Алиса Горшенина: «Я говорю о переживаниях»

15 июля 2022 г.Михаил Лузин
Алиса Горшенина: «Я говорю о переживаниях»

Выставка «Пугало стояло в центре вспаханного поля» художницы Алисы Горшениной открылась на втором этаже Арт-галереи. Самобытное творчество Алисы Горшениной, также известной под псевдонимом Alice Hualice, базируется на образах из детства и переплетении культур различных народов России в её личной истории. Работу экспозиции сопровождает обширная публичная программа, состоящая из экскурсий, лекций и других мероприятий.

Ознакомиться с выставкой в Арт-галерее Ельцин Центра можно до 28 августа с 10 до 21 часов. Вход — по билету в галерею.

Алиса Горшенина — одна из самых известных уральских художниц в России и за её пределами на данный момент. Персональная выставка в одном из павильонов ВДНХ, участие во 2-й триеннале современного искусства в «Гараже», программах Уральской индустриальной биеннале и в других проектах привлекли широкое внимание к её творчеству. Все работы Алисы — это её отражения. Сама художница описывает такой подход персональным термином «самоискусствление». На выставке «Пугало стояло в центре вспаханного поля» представлены её работы с 2019 года по сегодняшний день, совсем старых произведений здесь нет.

Куратором выставки выступил руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

По его словам, в искусстве Алисы Горшениной поднимается целый ряд важных и глубоких тем, которые касаются не только уральцев, но и жителей планеты Земля в целом — тех, кто хочет разобраться в том, что их окружает.

— Мы сделали эту выставку очень быстро, но всё происходило органично. Интересно, что оба художника — и Фёдор Телков, и Алиса Горшенина — из Нижнего Тагила. Можно сказать, что проведение их выставок — это наш подарок Нижнему Тагилу на 300-летний юбилей, который отмечается в этом году.

Выступая на церемонии открытия, Алиса Горшенина поделилась с публикой своими переживаниями:

— Три года назад я думала о том, что если у меня будет персональная выставка в Ельцин Центре, значит, меня признали на Урале. Я всегда чувствовала себя здесь немножко инородно, наверное, из-за заниженной самооценки. И вот выставка открылась. Значит ли это, что меня признали? И должно ли это что-то значить? Я не знаю.

Проводя авторскую экскурсию по выставке, Алиса рассказала, что часто обращается к образам, которые рождались у неё в детстве, и к своим собственным чувствам — поэтому её искусство часто плачет.

— В моём искусстве часто присутствуют темы не очень светлые. Я говорю о переживаниях, о том, как бывает плохо. Решила задать такой настрой выставке. Единственное исключение — это шатёр, светлое посвящение моей бабушке, которая воспитывала меня в детстве.

На выставке Алисы Горшениной представлены графика, фотографии и большое количество текстильных объектов — в этой технике она работает с 2015 года.

— Текстиль является для меня самым точным материалом для выражения чувств и эмоций. Сначала я создавала [эти объекты] отдельно от себя, а потом то, что можно надеть. С помощью костюмов и масок, которые я надеваю на себя, я исследую происходящее.

Ещё один повторяющийся мотив в творчестве художницы — серия «Магические наличники».

— Мне очень нравится образ наличника, я давно работаю с этим символом. Серия вдохновлена воспоминаниями о деревне, где я родилась. Когда я была маленькой, заглядывала в окна к другим людям — было интересно узнать, что у них происходит. А ещё резной наличник с цветами и шторами выглядит как готовое произведение — мне хочется забрать его с собой или хотя бы сделать фотографию. Но в этой серии я не воспроизвожу истории, а помещаю в центр важный для меня объект или символ. Например, сердце, на котором на разных языках народов России вышито слово «боль».

Последняя работа тесно переплетена с ещё одним циклом в творчестве Алисы — «Голоса России». По словам художницы, она хочет привлечь внимание к тому, что Россия — многонациональная страна, но языки малых народов постепенно забываются и умирают. Темы разных культур связаны с художницей лично — обнаружив у себя башкирские корни, она сделала цикл «Внучка Тамерлана». А своего рода кульминацией выставки является белое платье, в котором на нескольких языках народов России вышито слово «мир».

По окончании авторской экскурсии художница дала короткое интервью для сайта Ельцин Центра.

— Алиса, как появилось название выставки?

— В марте я гадала с друзьями по книжке — знаете, когда загадываешь страницу и строчку сверху, — и я решила погадать на своё искусство. Потому что было тяжело, и я не знала, какая судьба ждёт меня дальше в сфере искусства. Я открываю книгу, и там фраза: «Пугало стояло в центре вспаханного поля». Мне показалось, что эта фраза [хороша] — сразу же представляется образ, и вместе с ним возникает много ассоциаций. Я тогда подумала, что следующую выставку, которую я открою, если выживу как художник, назову именно так.

— В твоих работах яркий символизм: русские народные мотивы, солнце, луна, звёзды — как будто Алиса хочет куда-то улететь. Можешь рассказать об этих сюжетах подробнее?

— Должна подчеркнуть, что у меня не только русское народное — я работаю с множеством разных культур, которые есть у нас в стране. Очень много разных культур, символов и элементов проникает в моё искусство.

По поводу «улететь» — не знаю, я работаю с множеством персональных символов или образов, и птица — один из них. Часто я себя делаю в образе птицы — например, есть такое символичное видео, когда весной я превращаюсь в птицу. Мне просто нравится образ крыльев, за этим символом много всего можно увидеть.

— А повторяющееся во множестве произведений изображение глаза?

— Тут история из детства. Я веду большой архив своих детских рисунков и нашла в нём белый лист с огромным глазом на нём. Помню историю, как его нарисовала: я болела, мама пришла домой с заданием на дом. По ИЗО была задана свободная тема, и я решила нарисовать глаз.

Это пришло либо из бессознательной детской фантазии, либо из древнеегипетской мифологии, которая мне нравилась в детстве. Там глаз очень важный символ. Мой папа везде рисовал левый глаз бога Гора — уаджет, это как бы оберег. Когда он рисовал этот глаз на предметах, казалось, что они живые. Иногда я добавляю глаза, чтобы одушевить искусство, чтобы казалось, что ты смотришь на работу, а работа смотрит на тебя.

Солнце, луна и звезды — это тема космоса. Тоже одно из моих увлечений — я хотела стать космонавткой и поступить в космологический институт, но поняла, что я всё же художница, потому что искусство со мной всегда было по жизни. Чтобы стать космонавткой, надо хорошо знать физику и точные науки, это для меня сложно, нет к этому таланта. И я подумала, что могу тему космоса перенести в искусство.

— На открытии ты сказала, что выставка в Ельцин Центре представлялась тебе как знак признания. Чувствуешь ли ты, что это признание пришло?

— Думала об этом до открытия. А после открытия как будто бы должно пройти время, чтобы я смогла проанализировать случившееся. Что такое признание? Что это значит, что тебя признали где-то? Надо это понять. По крайней мере, для меня эта выставка важна — важно было сделать её именно на Урале. У меня были выставки за пределами места, где я живу, но на Урале это моя первая большая выставка, и мне очень хотелось её сделать.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.