Сбои в работе щитовидной железы зачастую в ответе за апатию и сонливость, отёки, выпадение волос, беспричинную прибавку в весе, сложности с зачатием. Проблемам и патологиям этого органа посвятил своё выступление в Ельцин Центре в Екатеринбурге кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог Андрей Подзолков.
Лекция Подзолкова «Щитовидная железа — эффект бабочки» прошла 26 апреля в Ельцин Центре в Екатеринбурге и завершила авторский курс «Всё, что вы хотели, но боялись спросить у эндокринолога», освещающий наиболее актуальные и знакомые диагнозы в эндокринологии.
Врач пояснил, что щитовидная железа — это орган размером с грецкий орех у основания шеи, который из-за особенностей строения часто сравнивают с бабочкой. Она входит в состав эндокринной системы, регулирующей работу организма, и вырабатывает тиреоидные гормоны, а также кальцитонин.
Выделяемые в кровь тиреоидные гормоны (ТЗ и Т4) влияют на скорость обмена веществ, сердечный ритм, пищеварительную систему, синтез витаминов, а кальцитонин регулирует обмен кальция и фосфора в организме. Работой щитовидной железы с помощью тиреотропного гормона (ТТГ) управляет гипофиз — главная эндокринная железа размером с горошину, расположенная в основании головного мозга.
— Щитовидная железа — это главная энергетическая станция организма. Она выделяет «батарейки» в кровоток для того, чтобы мы с вами жили и дышали. В норме наблюдается четкий баланс: ТТГ регулирует Т3 и Т4, а Т3 и Т4, соответственно, регулируют тиреотропный гормон. Они всё время друг друга то останавливают, то стимулируют, — пояснил Подзолков. — Но в работе щитовидной железы могут случаться сбои. Состояние, когда тиреоидных гормонов становится мало, называется гипотиреоз, а их избыток в организме — тиреотоксикоз.
Чтобы точно оценить активность щитовидной железы, достаточно сдать кровь и определить уровень ТТГ. В норме его концентрация колеблется в диапазоне 0,4-4 мЕд/л.
— Я уверен, что многие слышали рассказы о том, что ТТГ должен быть меньше двух. Это неправда. И если врач вам рассказывает, что уровень тиреотропного гормона 3,5 слишком высокий и вам нужно его снижать, то поменяйте врача, — настоятельно рекомендует Подзолков.
По статистике, около пяти процентов взрослого населения планеты имеют проблемы, связанные с щитовидной железой, при этом женщины болеют в десять раз чаще, а заболеваемость в целом значительно увеличивается с возрастом. В большинстве случаев причиной возникновения гипотиреоза, при котором орган вырабатывает недостаточно гормонов, является хронический аутоиммунный тиреоидит (ХАИТ) — воспалительное заболевание щитовидной железы.
Для постановки диагноза ХАИТ врачу необходимо увидеть у пациента сочетание трех признаков: наличие антител к щитовидной железе, клинический гипотиреоз и неоднородность структуры щитовидки, определяемую в ходе УЗИ.
— В настоящее время отсутствуют какие-либо способы воздействия на иммунный процесс в щитовидной железе, да и не нужно вмешиваться в процессы иммунного моделирования внутри организма. Нет никакой необходимости бесконечно контролировать уровень антител к ТПО — это не количественный, а качественный анализ, указывающий на то, что была иммунная проблема с щитовидной железой. Запомните, что иммунная система не лечится методом «проорать щитовидку в подушку», лапчатка белая и янтарные бусы не спасают от гипотиреоза, а также с наличием антител к щитовидной железе можно спокойно пить молоко и есть продукты, содержащие глютен.
Существует десять наиболее распространённых симптомов гипотиреоза, но при этом как минимум четыре из них — проблема с концентрацией внимания, сухая кожа, перепады настроения, охриплость голоса — встречаются и у здоровых людей. Именно поэтому так важен разговор врача и пациента, вдумчивый сбор анамнеза, присущий в прошлом российской медицинской школе, подчеркнул Подзолков.
Всем пациентам с установленным диагнозом «клинический гипотиреоз» рекомендуется заместительная терапия — приём синтетического тироксина (L-T4), который полностью идентичен тому, что организм вырабатывает самостоятельно.
— Случается, что некоторые пациенты с диагнозом гипотиреоз, принимающие левотироксин, возвращаются к эндокринологу с жалобами на отсутствие улучшений, но 95 процентов таких случаев — это психосоматика.
Напротив, при тиреотоксикозе щитовидная железа человека вырабатывает слишком много тиреоидных гормонов. Эту патологию в XIX веке независимо друг от друга описали ирландский врач Роберт Грейвс и немецкий доктор Карл фон Базедов. Причина — сбой в синтезе гормонов щитовидной железы из-за проблем с иммунитетом.
— Полтора года назад ко мне на приём пришла женщина с тиреотоксикозом, которая уже выглядела как на картинке в медицинском учебнике. У неё была классическая триада: зоб, пучеглазие и тахикардия. Если ещё прибавить потливость, слабость, суетливость, потерю веса, то всё это даст классические симптомы болезни, но женщина утверждала, что не желает лечиться и хотела лишь получить ещё одно мнение относительно того, как можно победить её иммунную систему разными способами.
Врач сегодня ставит диагноз «тиреотоксикоз» по ряду признаков: клиническая картина в целом; снижение ТТГ и рост количества тиреоидных гормонов; увеличение щитовидной железы и усиленный кровоток в ней, который показывает УЗИ; наличие эндокринной офтальмопатии, которая пока с огромным трудом поддаётся лечению.
Лечение тиреотоксикоза направлено на подавление синтеза тиреоидных гормонов. Больным, как правило, на первом этапе назначаются тиреостатические препараты, затем возможна радиойодтерапия, разрушающая процесс синтеза гормонов в щитовидке, или полное удаление щитовидной железы хирургическим путём с последующим назначением левотироксина пожизненно.
— Проблема заключается в том, что тиреостатики не всегда нужно назначать, а у эндокринолога в поликлинике, который принимает по 40 пациентов в день, зачастую нет времени подумать. Есть исследования, которые показывают, что синдром тиреотоксикоза может быть и другого рода. Например, щитовидная железа может разрушаться под действием поствирусной инфекции, на фоне приёма биологически активных добавок для похудения или неправильного назначения тироксина.
В финале своей лекции Подзолков обратил внимание на ещё одну проблему, связанную с патологией щитовидной железы, — узловой зоб. Он подчеркнул, что узел в щитовидной железе практически всегда — это доброкачественное образование, онкология в них встречается крайне редко. Однако некоторые врачи ультразвуковой диагностики при встрече с подобной патологией, увидев узел размером более сантиметра, настаивают на его пункции.
Важно, чтобы для начала врач УЗИ чётко описал размеры и форму узла, а также его состав, структуру и плотность. И если узел по плотности равен щитовидной железе или его плотность выше, то такой узел с вероятностью 99 процентов — доброкачественный.
— Нужно чётко понимать, что далеко не любой узел нужно пунктировать ради цитологии. Но мы живём в век анализов и, к сожалению, в последнее время практически целиком поменяли взгляд на медицину: мы лечим анализы, а должны — человека.