Ельцин Центр и Музей первого президента России Бориса Ельцина традиционно поддержали всероссийскую акцию «Библионочь». В этом году культурно-развлекательная программа для читателей была особенно насыщенной.
Открыла ее Александра Костарева – победительница детского научно-образовательного конкурса Science Slam Kids, участница детской школы научного доклада в Ельцин Центре. Она провела экскурсию по выставке «Урал Бажова: сила места» и рассказала о мифологических истоках уральских сказов. Выставка стала первым совместным проектом Арт-галереи Ельцин Центра и Объединенных музеев писателей Урала. Это любопытный визуальный эксперимент, дающий зрителю возможность ощутить реальный исторический контекст, породивший образы и атмосферу легендарной «Малахитовой шкатулки». Не случайно Александра выбрала наследие Бажова для научного исследования. Она с документальной точностью прокомментировала архивные фотографии видов Урала, его городов и жителей конца XIX – начала XX веков. В своем рассказе она коснулась мифологии вогулов, хантов и манси, которые, несомненно, оказали влияние на сказы Павла Петровича Бажова.
Черно-белые уральские пейзажи, портреты, индустриальные виды столетней давности, бытовые натюрморты из повседневной жизни крестьян и заводских людей – многое из этих материалов выставлено впервые. Помогла Александре провести экскурсию руководитель детского направления Программного департамента в Ельцин Центре Валерия Бармина. Она подчеркнула, что Бажов сделал для Урала невозможное: наделил его яркой, образной, художественно оформленной мифологией, определил основные параметры его истории и праистории, открыл большому культурному миру его жителей. Молчаливые уральские мастера, их жены и дети заговорили в бажовских сказах, и оказалось, что мысли их глубоки, язык странен, но по-своему красив и выразителен. Александра в своем рассказе свела «лицом к лицу» героев с их прототипами, фантастические сюжеты – с их реальной предысторией, а быт – с искусством. По завершении экскурсии ее участники пожелали юному экскурсоводу продолжать исследовать тему Бажова, потому что даже переведенный на 67 языков мира, он остается до обидного малоизвестным писателем.
В Детском литературном кафе, которое обосновалось на территории Буфета, собрались почитать любимые стихи юные поэты и любители поэзии. Поэтический марафон стартовал стихотворением Владимира Высоцкого «Штормит весь вечер», его провели директор школы №43 Елена Белова, замдиректора по науке гимназии №37 Надежда Шутова и преподаватель МХК в той же гимназии Мария Платонова. В самом начале педагоги попросили юную публику обозначить, чего именно они ждут от сегодняшнего вечера. Прозвучало: узнать что-то новое, послушать замечательные стихи, быть счастливым в этот вечер, познакомиться с новыми людьми, пережить новые эмоции, найти единомышленников. Тимур Галеев прочел стихи Державина, и это предопределило логику поэтического марафона. Ее можно было бы обозначить как антологию любимой поэзии, в которой особенно часто звучали авторы Серебряного века. Состязание в выразительности чтения не выявило победителей. Время от времени педагоги задавали темы для обсуждения: существуют ли мужская и женская поэзии, надо ли называть женщину, пишущую стихи, поэтессой или все же поэтом, по-разному ли читают стихи мужчины и женщины. Естественным образом возникла тема военной поэзии. Старшеклассники читали стихи поэтов-фронтовиков в полной тишине. Прозвучала поэзия знаменитых поэтов «оттепели». Не забыли и поэзию современных рэперов. Прозвучали фрагменты из баттлов (от англ. "battle" – битва – ред.) Наума Блика. Двухчасовой марафон завершился громкими аплодисментами. Педагоги предложили участникам поаплодировать самим себе.
В это время в кино-конференц-зале начинался показ фильмов-лауреатов Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Вечер Новой российской анимации открыл ведущий киноклуба в Ельцин Центре, киновед, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров. Представили новую анимацию кинообозреватель «Новой газеты», автор книги «Сверхкино. Современная российская анимация» Лариса Малюкова совместно с режиссером и художником анимационного кино, лауреатом международных и отечественных кинофестивалей Михаилом Алдашиным. В программу «Мушкетеры говорят: «Тише!» вошло двадцать анимационных короткометражек, отмеченных жюри Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале в 2018 году.
– Сегодня российская анимация переживает интересный период, – рассказала Лариса Малюкова. – С одной стороны, российская коммерческая анимация, полнометражные мультфильмы и сериалы, такие, как «Снежная королева», «Маша и Медведь», – они продаются на всех континентах. И это одна из самых доходных экспортных частей экономики. Это не говорит, что вся наша коммерческая анимация столь же замечательна. Сегодня мы хотим поговорить о другой части анимации – об авторской, которая, как мне кажется, представляет одну из лучших исторических школ в мире. Слава Богу, что есть анимационный фестиваль в Суздале, который был создан еще в 1996 году. Этот фестиваль, на котором собирались все аниматоры страны и показывали друг другу все, что сделали, помог сохранить школу и связь между учениками и учителями. Это очень важно, потому что в других сферах кинематографа, на мой взгляд, эта связь совершенно разорвана. Я хочу сказать, что мы привезли вам фильмы действительно суздальского фестиваля, отбирали тщательно, чтобы у вас создалось впечатление, что вы на нем побывали. Поэтому среди фильмов будут картины, получившие максимальное количество наград. Вы увидите замечательную минималистическую картину-притчу «Теория заката» питерского режиссера Романа Соколова – одну из лучших за последнее время. Или «Суета сует» – о Марке Шагале, о земном и божественном, которое спрятано в земном. Несколько смешных картин, сделанных в Екатеринбурге, – например, «Бирюк»; обратите на него внимание. Или фильм «Тише!» Максима Куликова. Даже вам завидую, что вы увидите их в первый раз.
Публика отметила овацией удивительный фильм Галины Голубевой «А как наши космонавты?», сделанный в ироничной лубочной манере. Его уникальность в том, что закадровый голос принадлежит первому космонавту Земли Юрию Гагарину – это его подлинный рассказ о своем первом полете. Как только это понимаешь, все увиденное обретает совершенно новый, сакральный смысл.
Зрители сошлись во мнении с ведущим киноклуба Вячеславом Шмыровым: коллекция фестивальных короткометражек – настоящий подарок и взрослым, и детям, всем, кто любит анимационное кино.
Буфет у центрального входа на один вечер превратился в уютное кафе. Вино, десерты от кафе «1991», свечи и живая музыка – самая подходящая атмосфера для романтического свидания. К началу вечера свободных столиков не осталось. Все они были забронированы заранее.
Гостей вечера развлекали молодые екатеринбургские музыканты.
Группа Snowbox предложила меломанам англоязычный электро-поп, музыку двадцатилетних, пропитанную духом свободы, молодости и жажды жизни.
Следующим пунктом в программе вечера был Phlores – сольный проект молодого продюсера Влада Кистнера – строгий минималистический электро-поп с текстами на русском языке. Удивительно то, что музыка навеяна далекими индонезийскими тропиками, где Влад никогда не был, но обещал обязательно побывать.
Завершило вечер выступление екатеринбургского блюзмена Николая Шабуневича. Его поэзия жёсткой риторики и музыка кантри удивительным образом перемешались с многогранным и многоликим Его Величеством Блюзом. Николай придерживается традиций ортодоксального южноамериканского минимализма, сочетая суровый акустический минор с госпельной формой звучания.
Выступление музыкантов в кафе было слышно далеко за его пределами. Послушать его могли все посетители Ельцин Центра.
Столь же разнообразную и насыщенную программу в рамках проекта «Библионочь – 2018» подготовили сотрудники Музея Б.Н. Ельцина. Так, Евгений Емельянов провел музейную экскурсию в формате «Полная версия», посвященную самиздату в СССР. Емельянов рассказал историю о том, что, несмотря на весь свой консерватизм, секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев ценил творчество опального поэта Николая Гумилева и, согласно легенде, хранил три тома перепечатанных стихов поэта, выпущенных в самиздате. Под самиздатом подразумевалось изготовление самодельных изданий с текстами, не прошедшими официальную цензуру.
Самиздат, по словам Емельянова, возник сразу после становления советской власти. Настоящая же история самиздата, по мнению научного сотрудника, началось в период «оттепели». Автором самого термина «самиздат» стал поэт Николай Глазков, придумавший слово «самсебяиздат».
В ходе экскурсии Евгений Емельянов рассказал об истории «нобелевского» романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который получил распространение в самиздате, о «самиздатовском» поэтическом альманахе «Синтаксис» (1959–1960 гг.), в котором увидели свет стихотворения Окуджавы, Ахмадулиной, Сапгира, Холина, Чудакова, Аронова, Глазкова, впервые вышли стихи Иосифа Бродского, о знаменитом альманахе «Метрополь», вышедшем в 1979 году в Москве тиражом всего 12 экземпляров и содержавшим произведения Василия Аксенова, Андрея Битова, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Виктора Ерофеева, Юза Алешковского, Евгения Рейна, Генриха Сапгира и других.
Экскурсовод обратил внимание на редкую фотографию, изображающую группу участников «Метрополя», представленную в экспозиции музея. Также напомнил Емельянов историю последовательного «самиздатовца» поэта Наума Коржавина, и непростой путь прозаика Александра Солженицына, чей «Архипелаг ГУЛАГ» долгое время распространялся именно в самиздате. Каждый экземпляр вышедшей в самиздате книги, подчеркнул Емельянов, зачастую читали несколько человек, порой их число доходило до нескольких сотен.
Также Евгений Емельянов представил «Полную версию», рассказывающую об Александре Солженицыне, в ходе которой поведал аудитории о непростой судьбе писателя, включавшей и Нобелевскую премию, и эмиграцию, и триумфальное возвращение, и известное своей критичностью эссе «Как нам обустроить Россию».
– Поражение ГКЧП в августе 1991 года Солженицын воспринял с большим оптимизмом, – рассказал Евгений Емельянов. – Писатель назвал это событие «Преображенской революцией», поскольку 19 августа – день Преображения Господня. Также Солженицын направил письмо Борису Ельцину, где воспроизводил основные идея произведения «Как нам обустроить Россию». Ельцин ответил Солженицыну, написав, что он надеется, что СССР возродится как союз, основанный на равноправии и взаимоуважении. Вместе с тем, Ельцин писал, что если союз восстановить не удастся, то Россия будет действовать, как и другие государства, то есть в соответствии с международным правом.
Кроме того, Емельянов рассказал о возвращении писателя на поезде, в котором он проехал от Владивостока до столицы. Солженицын останавливался и общался с населением почти во всех крупных городах, за исключением Екатеринбурга.
– Солженицын вернулся не тем властителем дум, каким он был во времена застоя и самиздата, – отметил Емельянов. – Он стал во многом неудобной для власти фигурой.
Также напомнил Емельянов о том, что Солженицын был награжден орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, от которого отказался.
В свою очередь сотрудник Музея Б.Н. Ельцина Юлия Загородняя провела обстоятельную и подробную литературную экскурсию «Опасные книги». Юлия Загородняя рассказала слушателям о творческих судьбах известных писателей Максима Горького, Аркадия Аверченко, Исаака Бабеля.
– «Конармия» Исаака Бабеля была далека от глянца и этим вызвала неприятие советских военачальников, но за Бабеля заступился Максим Горький, – рассказала Юлия Загородняя. – В 1940 году Бабель был расстрелян, и его произведения начали вновь печатать только в 1955 году, когда писатель был реабилитирован.
Рассказала Загородняя и об Александре Фадееве, Анне Ахматовой, напомнила о постановлении «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). Особое внимание уделила экскурсовод и антиутопии Евгения Замятина «Мы» (1920).
– Советская цензура роман не пропустила, и Замятин оказался в списках на высылку, но его не выслали, – отметила Юлия Загородняя. – В 1925 году роман был опубликован в США, в 1929 году Замятин вышел из Союза писателей, а в 1931-м уехал из СССР.
Также Загородняя рассказала и о творчестве другого писателя – Андрея Платонова, о его культовых произведениях «Чевенгур» и «Котлован».
– Сталин охарактеризовал творчество Платонова следующим образом: «Талантливый писатель, но сволочь», – отметила Юлия Загородняя.
Рассказала Загородняя о Михаиле Булгакове и его «Мастере и Маргарите», Варламе Шаламове и его «Колымских рассказах», Александре Твардовском и его «Василии Теркине», Василии Гроссмане и его «Жизни и судьбе».
Сразу после завершения экскурсий и «Полных версий» в зале Свободы Музея Б.Н. Ельцина в рамках цикла «Два города» встретились два писателя – Андрей Дмитриев (Киев) и Борис Минаев (Москва), чей диалог был достоин отдельного эссе. Литераторы рассуждали о городах и творчестве.
– Псков – лотерейный выигрышный билет моей судьбы, город этот восхитителен, – рассказал Андрей Дмитриев. – В свое время в Псков был «вброшен» десант питерской интеллигенции...
– У меня есть ощущение, что русские старинные города с огромным количеством архитектурных памятников и прекрасными традициями становятся все более провинциальными, хотя они вроде бы ближе к Европе, – задался вопросом Борис Минаев. – А города на Урале и далее в сторону Сибири развиваются и становятся столичными. Почему так происходит?
– Для меня это драма, никто в мире не может понять, как можно быть нищими, находясь вблизи границ, – ответил Андрей Дмитриев.
– В чем ментальный конфликт между Москвой и Санкт-Петербургом? – продолжил Борис Минаев.
– В российской традиции. Москва была носителем традиционных ценностей, а Питер – городом деловым, городом деляг и чиновников, – предположил Дмитриев. – Миф Москвы и Питера связан именно со сменой статуса Питера. Впрочем, я рад, что Питер не остался столицей.
В ходе диалога писатели вышли на новый уровень осмысления роли российских городов.
– У меня родилась надежда, что в России возникает культурный полицентризм, – подытожил писатель Андрей Дмитриев. – При этом рифмы городов в России имеют значение – Москва и Санкт-Петербург, к примеру. Будут ли оглядываться друг на друга Екатеринбург и Пермь – не знаю, но кажется что да. А вот Киеву, Львову, Одессе никто не нужен, у них нет «пар». Попытки же поиска «пар» городов помогают нам понять самих себя.
После завершения беседы писатель Борис Минаев рассказал о сути своего проекта «Два города».
– Проект «Два города» предполагает встречи с писателями, которые говорят о городской ментальности, мифологии городов, о том, как развивается городская культура, на примере разных городов, – уточнил Борис Минаев.
Его коллега по перу Андрей Дмитриев, в свою очередь, поделился свежими впечатлениями от посещения Музея Б.Н. Ельцина: «В Музее Б.Н. Ельцина я будто вернулся в те годы, когда я был молод, – рассказал писатель Андрей Дмитриев. – Музей произвел на меня сильное впечатление. В частности – автографы Бориса Николаевича Ельцина, в которых виден его характер».