Александр Архангельский — о кинематографе застоя

15 мая 2024 г.Михаил Лузин
Александр Архангельский  — о кинематографе застоя

Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и замыслов, которые до сих пор считываются новыми поколениями. «Мимино» и «Вокзал для двоих», «Пять вечеров» и «Проверка на дорогах», «Осенний марафон» и «Сталкер».

Как это стало возможным? Ответ на этот вопрос постарался найти Александр Архангельский — писатель, публицист, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук в шестой лекции авторского цикла «1970-е. Застой в политике: движение в культуре».

Фильмы на полке

Кино — это особое искусство. Компромиссное, потому что слишком дорогое, — начал лектор. — Чем дороже производство, тем легче уговорить творца согласиться с внешними требованиями и тем тяжелее ему получить заказ. Одно дело — заказать книжку и не напечатать её. Заказать кино и не выпустить его — совсем другое, это колоссальные убытки. Тем не менее, таких фильмов было довольно много. Это значит, что система была настороже и не всегда считалась с рациональностью.

Снятые и не вышедшие фильмы были и в сталинское время — например, вторая часть «Ивана Грозного» или «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна. В годы оттепели число запрещённых и «полочных» фильмов заметно снизилось. Режиссёрам по-прежнему было нелегко утверждать сценарии и проходить многочисленные бюрократические инстанции со своими проектами, однако творческая атмосфера, в сравнении со сталинскими временами, заметно поменялась. В брежневскую эпоху практика отправки фильмов на полку набрала силу вновь.

В одном только в 1967 году, предшествовавшему наступлению застоя, были запрещены сразу несколько лент: «Комиссар» Александра Аскольдова, «История Аси Клячиной» Андрея Кончаловского, а также две из трёх новелл киноальманаха «Начало неведомого века»: «Родина электричества» Ларисы Шепитько и «Ангел» Андрея Смирнова. Зрители смогли их увидеть только спустя 20 лет, уже в эпоху перестройки.

Экономика кино

По данным Александра Архангельского, в период застоя выпускались в среднем 130 фильмов в год, но большая их часть до массового зрителя не доходила.

— Кинематограф застоя замечательный, но только в штучном проявлении. Надо было снимать гигантское количество фильмов, чтобы 3-4 в год оказывались более-менее заметными. Плюс в сеть поступало множество иностранных лент, с которыми также приходилось конкурировать, — отметил лектор.

Ещё одно важное ограничение в советском кинематографе носило технический характер. Из 130 фильмов, в среднем снимаемых в год в 1970-80-е, только 59 были цветными. Проблема была в качестве плёнки Шосткинского комбината «Свема».

— Когда вы снимаете сцену на шосткинскую киноплёнку и отсылаете катушку в проявку, может оказаться, что вы зря разбирали декорации, потому что вы не сняли ничего, — поясняет Александр Архангельский. — Если режиссёр блатной или выдающийся, у него будет плёнка ORWO Chrom производства ГДР. Она получше, но тоже не идеальная.

При этом на всю огромную страну насчитывалось только 400 широкоэкранных кинозалов, главным образом в однозальных кинотеатрах, и это накладывало отпечаток на систему отбора фильмов:

— Если у вас большой однозальный кинотеатр, вы какое кино показываете — зрительское или элитарное? — задаётся вопросом эксперт. — Понятно, что вы по определению можете позволить себе не так много элитарного кино, иначе будет провал. А провал означает лишение премий и тому подобные неприятные последствия.

Был ли кинематограф в годы застоя прибыльной отраслью? По словам Александра Архангельского, доход от советской киноиндустрии доходил до миллиарда рублей в год. При этом большинство кинокартин из 130 выходивших ежегодно (в среднем) получали менее 10 миллионов рублей, что не всегда окупало затраты на их производство. А прибыль, даже если она оставалась, уходила на «затыкание» других дыр — например, работу телевидения, которое было тотально убыточным.

«Массовизация» советского кино

Отдельные режиссёры решились на эксперимент по введению хозрасчёта — схемы, при которой художник несёт ответственность за всё производство, но при этом может заказывать студию вне очереди или покупать дефицитную немецкую плёнку. Привело это к жалобам со стороны менее успешных коллег и ещё большему «закручиванию крана» государственных дотаций.

Как результат, вся отрасль к концу периода стала чувствовать себя «не очень». Но по пути от чистой идеологической функции 1930-х к экономической функции 1960-х и к её утрате в 1970-е советское кино научилось разговаривать с огромными аудиториями — и это его главное достижение в эпоху застоя. Такой же способностью до того обладал лишь американский кинематограф.

— Есть странная связь между экономикой, политикой и художественным образом. Если я, как художник, работаю с огромными кинозалами и не могу работать с маленькими, я должен встать на путь массовизации искусства. Но такой массовизации, которая позволяет говорить о глубоких вещах, причём со всеми сразу. Фильмы «Пираты XX века» Бориса Дурова или «Экипаж» Александра Митты, одни из самых кассовых в истории советского кино, были предназначены для «широких народных масс». Но на них ходила и интеллигенция, потому что интеллигенты — нормальные люди, им тоже надо иногда отдыхать, а не только думать над судьбами Родины, — привёл пример лектор.

Появление телефильмов и телесериалов

В годы застоя также появляется кино, предназначенное не для большого экрана, а для телевидения. Оно было дешевле в производстве, поэтому позволяло художникам чувствовать себя менее стеснёнными экономическими и идеологическими рамками и давало возможность высказаться.

Самый знаменитый советский телесериал, или, как тогда говорили, многосерийный художественный фильм — «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Это тоже «для всех» — чекистов, милиционеров, рабочих, инженеров, интеллигенции, диссидентов. Лента задумывалась как кино о победе над гитлеровской Германией, о доблестной работе советской разведки и о неизвестных героях среди нас. В реальности получилось про политическую борьбу, закулисные интриги внутри закрытой системы и о том, что будущее, может быть, находится внутри ужасного настоящего.

— Мы сочувствуем, разумеется, Штирлицу, но остальные герои не могут быть одинаково безобразными, тем более, что фильм длинный. Нам, как сценаристам, приходится делать обаятельным Бормана. Он отрицательный персонаж, идеологический враг, вне всякого сомнения. Но по-человечески, если вы зовёте играть эту роль Юрия Визбора, одного из главных бардов, вы по определению делаете его объёмным, — комментирует Александр Архангельский.

По его словам, в кино должны содержаться ответы на примитивные вопросы: «Ты с кем? Ты за кого? Ты против кого?», иначе невозможно выстроить картинку. В «Семнадцати мгновениях весны», помимо Штирлица, есть те, кто перешёл на «правильную» сторону — например, профессор Плейшнер. Но есть и обаятельный негодяй Мюллер в исполнении всенародно любимого Леонида Броневого.

— Мы снимаем противоречивое кино, хотя оно задумано и предъявлено как простое. Плоская схема «хороший разведчик, плохие немцы» превращается в многослойную, романизированную историю, удерживающую внимание огромной аудитории.

Ещё один знаковый телесериал эпохи — «Место встречи изменить нельзя». Он в большей степени ориентирован на мужскую аудиторию, и в нём также поднимаются важные гуманистические вопросы: допустимости или недопустимости насилия, возможности прибегнуть к беззаконию ради победы закона. «Через призму простой человеческой истории поднимаются важнейшие философские проблемы», — комментирует Александр Архангельский.

Элитарные и массовые режиссёры

— Кинематограф, который умеет работать с огромными аудиториями, в качестве подпитки имеет элитарное производство, — отметил лектор. — В такой ситуации неминуемо должны появиться художники, ставящие вопросы об экзистенции — о самой сути человеческого существования.

Среди таких режиссёров Александр Архангельский назвал Андрея Тарковского, про которого было уже немало сказано в Ельцин Центре, представителя «национального кинематографа» Сергея Параджанова, а также Василия Шукшина. По словам лектора, Шукшин стал автором двух, наверное главных, фильмов 1970-х. Это «Печки-лавочки» и «Калина красная». Герой последнего — вор, победивший в себе все воровское. И у него остаётся только один вариант — машина, несущаяся в катастрофу, просто потому что внутри этой жизни ему некуда вписаться.

— Его воровское начало связано с его русским народным началом? Да. Его советское благовоспитанное начало сильнее, чем его русская природа? Нет. Как этот фильм вышел? Не спрашивайте, я не знаю. Общие гуманистические ценности, наверное, были защитой от нападок, и конечно, сыграл свою роль гений Шукшина. Бывают эпохи, когда гениальность художника является последним доводом в споре о том, разрешать или не разрешать. Гению можно, а таланту нельзя. Так же можно ответить на вопрос о том, почему его сокурсника Андрея Тарковского терпели и позволяли ему снимать, — комментирует Александр Архангельский.

На другом полюсе советского кино находится Эльдар Рязанов — режиссёр, который действительно умел разговаривать с многомиллионной аудиторией про важные вещи. По словам лектора, в случае Рязанова советская цензура была благом — как всякий массовый режиссёр, он был склонен снимать «разлюли-малину», но ему не давали. И, когда цензура кончилась, он «провалился» одним из первых.

По мнению Александра Архангельского, фильмы Рязанова посвящены главным образом сентиментальным вопросам человеческого существования. Например, в фильме «Берегись автомобиля!» режиссёр ставит тот же вопрос, что и Шукшин: может ли вор, нарушая все правила, продавая машины другим ворам и отдавая детям вырученные деньги, оставаться положительным персонажем? «Он, конечно, виноват… но он не виноват!», — отвечает на этот вопрос персонаж Олега Ефремова в финальной сцене суда. И какой бы фильм Рязанова мы не взяли, это фильм про человека, общество, любовь и надежду. Это вроде бы банальности, но оказывающиеся чрезвычайно важными. Эльдар Рязанов снимает про реальных людей в реальных человеческих обстоятельствах, а не про отвлечённое философствование. У него даже Никита Михалков играет отрицательных персонажей так, как будто они положительные: в них что-то все равно пробуждается.

Именно Рязанов снял главный телевизионный фильм СССР — «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». По словам Александра Архангельского, лента срежиссирована по американской модели рождественской сказки. Адаптированная под советскую действительность и Новый год, она не перестаёт быть таковой: это счастливый случай вопреки чудовищным историческим обстоятельствам.

— История устроена закономерно, а человеческая жизнь — случайно. И эта случайность божественна, хотя сам режиссёр в бога не очень верит. Эта история соединяет два великих кинематографа, советский и американский. Правда, в тень убирается вопрос о том, что счастье куплено ценой чужого несчастья, что немножко не вписывается в американскую модель. Это такой нечистый хеппи-энд, но тем не менее, фильм выдающийся, — комментирует лектор.

Надрыв как метасюжет советского кино

Можем ли мы чем-то объединить разные подходы к созданию фильмов, которые называются одной фразой: «советский кинематограф застойной поры»? Что общего между Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, Эльдаром Рязановым, Леонидом Гайдаем, Василием Шукшиным и многими другими кинематографистами?

Отвечая на эти вопросы, Александр Архангельский процитировал статью Игоря Гулина «Линия надрыва» в газете «Коммерсантъ». По мнению публициста, именно надрыв является «общим местом» в сюжетах позднесоветского кинематографа.

— Лучшие фильмы застоя — про то, как человек не может выйти из своей инфантильности, а если выходит, то через надрыв. Он либо, как Михаил Васильевич в «Неоконченной пьесе для механического пианино», бросается с обрыва в воду, но воды в реке по колено, либо прячется от любовницы и от жены, будучи не в силах принять решение, как герой Олега Басилашвили в «Осеннем марафоне», — сказал Александр Архангельский. — Наступает ступор, из этого ступора выход через надрыв. Надрыв короткий: поплакали, покричали, потопали ногами и вернулись в ту ситуацию, из которой не нашли выхода.

В амплуа «слабого мужчины» оказываются самые разнообразные персонажи: герои Олега Янковского в «Полётах во сне и наяву» Романа Балаяна, Олега Даля в «Отпуске в сентябре» Виталия Мельникова, Андрея Миронова в «Фантазиях Фарятьева» Ильи Авербаха. Редко, но даже женщина, которая в советском кинематографе более волевая, тоже способна на безвольное поведение. Примеры — Елена Соловей как типаж 70-х годов, Ирина Купченко в «Странной женщине».

— Какую картинку создаёт позднесоветский кинематограф? Мир находится в стадии стабильности, и эта стабильность ужасна, — подытоживает Александр Архангельский. — Из неё нет выхода, двери все заперты, ключи выброшены. Внутри этого замкнутого пространства человек бегает сам от себя и находит выход через любовные приключения, которые тоже ни к чему не ведут. Преодолеть тупик можно только взрывом эмоций, но он рассосётся, и мы вновь окажемся заперты.

Лектор отметил, что эта проблематика была характерна не для «широких народных масс», а для интеллигенции. А значит, интеллигенция через кинематограф смогла свою сентиментальную повестку навязать всей стране. Закончилось это совсем не хорошо: в 1986 году после V съезда кинематографистов СССР были сняты табу на все темы, которые не могли поднимать режиссёры до этого: сексуальная жизнь, эмиграция как допустимая стратегия, бытовая жестокость, организованная преступность, подростковые субкультуры и так далее. Снимаются «Маленькая Вера», «Астенический синдром», на экране персонажи орут друг на друга, и надрыв в кинематографе сменяется настоящей истерикой.

12 июня состоится седьмая лекция авторского цикла Александра Архангельского «1970-е. Застой в политике: движение в культуре» — «Звучание застоя: что слушали в позднем Советском Союзе?».

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.