«Драмой по лицу»: новый формат Театральной платформы

12 октября 2021 г.Никита Гвоздев
«Драмой по лицу»: новый формат Театральной платформы

В Ельцин Центре 25 сентября состоялась читка пьесы победителя конкурса «Зачем я это помню?» Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений».

Конкурс пьес «Зачем я это помню» об эпохе 90-х, в котором Дамир Ханифуллин занял I место, проходил с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Всего было прислано 176 пьес. В мае состоялось подведение итогов, а в августе — торжественное награждение.

По пьесе «Книга ходов и прохождений» Театральной платформой будет поставлен полноценный спектакль, декорацией к которому станет экспозиция Музея Бориса Ельцина. Возможно, он войдёт в постоянный репертуар Театральной платформы «В Центре».

Автор не смог приехать на предварительную читку — он живёт в Казани. На церемонии награждения он рассказал, что уже три года пишет пьесы и отсылает их на разные конкурсы и фестивали. И вот ему наконец повезло. Он уже решил, что обязательно примет участие в следующем конкурсе. На объявление откликнулось так много желающих, что было принято решение сделать его ежегодным.

Главным героем пьесы «Книга кодов и прохождений» является эпоха 90-х: рынок, игровые консоли SEGA и Playstation, магазинчик с катриджами для приставок, бандиты, тотальное безденежье и разруха. В центре — отношения главного героя, двенадцатилетнего мальчика Вовчана, с отцом. Вместе они проходят через испытания, которые сплачивают их, помогают преодолеть разногласия и обрести взаимопонимание.

Читка состоялась в рамках нового театрального проекта «Драмой по лицу». Его куратор Мария Конторович рассказала о философии проекта, о том, как будут удивлять зрителей в предстоящем театральном сезоне.

— Главная идея — сделать так, чтобы зритель отозвался, захотел разобраться в себе, сегодняшнем времени, мире, который вокруг нас. Мы знаем, что пьесы не возникают ниоткуда, они пишутся потому, что происходит конфликт, появляется проблема или какое-то несоответствие в мире автора. Театр ставит пьесу, но не обсуждает её со зрителем. По-моему, это большая ошибка: репертуар и зритель не могут существовать в параллельных реальностях. Я часто слышу от директоров театров: «Мы не будем ставить эту пьесу, потому что мы её не продадим. Мы будем ставить проверенную "Хануму"». Однако я не знаю ни одного из своих знакомых, кто бы с удовольствием побежал на «Хануму». Это проблема современного театра и нашего пандемического времени — театр разобщён со своим зрителем. Мы соединяем театр со зрителем уже на этапе пьесы. Берём интересную пьесу и сразу читаем её. Делаем не просто читку, а именно эскиз, чтобы зритель мог понять, каким получится спектакль. Чтобы он мог сказать: «Ага, мне это интересно, я буду это смотреть». Либо, наоборот, пусть скажет: «Я не буду это смотреть, это неинтересно!». Мы на начальном этапе можем отсеять те тексты, у которых отсутствует потенциал, которые неинтересны зрителю. Любая компания, когда производит новый продукт, проводит исследование. Театр этим не занимается, полагаясь на опыт и интуицию своих же людей. Мы решили соединить театр и зрителя. В обсуждении всплывает много интересных вещей.

— Вы потом даёте обратную связь автору?

— Мы обязательно всё доносим до автора. Это отличная возможность для него что-то подправить. Лучше ничего не может быть, чем связь со своим зрителем. Можно десять лет проучиться в Литературном институте и ничего не понять про драматургию. А когда ты вот так «бросаешься» в зрителя, и он говорит, что он чувствует, — это супер, это работа, это значит, что-то, что ты делаешь, не бессмысленно.

— Почему вы выбрали пьесу Дамира?

— Она заняла первое место в конкурсе, и нам важно было прочитать её зрителю. В прошлый раз мы читали пьесу «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво» Александры Сальниковой, которая заняла второе место в том же конкурсе. И прежде чем мы будем их ставить, нам хотелось получить обратную связь. Эта пьеса — про сегодняшний день, про то, как сегодня проявляется проблема отцов и детей. Автор начинающий, но прекрасно владеет структурой, доводит своих героев до точки кипения. Кроме того, интересен сам по себе антураж с персонажами из «Сеги». В этом есть свой особенный шарм.

— Как вы думаете: интеграция видеоигр в современное кино, драматургию — это новое веяние, по прошествии которого мы вернёмся к «Ромео и Джульетте»?

— При написании пьес автор всегда пишет про себя и своё время. Шекспир писал про свой «сегодняшний день». Если мы находимся в мире, где существуют видеоигры, какие-то перформансы и клиповое сознание, мы всё равно волей или не волей интегрируем это в драматургию. Драматургия не существует отдельно от остального мира. У многих людей есть странное заблуждение, что театр — это нечто древнее. На самом деле театр — остро современная вещь. Если посмотреть фильмы, которые выходят сейчас, то театр будет куда современнее, хотя фильмы также вырастают из пьес. Сценаристы вырастают из драматургов, театр первичен. В моём понимании всё происходит именно из театра. Он крайне современен и поспевает за сегодняшним днём. Для производства фильма нужно много денег и времени. А пьесу ты просто написал, сделал эскиз — и уже можно показывать людям.

О том, что именно будут показывать людям в новом театральном сезоне, рассказала Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы «В Центре».

— 26 сентября начались репетиции спектакля Александра Плотникова по элегиям Проперция. Рабочее название — «Привет, ты как?». Театр — это живой процесс, и вполне возможно, что в ходе работы оно поменяется. Художником спектакля будет Константин Соловьев, который уже ставил у нас «Колымские рассказы». Премьера запланирована на конец октября — начало ноября. Артисты замечательные — возрастную пару будут играть два состава: Светлана и Сергей Колесовы и Марина Гапченко с Александром Волхонским. А вот молодых взяли прямо из театрального института.

В ноябре мы приступаем к постановке, которую просто обязаны сделать. По положению о конкурсе пьес о 90-х «Зачем я это помню» мы должны поставить в этом году пьесу, победившую в конкурсе. Пьеса Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений» — о подростке, который сбегает в мир «плэйстейшен». В этом мире можно «отмотать назад» — а как перезагрузиться в реальной жизни и как перейти на новый уровень? Спектакль поставят Алексей Забегин и Владимир Антипов — наши постоянные авторы. В прошлом сезоне они поставили спектакль «Неважно себя чувствую» по дневникам Хармса. Они же сделали и провели церемонию награждения победителей конкурса «Зачем я это помню».

После Нового года запускается с постановкой Ринат Ташимов. Мы еще не определились окончательно с выбором пьесы. Идей очень много, но говорить об этом пока рано. Планируется, что это будет его дипломный спектакль в мастерской Виктора Рыжакова (режиссёр, профессор Школы-студии МХАТ, художественный руководитель московского театра «Современник», директор Театрально-культурного центра им. Мейерхольда — ред.).

Запустились с новой программой читок «Драмой по лицу» Маша Конторович и Артем Хабибуллин. Раз в месяц до Нового года будем читать острые, провокационные, неоднозначные пьесы, требующие обсуждения со зрителем. В августе уже прочли «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво». Сегодня — «Книгу кодов и прохождений» Дамира Ханифуллина. В октябре — новую пьесу Маши Конторович, которую она сейчас пишет. Вход на читки свободный, нужно только зарегистрироваться на сайте Ельцин Центра.

— Вы не так давно вернулись с гастролей в Москве и Санкт-Петербурге, как вас принимал зритель?

— Принимали замечательно. Были аншлаги, все билеты до одного были проданы. Возили четыре спектакля: «Взломанный» Алексея Синяева, «Шпаликов» Рината Ташимова, «Неважно себя чувствую» Владимира Антипова и Алексея Забегина и «Я пишу для букваря». У нас появились поклонники, которые готовы приехать к нам из Москвы на наши спектакли в Ельцин Центре.

— Наталья, ваш постоянный автор Роман Козырчиков, он же «ридер» конкурса «Зачем я это помню?», получил приз на «Кинотавре» за короткий метр. Расскажите про это.

— Роман Козырчиков — не только «ридер» конкурса «Зачем я это помню», но ещё и участник нашего спектакля «Я пишу для букваря», где он вместе с тремя другими драматургами пишет пьесу в режиме реального времени. На «Кинотавре 2021» фильм Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида» по его сценарию был назван лучшим фильмом короткого метра.

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.