В Ельцин Центре 25 сентября состоялась читка пьесы победителя конкурса «Зачем я это помню?» Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений».
Конкурс пьес «Зачем я это помню» об эпохе 90-х, в котором Дамир Ханифуллин занял I место, проходил с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Всего было прислано 176 пьес. В мае состоялось подведение итогов, а в августе — торжественное награждение.
По пьесе «Книга ходов и прохождений» Театральной платформой будет поставлен полноценный спектакль, декорацией к которому станет экспозиция Музея Бориса Ельцина. Возможно, он войдёт в постоянный репертуар Театральной платформы «В Центре».
Автор не смог приехать на предварительную читку — он живёт в Казани. На церемонии награждения он рассказал, что уже три года пишет пьесы и отсылает их на разные конкурсы и фестивали. И вот ему наконец повезло. Он уже решил, что обязательно примет участие в следующем конкурсе. На объявление откликнулось так много желающих, что было принято решение сделать его ежегодным.
Главным героем пьесы «Книга кодов и прохождений» является эпоха 90-х: рынок, игровые консоли SEGA и Playstation, магазинчик с катриджами для приставок, бандиты, тотальное безденежье и разруха. В центре — отношения главного героя, двенадцатилетнего мальчика Вовчана, с отцом. Вместе они проходят через испытания, которые сплачивают их, помогают преодолеть разногласия и обрести взаимопонимание.
Читка состоялась в рамках нового театрального проекта «Драмой по лицу». Его куратор Мария Конторович рассказала о философии проекта, о том, как будут удивлять зрителей в предстоящем театральном сезоне.
— Главная идея — сделать так, чтобы зритель отозвался, захотел разобраться в себе, сегодняшнем времени, мире, который вокруг нас. Мы знаем, что пьесы не возникают ниоткуда, они пишутся потому, что происходит конфликт, появляется проблема или какое-то несоответствие в мире автора. Театр ставит пьесу, но не обсуждает её со зрителем. По-моему, это большая ошибка: репертуар и зритель не могут существовать в параллельных реальностях. Я часто слышу от директоров театров: «Мы не будем ставить эту пьесу, потому что мы её не продадим. Мы будем ставить проверенную "Хануму"». Однако я не знаю ни одного из своих знакомых, кто бы с удовольствием побежал на «Хануму». Это проблема современного театра и нашего пандемического времени — театр разобщён со своим зрителем. Мы соединяем театр со зрителем уже на этапе пьесы. Берём интересную пьесу и сразу читаем её. Делаем не просто читку, а именно эскиз, чтобы зритель мог понять, каким получится спектакль. Чтобы он мог сказать: «Ага, мне это интересно, я буду это смотреть». Либо, наоборот, пусть скажет: «Я не буду это смотреть, это неинтересно!». Мы на начальном этапе можем отсеять те тексты, у которых отсутствует потенциал, которые неинтересны зрителю. Любая компания, когда производит новый продукт, проводит исследование. Театр этим не занимается, полагаясь на опыт и интуицию своих же людей. Мы решили соединить театр и зрителя. В обсуждении всплывает много интересных вещей.
— Вы потом даёте обратную связь автору?
— Мы обязательно всё доносим до автора. Это отличная возможность для него что-то подправить. Лучше ничего не может быть, чем связь со своим зрителем. Можно десять лет проучиться в Литературном институте и ничего не понять про драматургию. А когда ты вот так «бросаешься» в зрителя, и он говорит, что он чувствует, — это супер, это работа, это значит, что-то, что ты делаешь, не бессмысленно.
— Почему вы выбрали пьесу Дамира?
— Она заняла первое место в конкурсе, и нам важно было прочитать её зрителю. В прошлый раз мы читали пьесу «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво» Александры Сальниковой, которая заняла второе место в том же конкурсе. И прежде чем мы будем их ставить, нам хотелось получить обратную связь. Эта пьеса — про сегодняшний день, про то, как сегодня проявляется проблема отцов и детей. Автор начинающий, но прекрасно владеет структурой, доводит своих героев до точки кипения. Кроме того, интересен сам по себе антураж с персонажами из «Сеги». В этом есть свой особенный шарм.
— Как вы думаете: интеграция видеоигр в современное кино, драматургию — это новое веяние, по прошествии которого мы вернёмся к «Ромео и Джульетте»?
— При написании пьес автор всегда пишет про себя и своё время. Шекспир писал про свой «сегодняшний день». Если мы находимся в мире, где существуют видеоигры, какие-то перформансы и клиповое сознание, мы всё равно волей или не волей интегрируем это в драматургию. Драматургия не существует отдельно от остального мира. У многих людей есть странное заблуждение, что театр — это нечто древнее. На самом деле театр — остро современная вещь. Если посмотреть фильмы, которые выходят сейчас, то театр будет куда современнее, хотя фильмы также вырастают из пьес. Сценаристы вырастают из драматургов, театр первичен. В моём понимании всё происходит именно из театра. Он крайне современен и поспевает за сегодняшним днём. Для производства фильма нужно много денег и времени. А пьесу ты просто написал, сделал эскиз — и уже можно показывать людям.
О том, что именно будут показывать людям в новом театральном сезоне, рассказала Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы «В Центре».
— 26 сентября начались репетиции спектакля Александра Плотникова по элегиям Проперция. Рабочее название — «Привет, ты как?». Театр — это живой процесс, и вполне возможно, что в ходе работы оно поменяется. Художником спектакля будет Константин Соловьев, который уже ставил у нас «Колымские рассказы». Премьера запланирована на конец октября — начало ноября. Артисты замечательные — возрастную пару будут играть два состава: Светлана и Сергей Колесовы и Марина Гапченко с Александром Волхонским. А вот молодых взяли прямо из театрального института.
В ноябре мы приступаем к постановке, которую просто обязаны сделать. По положению о конкурсе пьес о 90-х «Зачем я это помню» мы должны поставить в этом году пьесу, победившую в конкурсе. Пьеса Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений» — о подростке, который сбегает в мир «плэйстейшен». В этом мире можно «отмотать назад» — а как перезагрузиться в реальной жизни и как перейти на новый уровень? Спектакль поставят Алексей Забегин и Владимир Антипов — наши постоянные авторы. В прошлом сезоне они поставили спектакль «Неважно себя чувствую» по дневникам Хармса. Они же сделали и провели церемонию награждения победителей конкурса «Зачем я это помню».
После Нового года запускается с постановкой Ринат Ташимов. Мы еще не определились окончательно с выбором пьесы. Идей очень много, но говорить об этом пока рано. Планируется, что это будет его дипломный спектакль в мастерской Виктора Рыжакова (режиссёр, профессор Школы-студии МХАТ, художественный руководитель московского театра «Современник», директор Театрально-культурного центра им. Мейерхольда — ред.).
Запустились с новой программой читок «Драмой по лицу» Маша Конторович и Артем Хабибуллин. Раз в месяц до Нового года будем читать острые, провокационные, неоднозначные пьесы, требующие обсуждения со зрителем. В августе уже прочли «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво». Сегодня — «Книгу кодов и прохождений» Дамира Ханифуллина. В октябре — новую пьесу Маши Конторович, которую она сейчас пишет. Вход на читки свободный, нужно только зарегистрироваться на сайте Ельцин Центра.
— Вы не так давно вернулись с гастролей в Москве и Санкт-Петербурге, как вас принимал зритель?
— Принимали замечательно. Были аншлаги, все билеты до одного были проданы. Возили четыре спектакля: «Взломанный» Алексея Синяева, «Шпаликов» Рината Ташимова, «Неважно себя чувствую» Владимира Антипова и Алексея Забегина и «Я пишу для букваря». У нас появились поклонники, которые готовы приехать к нам из Москвы на наши спектакли в Ельцин Центре.
— Наталья, ваш постоянный автор Роман Козырчиков, он же «ридер» конкурса «Зачем я это помню?», получил приз на «Кинотавре» за короткий метр. Расскажите про это.
— Роман Козырчиков — не только «ридер» конкурса «Зачем я это помню», но ещё и участник нашего спектакля «Я пишу для букваря», где он вместе с тремя другими драматургами пишет пьесу в режиме реального времени. На «Кинотавре 2021» фильм Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида» по его сценарию был назван лучшим фильмом короткого метра.