного русского искусства» (2015) и другие, постепенно и последовательно начали все более детальный анализ художественного наследия этого «героического» периода, включая зарождение акционизма и перформанса, становление арт-рынка и появление галереи как нового феномена именно девяностых, изучение и систематизацию архивных материалов.

...в девяностые именно галереи взяли на себя задачи и обязанности музея, развивая и сохраняя произведения новой эпохи. История современного искусства писалась «здесь и сейчас».

Каждая из этих выставок дополняет и расширяет сведения исследователей, позволяя глубже погрузиться в эпоху девяностых. Именно в этом историческом ряду следует рассматривать и выставку «90-е», открывшуюся в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

Что можно кратко сказать об основных тенденциях искусства девяностых, в частности на примере Москвы? Оно абсолютно созвучно времени. Тяжелое колесо исторических перемен коснулось, зачастую драматически, каждого, кто «посетил сей мир в его минуты роковые...», однако, как это ни парадоксально, если продолжить тютчевскую цитату, — именно художники оказались среди тех, кого «призвали всеблагие как собеседника на пир». Несмотря на фатальное отсутствие денег, сложность адаптации к новым реалиям и вопреки им — художественная жизнь била ключом, и практически все ее участники, вспоминая это нелегкое время, отмечают невероятный подъем и эмоциональный драйв этого периода. Современное искусство не только шагнуло из подполья в общественные пространства, но могло свободно реагировать на события, происходящие в стране, высказываться остро, быстро, без самоограничений и оглядок на цензуру, являвшихся отличительной особенностью предыдущего этапа, не говоря уже о том, что экономические перемены давали надежду на гипотетическую самоокупаемость и возможность построения цивилизованного арт-рынка — пусть не сейчас, но в будущем.

«Исламский проект» группы «АЕС», впервые показанный в 1996 году. Выставка «90-е» в Ельцин Центре

Фото: Владислав Ефимов / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Отсюда энтузиазм, острые художественные жесты и, как следствие, — нарастающий интерес СМИ, зрителей и потенциальных покупателей. Безграничная свобода самовыражения, сложная нутрицеховая борьба между представителями концептуализма и нарождающегося акционизма, их интереснейший апофатический диалог, боковые направления — от новой психоделики, актуальной фотографии, поиска нового живописного языка до зарождающихся видеоарта и мультимедиа. Практически ежедневно в разных концах Москвы открывались выставки художников всех направлений, и невозможно было сказать, какое из них доминирует: в какие-то годы, ближе к началу девяностых, — каскад прекрасных выставок художников концептуального направления (Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Вадим Захаров, Юрий Альберт, Никита Алексеев). Одновременно и ближе к середине десятилетия вперед вырываются акционисты (Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Олег Кулик). Опять же ближе к середине десятилетия дуэт живописцев Владимир Дубосарский — Александр Виноградов, Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян и другие расширяют и развивают возможности живописи. Конец десятилетия знаменуется развитием мультимедийного искусства и видеоарта (Аристарх Чернышев, Андрей Великанов). Несмотря на все трудности, художественная жизнь развивалась поступательно и постепенно превратилась в сильную и самостоятельную единицу на культурной карте Москвы. На пути дальнейшего развития, в двухтысячные, ее ожидали взлеты и падения, но это совсем другая история, требующая иных исследователей и интерпретаторов...

Двухчастная выставка «Реконструкция», продолжением и дополнением которой можно условно считать выставку «90-е», исследовала художественную жизнь десятилетия с помощью анализа галерейных выставок, и основными ее фигурантами были художник, галерея и критик. В пространстве выставки подробно рассматривались проекты художников, цитировались аутентичные статьи из периодики, анализировались галерейные программы. Это была попытка показать разнообразие выставочных художественных стратегий, получивших продолжение в дальнейшем или оставшихся в прошлом веке.

У выставки «90-е» совсем иные и задача, и способ репрезентации. Выставка строится на диалоге художника и коллекционера, взаимодействие которых — важнейший элемент визуального наследия любой эпохи. Если музей по умолчанию собирает как можно более широкий спектр артефактов, то выбор коллекционера — зачастую выбор очевидца событий, в первую очередь реакция современника, показывающая актуальность того или иного направления в искусстве. Если произведение становится важным элементом жизни коллекционера, им владеющего, — это не только работа, доставляющая эстетическое наслаждение владельцу, но и память о времени, в котором он прожил важнейшую часть своей жизни.

Выставка [«90-е»] строится на диалоге художника и коллекционера, взаимодействие которых — важнейший элемент визуального наследия любой эпохи.

Выставка представляет наиболее полные и известные частные собрания — Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Stella Art Foundation, коллекции Шалвы Бреуса, Дмитрия Коваленко, Владимира Овчаренко, Пьера Броше и других. Практически все эти собрания начинали складываться в конце девяностых — начале двухтысячных. Все они, несомненно, явились результатом активной выставочной практики художников и галерей — собственно, появившегося арт-рынка, о котором все так мечтали. Когда искусство имеет возможность свободно высказываться, как это и происходило в девяностые, — рано или поздно формируется интерес к отдельным художникам, рынок на их произведения, который начинает развиваться по нарастающей. Девяностые эту ситуацию предопределили, и она довольно успешно функционировала в двухтысячные.

На выставке в основном показаны работы авторов, активно работавших в интересующее нас десятилетие, — Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, группы «АЕС» и других авторов, чья творческая судьба сложилась именно в девяностые. Однако каждая частная коллекция уникальна, и если среди предпочтений собирателя встречаются работы художников, принадлежащих предыдущему поколению, но работавших в девяностые (Виктор Пивоваров, Олег Васильев, Эрик Булатов), и это произведения, созвучные концепции выставки, — они полноправно включаются в ее контекст.

Основным и организующим элементом выставки «90-е» является хроника: общественно-политические события идут в ней вперемешку с событиями художественной жизни, являя собой единое целое. Обычно художественную и общественно-политическую жизнь разделяют, исследуя развитие и особенности каждой сферы по отдельности, что несколько усложняет задачу понимания исторического отрезка как социокультурного феномена. Выставка «90-е», несмотря на ее вполне объяснимую нарративность, одна из первых попыток если не проанализировать, то свести разрозненные части воедино.

Произведения в контексте реальных событий могут быть интерпретированы не только как чисто художественные артефакты, но скорее — как визуальные документы эпохи, перекликаясь с общественно-политическими изменениями, дополняя, комментируя, а в ряде случаев и предугадывая грядущие перемены. Следуя логике экспозиции, которая разворачивается по строго хронологическому принципу, — можно в едином пространстве увидеть, когда художник предугадывает грядущее событие, а когда его произведение — скорее отклик на текущую общественно-политическую ситуацию; как события художественной жизни перекликаются и отталкиваются от политических реалий и/или, великолепно их игнорируя, тем не менее развиваются параллельно. Безусловно, это умозрительно сконструированная выставка, и общественные катаклизмы совсем не буквально рифмуются с событиями художественной жизни — у каждой сферы свои законы развития, однако если принять во внимание трактовку Львом Толстым начала войны 1812 года как «совпадения множественных воль и ежедневных чаяний каждого конкретного человека», от насморка Наполеона до желаний конкретного маленького солдата, то в ряде случаев художественные жесты и политические катаклизмы имеют вольные или невольные точки пересечения, как уже указывалось, комментируя и дополняя друг друга...

Борис Михайлов «История болезни» (1998). Выставка «90-е» в Ельцин Центре

Фото: Владислав Ефимов / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Так, серия «Политбюро» Владислава Мамышева-Монро, впервые созданная в 1989 году и практически ежегодно им повторяемая вплоть до 2012 года (в ней автор настоятельно рекомендует членам Политбюро как можно скорее отказаться от власти и бежать в неизвестном направлении, подобно Керенскому, согласно легенде покинувшему Зимний в женском платье в феврале 1917 года), становится невероятно актуальной в 1991 году, во время августовского путча ГКЧП, особенно в контексте подписанного Борисом Ельциным в этом же году указа о приостановке деятельности КПСС и последующем роспуске правительства СССР Михаилом Горбачевым. Выставка «Дхармендра» (1992, Константин Звездочетов, Игорь Бурый, Даниил Филиппов) ассоциируется с экономическими реформами и «шоковой терапией» Егора Гайдара, «отпустившего» цены. Самодельный супермаркет косвенно может звучать ироническим комментарием к инфляции, составившей к августу того же года 92,9 процента.

«Исламский проект» группы «АЕС», впервые показанный в 1996 году, становится все актуальнее с течением времени, учитывая радикальные действия группировки ИГИЛ и, скажем так, нарастанием происламских настроений в мире, а «История болезни» Бориса Михайлова (1998), снимавшего бомжей и опустившихся людей, невероятно точно ассистирует экономическому кризису, случившемуся в стране в том году.

Выставка «90-е» совсем не претендует ни на глобальные обобщения, ни на всесторонний охват всех событий художественной жизни десятилетия — это была бы просто невыполнимая задача. В не очень крупном выставочном пространстве Ельцин Центра практически невозможно показать спектр всех явлений; да и произведениями только из частных коллекций, игнорируя собрания музеев, невозможно цельно представить эпоху. Тем не менее ее несколько произвольный и нарративный визуальный ряд, надеемся, отчасти созвучен общественно-политическим событиям десятилетия, развернувшего на 180 градусов начинающуюся просыпаться в конце восьмидесятых страну. По сути, это атмосферная выставка, пытающаяся в соединении с хроникой передать нерв исторического отрезка времени...

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.