Выставка «Пугало стояло в центре вспаханного поля» художницы Алисы Горшениной открылась на втором этаже Арт-галереи. Самобытное творчество Алисы Горшениной, также известной под псевдонимом Alice Hualice, базируется на образах из детства и переплетении культур различных народов России в её личной истории. Работу экспозиции сопровождает обширная публичная программа, состоящая из экскурсий, лекций и других мероприятий.
Ознакомиться с выставкой в Арт-галерее Ельцин Центра можно до 28 августа с 10 до 21 часов. Вход — по билету в галерею.
Алиса Горшенина — одна из самых известных уральских художниц в России и за её пределами на данный момент. Персональная выставка в одном из павильонов ВДНХ, участие во 2-й триеннале современного искусства в «Гараже», программах Уральской индустриальной биеннале и в других проектах привлекли широкое внимание к её творчеству. Все работы Алисы — это её отражения. Сама художница описывает такой подход персональным термином «самоискусствление». На выставке «Пугало стояло в центре вспаханного поля» представлены её работы с 2019 года по сегодняшний день, совсем старых произведений здесь нет.
Куратором выставки выступил руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.
По его словам, в искусстве Алисы Горшениной поднимается целый ряд важных и глубоких тем, которые касаются не только уральцев, но и жителей планеты Земля в целом — тех, кто хочет разобраться в том, что их окружает.
— Мы сделали эту выставку очень быстро, но всё происходило органично. Интересно, что оба художника — и Фёдор Телков, и Алиса Горшенина — из Нижнего Тагила. Можно сказать, что проведение их выставок — это наш подарок Нижнему Тагилу на 300-летний юбилей, который отмечается в этом году.
Выступая на церемонии открытия, Алиса Горшенина поделилась с публикой своими переживаниями:
— Три года назад я думала о том, что если у меня будет персональная выставка в Ельцин Центре, значит, меня признали на Урале. Я всегда чувствовала себя здесь немножко инородно, наверное, из-за заниженной самооценки. И вот выставка открылась. Значит ли это, что меня признали? И должно ли это что-то значить? Я не знаю.
Проводя авторскую экскурсию по выставке, Алиса рассказала, что часто обращается к образам, которые рождались у неё в детстве, и к своим собственным чувствам — поэтому её искусство часто плачет.
— В моём искусстве часто присутствуют темы не очень светлые. Я говорю о переживаниях, о том, как бывает плохо. Решила задать такой настрой выставке. Единственное исключение — это шатёр, светлое посвящение моей бабушке, которая воспитывала меня в детстве.
На выставке Алисы Горшениной представлены графика, фотографии и большое количество текстильных объектов — в этой технике она работает с 2015 года.
— Текстиль является для меня самым точным материалом для выражения чувств и эмоций. Сначала я создавала [эти объекты] отдельно от себя, а потом то, что можно надеть. С помощью костюмов и масок, которые я надеваю на себя, я исследую происходящее.
Ещё один повторяющийся мотив в творчестве художницы — серия «Магические наличники».
— Мне очень нравится образ наличника, я давно работаю с этим символом. Серия вдохновлена воспоминаниями о деревне, где я родилась. Когда я была маленькой, заглядывала в окна к другим людям — было интересно узнать, что у них происходит. А ещё резной наличник с цветами и шторами выглядит как готовое произведение — мне хочется забрать его с собой или хотя бы сделать фотографию. Но в этой серии я не воспроизвожу истории, а помещаю в центр важный для меня объект или символ. Например, сердце, на котором на разных языках народов России вышито слово «боль».
Последняя работа тесно переплетена с ещё одним циклом в творчестве Алисы — «Голоса России». По словам художницы, она хочет привлечь внимание к тому, что Россия — многонациональная страна, но языки малых народов постепенно забываются и умирают. Темы разных культур связаны с художницей лично — обнаружив у себя башкирские корни, она сделала цикл «Внучка Тамерлана». А своего рода кульминацией выставки является белое платье, в котором на нескольких языках народов России вышито слово «мир».
По окончании авторской экскурсии художница дала короткое интервью для сайта Ельцин Центра.
— Алиса, как появилось название выставки?
— В марте я гадала с друзьями по книжке — знаете, когда загадываешь страницу и строчку сверху, — и я решила погадать на своё искусство. Потому что было тяжело, и я не знала, какая судьба ждёт меня дальше в сфере искусства. Я открываю книгу, и там фраза: «Пугало стояло в центре вспаханного поля». Мне показалось, что эта фраза [хороша] — сразу же представляется образ, и вместе с ним возникает много ассоциаций. Я тогда подумала, что следующую выставку, которую я открою, если выживу как художник, назову именно так.
— В твоих работах яркий символизм: русские народные мотивы, солнце, луна, звёзды — как будто Алиса хочет куда-то улететь. Можешь рассказать об этих сюжетах подробнее?
— Должна подчеркнуть, что у меня не только русское народное — я работаю с множеством разных культур, которые есть у нас в стране. Очень много разных культур, символов и элементов проникает в моё искусство.
По поводу «улететь» — не знаю, я работаю с множеством персональных символов или образов, и птица — один из них. Часто я себя делаю в образе птицы — например, есть такое символичное видео, когда весной я превращаюсь в птицу. Мне просто нравится образ крыльев, за этим символом много всего можно увидеть.
— А повторяющееся во множестве произведений изображение глаза?
— Тут история из детства. Я веду большой архив своих детских рисунков и нашла в нём белый лист с огромным глазом на нём. Помню историю, как его нарисовала: я болела, мама пришла домой с заданием на дом. По ИЗО была задана свободная тема, и я решила нарисовать глаз.
Это пришло либо из бессознательной детской фантазии, либо из древнеегипетской мифологии, которая мне нравилась в детстве. Там глаз очень важный символ. Мой папа везде рисовал левый глаз бога Гора — уаджет, это как бы оберег. Когда он рисовал этот глаз на предметах, казалось, что они живые. Иногда я добавляю глаза, чтобы одушевить искусство, чтобы казалось, что ты смотришь на работу, а работа смотрит на тебя.
Солнце, луна и звезды — это тема космоса. Тоже одно из моих увлечений — я хотела стать космонавткой и поступить в космологический институт, но поняла, что я всё же художница, потому что искусство со мной всегда было по жизни. Чтобы стать космонавткой, надо хорошо знать физику и точные науки, это для меня сложно, нет к этому таланта. И я подумала, что могу тему космоса перенести в искусство.
— На открытии ты сказала, что выставка в Ельцин Центре представлялась тебе как знак признания. Чувствуешь ли ты, что это признание пришло?
— Думала об этом до открытия. А после открытия как будто бы должно пройти время, чтобы я смогла проанализировать случившееся. Что такое признание? Что это значит, что тебя признали где-то? Надо это понять. По крайней мере, для меня эта выставка важна — важно было сделать её именно на Урале. У меня были выставки за пределами места, где я живу, но на Урале это моя первая большая выставка, и мне очень хотелось её сделать.