«Девяностые детства»: опыт взросления в 90-х

2 марта 2023 г.Татьяна Филиппова
«Девяностые детства»: опыт взросления в 90-х

В Арт-галерее Ельцин Центра 17 февраля открылась выставка «Девяностые детей». На двух этажах расположились работы пятнадцати авторов из разных городов, родившихся в 80–90-е годы прошлого столетия.

Их называют «потерянным поколением», потому что детство их прошло на сломе эпох, на фоне политических и социальных потрясений, в эпицентре большой истории, которую и взрослые не всегда могли объяснить. К этому поколению относятся не только художники, чьи работы представлены на выставке, но и её кураторы: Марина Соколовская, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина, новый руководитель Арт-галереи в Ельцин Центре Светлана Усольцева и её предшественник Илья Шипиловских. Работа над экспозицией началась ещё при нём и продлилась два года. Партнёром выставки выступил Антимузей компьютеров и игр. Любопытно, что работы, представленные Виктором Корьякиным и Степаном Пантелеевым, были сделаны по пьесам Светланы Баженовой и Дамира Ханифуллина, в разные годы занявших первые места в конкурсе пьес о 90-х «Зачем я это помню?». Гигантский комикс и картины в виде свитков созданы специально к выставке «Девяностые детей». Визуальные интерпретации открывают и завершают экспозицию, но они очень разные по восприятию.

Выставка предлагает зрителю осмыслить опыт взросления в 90-е. Произведения пятнадцати российских художников представляют образы эпохи, сотканные из воспоминаний и рассказов об отношениях в семье, о переживаниях ребёнка, страхах и радостях, о первом социальном опыте и попытках понять, чем взросление в 90-е отличается от детства в Советском Союзе или детства сейчас.

Художники Мария Александрова, Татьяна Ахметгалиева, Анастасия Богомолова, Иван Горшков, Евгений Гранильщиков, Людмила Калиниченко, Ася Маракулина, Владимир Марин, Диана Мачулина, Маша Плаксина, Сергей Потеряев, Слава Ptrk и Андрей Сяйлев предлагают нам увидеть мир детства 90-х их глазами.

Выставку открыла Светлана Усольцева. Она поприветствовала всех собравшихся и поблагодарила тех, кто принял участие в формировании экспозиции — сотрудников музея, архива, частных коллекционеров и участников выставки. Также она анонсировала программу, созданную в поддержку выставки в виде лекций, публичных интервью, круглых столов и обсуждений. Программа продлится вплоть до завершения выставки 16 апреля.

Марина Соколовская рассказала, что выставка задумывалась несколько лет назад как историческое исследование, в центр которого попадал ребёнок как очевидец исторических событий:

— Когда мы были детьми, мы могли оказаться в разных обстоятельствах, но в целом наши родители хотели, чтобы мы были защищены. Оставаясь детьми, мы видим, как меняется мир взрослых, происходят социальные и политические катаклизмы, войны, землетрясения, но вместе с тем этот мир кажется нам привлекательным. Одновременно мы сталкиваемся с драмами взросления, и тогда взрослый мир пугает нас. Когда мы приходим в музей, мы видим, что он фиксирует взгляд взрослого. Нам же было интересно посмотреть, какими 90-е запомнили дети, которые выросли в это время. В процессе осмысления этого опыта выставка трансформировалась в художественную выставку.

Нам было важно, что это работы тех художников, которые помимо нас уже обратились к осмыслению опыта взросления в 90-е. Эта тема была для них важна до того, как мы позвали их на эту выставку. Этот момент рефлексии мы хотели бы зафиксировать. Помимо работ художников, здесь представлены предметы детского мира, но всё же главное — это те истории, которые дети как очевидцы вспоминают. Это разные истории о пространстве и материальности, которые дети помнят. Это могут быть истории, связанные с отношениями разных поколений. Они могут быть очень грустными — как истории взросления, утрат и расставаний, драматичными, потому что это зачастую истории конфликтов. Важно, что они не только про 90-е. Мы смотрим на это время не с ностальгией, нам не хочется туда вернуться. Мы пытаемся понять, как опыт взросления тогда повлиял на нас сегодняшних, можем ли мы опереться на этот опыт, какую картину мира мы получили. И в этом смысле 90-е не начинаются ровно в 1990 году и не заканчиваются в 1999-м. Они длятся до сих пор. Они с нами. Внутри нас. Я хочу поблагодарить тех, кто предоставил нам экспонаты, тех, кто сохранил свои детские коллекции, тех, кто с нами сегодня, — заключила Марина Соколовская.

Марина Соколовская и Светлана Усольцева провели первую экскурсию по экспозиции «Девяностые детей», где представлены картины, инсталляции, вышитые книги, книги, которые могли стоять в интерьерах того времени, свитки, фото- и видеохроники, арт-объекты, комиксы, детские рисунки, игрушки, предметы обстановки и даже садовая утварь из 90-х.

Открывают экспозицию картины Степана Пантелеева, которые журналисты окрестили свитками. Они сделаны под впечатлением от прочтения пьесы Светланы Баженовой «Слушай, Пухлая, план такой…». Это графический рассказ об отношениях между детьми внутри одной не очень благополучной семьи — двумя сёстрами и братом, а также их бабушкой. Своей маленькой семьёй они борются за существование. Один из наиболее трогательных сюжетов: «наш бедный хлеб». Степан поделился ощущением от пьесы, рассказал о собственном восприятии 90-х.

Впечатляет история экспоната Маши Плаксиной: поющей и танцующей обезьянки, которую девочке папа привёз из Чечни. Это редкая игрушка, которая исполняет вместо традиционной рождественской песенки хит 90-х «Мальчик хочет в Тамбов» Мурата Насырова. Маша говорит, что для них с сестрой эта игрушка навсегда связана с Чеченской войной. В детстве они побаивались её. Может быть, поэтому она сохранилась, и спустя четверть века достаточно было просто поменять батарейку, чтобы она снова ожила.

Рядом в экспозиции Барби и Кен — игрушки, о которых мечтали все девочки.

Крайне любопытна работа самарского художника Андрея Сяйлева — ассамбляж «Штрихи» в виде книжной полки, где корешки книги разрезаны пополам и смещены. Это очень напоминает закапсулированное детское воспоминание, которое содержит не только правду, но и вымысел, однако остаётся свидетельством времени.

Книги — обязательный атрибут интерьера интеллигентной семьи в 70-е, 80-е, 90-е. Их обменивали, покупали по подписке, получали за сдачу макулатуры. Здесь настоящая книжная полка с настоящими книгами напоминает штрих-код, который дал сбой и не отражает более реальную картину. Это уже не точная картинка, а переработанный человеком опыт детства.

Инсталляция Анастасии Богомоловой «Пусть я вырасту моей любимой травой» включает видео, письма, фотографии, садовый инвентарь, банку бабушкиного варенья из жимолости, замок от дачного домика. Художница родилась в Казахстане, живёт и работает в Екатеринбурге. Она помнит, как садовый участок объединял всю семью. А полученная от него сельхозпродукция в 90-е помогала выживать не только россиянам, но и жителям солнечного Казахстана. Здесь среди реальных коробов земли письма бабушки, написанные после того, как семья распалась.

Людмила Калиниченко в своих работах рассказала о жизни Миасса 90-х. Сегодня, когда сама стала мамой, она понимает, насколько сложным и агрессивным было то время для обычных граждан — опасности поджидали на каждом шагу. И только мудрые, близкие взрослые помогли не пропасть и не наделать глупостей. Сегодня о многом хотелось бы их спросить, говорит Людмила. Увы, их уже нет.

Экспозиция первого этажа завершается работами Ивана Горшкова из Воронежа. Он с детства мечтал стать художником, как отец. Его рисунки отражают мир таким, каким он был в детстве. На выставке представлены детские работы мастера и арт-объект «Ловушка для мух», которая была сделана Иваном в возрасте пяти лет с помощью папы. Для придания большей эстетической привлекательности объект стилизован под некое подобие кораблика.

Слава Ptrk представил фотохронику граффити «Детство перед телевизором». Это иллюстрация памяти ребёнка, рождённого в конце 1980-х или первой половине 1990-х годов, сидящего перед телевизором и хаотично щёлкающего по пульту. Граффити наглядно показывает, как новости, фильмы, телепрограммы, мультики смешались в детской голове. Отчасти это страшно, отчасти — смешно, но абсолютно точно. Это проекция жизни, слепленной из, казалось бы, несовместимых вещей.

Продолжает экспозицию второго этажа инсталляция Марии Плаксиной «Кто такие зэки?». Это затемнённое пространство под большим столом, накрытым скатертью, — целый мир, созданный художницей из фигурки девочки в маске волка, кукольной мебели, стола со скатертью и лампой, а ещё кого-то страшного, сидящего в шкафу и тянущего лапу к девочке.

Всё можно потрогать руками. Маша рассказала, как новый папа подарил ей мебельный гарнитур для кукол. Такого в 1993 году не было ни у кого. Однако бабушка пояснила ей, что это сделали зэки из тюрьмы, где работает папа, и что в Тагиле очень много тюрем. В тот момент, возможно, девочка не вполне понимала, кто такие зэки.

Также в экспозиции второго этажа представлен перформанс Евгения Гранильщикова «Фамильный сервиз». Персонаж видео босой в джинсах медленно и планомерно уничтожает фамильный сервиз. Предмет за предметом он вынимает из витрины серванта и бьёт об пол. Сервизов два, и оба очень красивы — такие достают по праздникам и передают по наследству. Евгений Гранильщиков говорит о 90-х как о времени особых отношений между человеком и новыми технологиям. Как художник он ценит их и анализирует. Что касается детских воспоминаний, то 90-е представляются ему бесконечным Можайским шоссе и пейзажами вокруг.

Работы Виктора Корьякина выразительно завершают экспозицию второго этажа. Он создал визуальную интерпретацию пьесы Дамира Ханифуллина «Книга кодов и прохождений» о мальчике-подростке, живущем с отцом в конце 90-х. Герою надо выстоять в столкновениях со сверстниками и наладить отношения с отцом, и единственная радость, которую он может себе позволить в этот напряжённый период, — это игра в «драчку» на приставке Sega. Вся жизнь мальчика превращается в эту 16-битную игру. О своём детстве в 90-е художник говорит: «Я с друзьями тоже много времени проводил на рынке, мы ходили и рассматривали товары, собирали пачки от сигарет, прыгали по крышам, обменивались картриджами для видеоигр». С помощью акрила и фломастеров на бумаге он передал острое, тревожное ощущение 90-х.

Посетить выставку «Девяностые детей», увидеть эти и другие работы можно до 16 апреля с 10:00 до 21:00 по билету в Арт-галерею Ельцин Центра.

Кроме того, кураторы подготовили публичную программу, которая позволит шире увидеть феномен детства в 90-е, порассуждать о времени и «потерянном поколении» — существует ли оно на самом деле?

5 марта

«Публичные интервью»: Ольга Паутова (директор театра современной хореографии «Провинциальные танцы») и Софья Сол (арт-менеджер, продюсер).

8 марта

Лекция Всеволода Герасимова «Щенки на руинах Атлантиды: 1990-е в пространстве современного российского комикса».

19 марта

«Публичные интервью»: Евгения Никитина (президент фонда «Культурный транзит») и Фёдор Шампаров (музыкант).

22 марта

Лекция Надежды Плунгян «Миллениалы в российском искусстве: реальные и сверхреальные исторические перспективы».

29 марта

Лекция Василия Степанова «1990-е: из кинозала в видеосалон. Кто уменьшил экран?»

2 апреля

«Публичные интервью»: Евгений Касимов (писатель, поэт, драматург) и Дмитрий Касимов (театральный режиссер).

12 апреля

Лекция Майи Кучерской «Обретенное потерянное: герои прозы 30-летних».

16 апреля

«Публичные интервью»: Наталья Шахова (специалист по связям с общественностью) и Алексей Шахов (исследователь уличного искусства и новой городской культуры).

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.