Музей Бориса Ельцина продолжил серию исследований истории и наследия Екатеринбурга, представив очередной творческий проект, авторами которого стали юные горожане. «Точка на карте» — это попытка взаимодействия с виртуальной городской средой, цифровым ландшафтом с помощью метода кибер-дрейфа.
В рамках творческой лаборатории участники и кураторы проекта изучали образ Екатеринбурга, складывающийся из оценок пользователей в интернете, обращались к сайтам с видеотрансляциями, архивным страницам веб-сайтов, историческим и современным онлайн-картам. В результате каждый смог персонализировать свой опыт взаимодействия с виртуальным городом.
Итоги работы лаборатории «Точка на карте» были представлены в ходе презентации, где гости музея увидели видеоинсталляцию с работами участников, смогли полистать выпущенный небольшим тиражом зин (от англ. magazine — журнал) и попробовали прикоснуться к виртуальному образу Екатеринбурга в формате дрейф-игры.
Курировали проект сотрудники музея Екатерина Трапезникова и Роман Сырчин, а также художница Катя Червонных, которая известна многим горожанам по дрейфам — арт-прогулкам по Екатеринбургу. Участниками творческой лаборатории стали Даня Мягких, Юлия Ивашкова, Лена Нифонтова, Анастасия Севрюгина, Софья Ширшова и Мария Яхина.
— Целью нашего очередного партисипаторного проекта было изучение истории и наследия Екатеринбурга через цифровые архивы, — подчеркнула Екатерина Трапезникова, возглавляющая отдел музейной педагогики. — Мы рассчитывали, что в ходе творческой лаборатории её участники смогут улучшить свои навыки работы с цифровыми источниками информации, углубить знания об истории города и научиться художественному исследованию городской среды. В итоге каждому удалось совершенно по-разному показать город и привычные всем места.
Участие в работе творческой лаборатории завершилось для Анастасии Севрюгиной созданием чат-бота «Просто текст» (t.me/prostotekstekb_bot). Он хранит в себе романтику городских стен: граффити, постеры и афиши, перформансы. В базу данных чат-бота добавлено около 70 изображений, причём некоторые из них физически уже утрачены. Пользователю бота предлагается сделанное на улицах Екатеринбурга ежедневное фотопослание, которое он может использовать как ответ на вопрос или как мотивацию.
Юлия Ивашкова на онлайн-панорамах городских карт нашла места, где она обычно встречается с друзьями, и в итоге появилась компьютерная игра Yekaterinburg Chronicles: Quest for Knowledge. Своих друзей Юля нарисовала в виде пиксельных персонажей с индивидуальными характеристиками и предложила игрокам выбрать понравившегося и пройтись её любимыми маршрутами по онлайн-картам в поисках артефактов.
Студент-архитектор Даня Мягких исследовал онлайн-отзывы на знаковые места Екатеринбурга, а затем, используя их, сконструировал из слов и предложений образ зданий администрации города, цирка и Белой башни. Его работа «Оставьте ваш отзыв» не только графически превращает эти строения в некую совокупность отзывов, но, как кажется, призывает увидеть в них не идею и опыт других людей, а вполне реальные пространства.
— Музей сегодня помогает узнавать не только окружающий мир и его историю, но также личность человека в этом пространстве. Поэтому в ходе работы лаборатории мы предложили ребятам очень личный опыт исследования виртуального Екатеринбурга, — отметил Роман Сырчев. — Возможно, когда приобретаешь какие-то эмоциональные связи с родным городом, сложнее потом с ним расстаться или приятнее в него вернуться.
«За вами следят» — это перформанс Лены Нифонтовой, снятый в нескольких локациях на городские веб-камеры. Фиксируя себя через видеокамеру со свободным интернет-доступом, она совершала перформативные действия, которые со стороны казались странными и даже абсурдными. Так она стремилась показать, что порой не нужно обращать внимание на то, что происходит вокруг, а стоит просто наслаждаться жизнью.
Софья Ширшова назвала свою работу «Место, которому принадлежит моё сердце». С помощью нейросети на основе своей фотографии она создала 3D-модель, на которой обозначила значимые, комфортные и свои самые любимые места в городе. Мозг — Уральский федеральный университет, сердце — Храм-на-Крови, глаз — медиаэкран на улице Вайнера, ухо — Оперный театр. На каждое из этих мест от модели ведут стрелки со ссылками на взятые из сети снимки с координатами.
Виртуальный образ Дендрологического парка на улице Первомайской исследовала Мария Яхина — постоянная участница партисипаторных проектов Музея Бориса Ельцина. Её работа называется «Вечнозелёный парк», поскольку выяснилось, что на панорамах в сети дендрарий всегда представлен в приятном жёлто-зелёном цвете — как место, где всегда царит бабье лето. В процессе кибердрейфа Маша наткнулась на отзыв о ландшафтной композиции из камней, который произвел на неё особое впечатление своей подробностью и медитативностью. Поэтому в её работе появилось аудио с его чтением, под которое автор предлагает неспешно побродить по парку онлайн и обрести спокойствие.
«Каждый раз, каждый проект — это как новая вселенная», — признаётся Мария Яхина. Она утверждает, что благодаря прекрасной организации процесса и вниманию кураторов год от года ей всё легче даётся работа над новыми проектами — сказывается накопленный опыт. А Лена Нифонтова отмечает, что участие в творческой лаборатории стало для неё своеобразным выходом из зоны комфорта. Стремясь показать, что иногда мы даже не подозреваем, что в привычной городской среде за нами следят сотни веб-камер, она поначалу чувствовала себя крайне неловко, когда на глазах прохожих ей нужно было необычно двигаться или нестандартно себя вести.
Катя Червонных отметила, что лаборатория «Точка на карте» включала в себя серию теоретических и практических занятий, в ходе которых участники исследовали виртуальный Екатеринбург с помощью метода кибер-дрейфа. Она считает, что подобный опыт имеет особую значимость, так как предлагает не ограничиваться традиционными подходами урбанистки или истории, а формирует собственный взгляд через игру, эмоции и чувства. Это помогает человеку сосредоточиться на месте, где он находится «здесь и сейчас», обращая внимание на детали.
Художница уверена, что такой подход побуждает находить собственные смыслы в окружающей среде. Для каждого горожанина открываются уникальные образы и впечатления, что делает связь с этим местом более личной и глубокой.
— Я очень рада сотрудничеству с музеем, потому что для меня это была экспериментальная тема, которую мне самой, как художнице, хотелось исследовать. Действительно, в итоге получилась уникальная мастерская кибер-дрейфа и очень крутой результат, который заставляет меня очень гордиться ребятами, — отметила Червонных. — Нас всех увлёк этот проект, и, на мой взгляд, в результате получилась полноценная выставка, которую очень хочется показать большому количеству людей. И это моя следующая задача.