Антон Долин: «Российское кино – авторское»

20 марта 2017 г.Анна Матюхина
Антон Долин: «Российское кино – авторское»

В книжном магазине «Пиотровский» в Ельцин Центре в Екатеринбурге 12 марта известный кинокритик и ведущий рубрики программы «Вечерний Ургант» Антон Долин прочел увлекательную лекцию о режиссере Джиме Джармуше и презентовал свою книгу «Джим Джармуш. Стихи и музыка».

Антон Долин. Презентация книги «Джим Джармуш 20 лет спустя»

Видео: Артур Селезнев

Кинорежиссер, музыкант, сценарист и мастер эпатажа Джим Джармуш родился в 1953 году в США. Джармуша прославили фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Вне закона», «Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая», «Сломанные цветы», «Выживут только любовники», «Патерсон». К слову, фильм Джима Джармуша «Патерсон» был показан в Ельцин Центре в середине февраля и вызвал неподдельный зрительский интерес.

– «Джим Джармуш. Стихи и музыка» – это книга, к которой я шел всю свою сознательную жизнь. Джармуш – режиссер, которого я полюбил еще до того, как стал кинокритиком, – рассказал Антон Долин. – Я учился на филфаке МГУ, играл в рок-группе, ездил на «Горбушку» за видеокассетами. И вот я увидел фильм «Мертвец», и с этого у меня, как и у многих россиян, началась любовь к Джармушу. С тех пор я уже двадцать лет смотрю фильмы Джармуша. А потом мне удалось пообщаться с самим Джармушем. Он отличается от других американцев. Он вскрыл код американской действительности через призму мирового кино. В свою очередь, я решил попробовать через призму мирового кино «вскрыть» фильмы Джармуша. Еще один фактор – я хотел прочитать хорошую книгу о Джармуше, но я не нашел такую книгу: Джармуш отказывается от того, чтобы записать полноценную серию интервью, чтобы сделать книгу.

И я подумал, что если я не могу прочитать книгу про Джармуша, то смогу ее написать. Я написал главы – эссе, посвященные фильмам. Мои соавторы – музыкальные критики и поэты, которые смогли изложить свое видение кино Джармуша. Поэты представили по одному стихотворению, единственный критерий отбора – любовь к Джармушу. Музыкальные критики, в свою очередь, написали о музыкальных ключах к фильмам Джармуша. Музыкальный мир Джармуша разнообразен – от лютневой музыки XVI века до хип-хопа. «Патерсон» – фильм о водителе автобуса, который пишет стихи. Вроде бы автобус – это очень прозаично. Но это мифологический образ. Борхес писал, что есть четыре основные истории: осажденного города, то есть Трои; героя, возвращающегося домой, Одиссея; смерти и воскрешения Бога, Христос; история Симурга, птичьего царя, которого ищут птицы. Согласно этой классификации «Патерсон» – это, конечно, Одиссея. Герой возвращается к своей жене, которая плетет пряжу и потом ее распускает. Кстати, Патерсон – это реальный город, у него своя история, свои знаменитости.

После лекции Долин ответил на вопросы слушателей.

– Какую музыку любит слушать Джим Джармуш?

– Джармуш слушает этно-музыку, авангардную музыку, джаз, в меньшей степени рок, но он на нем вырос и сам его играет, – пояснил Долин. – Он постоянно живет в музыкальном потоке, слушает очень разную музыку. Иногда фильм рождается из музыки, иногда музыка появляется в процессе написания сценария.

– Каким вам видится будущее российского кино?

– Мы еще «увидим небо в алмазах». Я смотрю на будущее оптимистично. Для меня российское кино – прежде всего авторское кино. В 2017 году нас ожидают фильмы Сергея Лозницы «Кроткая», Андрея Звягинцева с рабочим названием «Нелюбовь», Алексея Федорченко «Война Анны» и Алексея Германа-младшего «Довлатов». Год начался с выходом фильма Федора Бондарчука «Притяжение», это идеальный подростковый блокбастер.

– Расскажите о своем опыте участия в программе «Вечерний Ургант».

– Каждая рубрика в программе – это импровизация. Заранее я сообщаю редакции только то, о каких фильмах буду рассказывать. Я рассказывал в своей рубрике про фильмы Джима Джармуша, Вуди Аллена и многих других. Для меня это просветительский проект, его аудитория – в основном молодежь. Многие из наших зрителей не смотрят телевизор, выделяя только эту программу. Пять лет назад меня позвали на кастинг «Вечернего Урганта». Я честно сказал, что шутить на заказ не буду, популизмом заниматься не хочу, телевидение – зло. Но в ответ они сказали, что именно это они и хотят. И вот уже пять лет мы работаем вместе. Моя работа критика – в том, чтобы отделить искусство от профанации. Когда я прихожу в гримерку, Иван Ургант уже там сидит и общается с кем-то из гостей. Потом я записываю 5–7 минут. Потом снимаю микрофон и уезжаю.

По окончании беседы со слушателями Антон Долин с интересом осмотрел Ельцин Центр, включая Арт-галерею и книжный магазин «Пиотровский».

– Мне очень нравится Ельцин Центр, – отметил Антон Долин. – Это прекрасное современное пространство, замечательный книжный магазин, очень хороший кино-конференц-зал, надеюсь, там много кинопоказов, и будет еще больше. Так что здесь все классно, и я надеюсь, что еще буду сюда приезжать.

Вообще 90-е – важнейшее время в моей личной биографии: я закончил школу, поступил в институт и нашел первую работу. Как личность я формировался именно в 90-е. Я – их часть. Борис Ельцин, можно сказать, тоже часть моей персональной истории. Во время первых выборов, на которые я ходил, я голосовал за Ельцина. А за кого еще можно было голосовать? По большому счету, я голосовал за демократию, в которую я верю как в несовершенную, но лучшую из существующих форм правления.

– Есть прослойка киноманов, которые знают и любят Джармуша, но она достаточно узкая. Насколько, по вашим прогнозам, будет интересна книга «Джим Джармуш. Стихи и музыка» российскому читателю?

– Фильмы Джармуша – это авторское кино, кино не для всех, а для определенного количества людей, которым это интересно и важно. Так что в случае с Джармушем количество читателей и зрителей ограничено. Но в целом в России этих людей много. И я удивлен, что за месяц первый тираж книги разошелся, значит, это многим нужно и интересно. Джармуш – один из самых любимых в России американских режиссеров, сильнее в нашей стране любят разве что Дэвида Линча. Думаю, именно космополитический, не подчеркнуто американский, подход Джармуша и оценили российские синеманы.

– Они видят в этом полинациональный месседж?

– Да, но в США это не всегда срабатывает, а вот в России сработало. Книгу читают, его фильмы смотрят. Я рад.

– Насколько сложно находить общий язык с мастерами уровня Джармуша?

– Чем талантливее человек, тем проще с ним общаться. Это однозначный принцип, у которого исключений нет. И с Джимом Джармушем, и с Дэвидом Линчем, и с Ларсом фон Триером общение – радость и ничего больше.

– Вы выросли в творческой семье, ваша мама – известная певица, бард и автор песен Вероника Долина. Чему вы у нее научились?

– Прежде всего, недогматическому отношению к искусству и к жизни, которая находится рядом с искусством и сопровождается искусством, разными его проявлениями. Способности постоянно жить в струе, где есть музыка, литература, театр, кино. Причем одно не отменяет другое. Современное, классическое, авангардное и традиционное – это часть единой картины мира. Мне нравится в этой картине мира находиться, я питаюсь искусством и культурой. Можно сказать, я пожиратель книг, спектаклей, фильмов, опер и всего остального. Думаю, это пришло из семьи.

– Осуществляли ли вы совместные проекты с Вероникой Долиной?

– В книге про Джармуша есть ее стихотворение.

– В вашей книге про Джармуша главы начинаются со стихотворений. Можно ли говорить, что это тренд в современной литературе, или вы таким образом просто отдали должное творческим увлечениям вашей матери?

– Я придумал этот ход по мотивам Джармуша и его творчества. Но когда я собирал в книгу поэтов, я не мог не предложить ей поучаствовать. Она могла отказаться. Некоторые поэты отказывались, говорили, что не любят Джармуша, или не могут писать на заказ. А она захотела и написала. Я считаю ее замечательным поэтом, люблю ее стихи. И рад, что она согласилась.

– Тема вашей диссертации «История советской повести-сказки». В чем заключается этот феномен?

– Это уникальное явление. Это самое свободолюбивое и авангардное, что существовало на протяжении всего советского периода и так и не было раздавлено и уничтожено, потому что как будто проходило «ниже радаров». Никто не обращал внимания на детскую литературу. Представить же себе Незнайку, Буратино или старика Хоттабыча во взрослой серьезной литературе невозможно. Наивный герой, герой-аутсайдер, герой-маргинал, герой-шут, герой-протестант – во взрослой литературе их не было.

– То есть это был эзопов язык?

– Все взрослые вырастали на этих сказках и становились теми людьми, которые сначала сделали 60-е годы, а потом перестройку. Я уверен, что именно из этих книг они узнавали самое важное.

– Вы ведете рубрику в «Вечернем Урганте». Сегодня на телевидении – обилие комедийных программ. Это проявление креатива, или же перевод попыток всерьез проанализировать процессы, происходящие в обществе, в плоскость стёба?

– Юмор – прекрасный способ проанализировать реальность, просто он может превращаться в сатиру, а может – нет. Сатира может быть фальшивой и беззубой, а может – по-настоящему злой и умной. Все зависит от исполнителей в каждом конкретном случае. Я не потребитель юмористических передач, смотрю их крайне редко.

– Вы называли в числе любимых режиссеров Мануэла де Оливейру. В российском кинематографе для вас сегодня есть свой Оливейра – режиссер, чье творчество вам нравится анализировать?

– Нашим Оливейро, бесспорно, был Алексей Герман. Умнейший, тончайший недопонятый авангардист, обновивший язык кинематографа. Обидно, что это не все еще заметили, но рано или поздно заметят.

– Вы писали о «Левиафане» Андрея Звягинцева, который вызвал довольно много шума. Насколько точен тот диагноз обществу, который был в нем поставлен?

– Этот фильм – не слепок с действительности, это метафора, об этом само название говорит. Это не реалистическое кино. Если говорить об образе главного героя, то он очевиден – образ человека, которого лишают дома и заключают в тюрьму за преступление, которое он не совершал. Это отчасти говорит о нас, о России. При этом есть искусство, которое спасает, помогает, дает внутреннюю свободу. Это мой личный рецепт.

– По мнению некоторых критиков, кинематограф сегодня разделяется на «плохой», пример – тот же фильм «Матильда», который начали осуждать еще до его премьеры, и «хороший», закрепляющий консервативные ценности. Как будет развиваться эта тенденция?

– Нельзя сказать, что это тенденция. Нет всеобщего плохого отношения к Звягинцеву, потому что он критикует российское общество, и всеобщего хорошего отношения к Михалкову, потому что он хвалит Россию. Над неудачными фильмами Михалкова посмеиваются все, в том числе просвещенные консерваторы, и с удовольствием смотрят фильмы Звягинцева даже те, кто не согласны с его взглядами.

– Насколько удачны попытки наших режиссеров интегрировать несвойственные российскому кинематографу жанры типа блокбастеров, фэнтези и прочих?

– Если человек талантливый, то у него все получится удачно, как у Федора Бондарчука с фильмом «Притяжение». А если человек бездарен, то у него все получится плохо. Наш кинематограф будет развиваться прекрасно, если государство поймет, что поддерживать нужно авторское кино, а блокбастеры не надо, они сами справятся. А если не справятся, то туда им и дорога.

Антон Долин уже был в Ельцин Центре летом прошлого года. Тогда он представил фильм в рамках Детской программы кинотеатра «Пионер» и познакомился с экспозицией Музея Б.Н. Ельцина.

Антон Долин в Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.