На музыкальной площадке CENTER Club в Ельцин Центре 16 февраля состоялся творческий вечер телерадиоведущего, путешественника, писателя Алекса Дубаса. Вместе с музыкантом Александром Гагариным Алекс рассказал, как собирались истории для его второй книги «Моменты счастья».
Радиоведущий прочел со сцены трогательные, смешные и поучительные истории о том, как и отчего становятся счастливыми наши современники. Он много путешествует, и у такого человека всегда интересно спросить, что он думает о твоем городе. Дубас не первый раз в Екатеринбурге и уже сравнивал его с Берлином Вима Вендерса (фильм «Небо над Берлином» – ред.)
Ему можно позавидовать: он плавал, или правильнее, ходил на знаменитом научно-исследовательском парусном судне «Крузенштерн». Говорит, что путешествия для него – что-то вроде медитаций, или ретрита. Одновременно познание мира. Таким образом пополняется багаж его мироощущений.
Любимые города – Стамбул, Тбилиси, Эдинбург. Но это вчера, а завтра все может поменяться. Про себя он говорит: «Я морской человек – люблю море и все, что связано с ним. У меня только бушлатов штук пятнадцать, а тельняшек и вовсе сорок».
Свои 90-е он провел в море и поэтому плохо ориентируется в том, что происходило в столичных городах. Потом Советский Союз распался, и Дубас оказался иностранцем.
Вообще-то он родился и вырос в Куйбышеве. В девятом классе переехал в Ригу. Играл в самодеятельном театре. Год отслужил на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» водолазом. Провел под водой в совокупности три с половиной месяца, после чего, не прерывая службы, поступил в военное училище во Львове и стал военным журналистом.
Сегодня на «Серебряном дожде» Алекс Дубас ведет программу «Что-то хорошее», название для которой придумал Евгений Гришковец. Снимает фильмы для телеканала «Моя планета». На телеканале «Культура» ведет программу «Наблюдатель». Также является постоянным участником ток-шоу «Правила жизни».
Послушать столь разностороннего человека собрался полный зал.
Ведущие екатеринбургской студии «Серебряного дождя» зачитывали пока неопубликованные, но уже рассказанные в эфире радиослушателями истории про счастье.
Алекс читал истории про счастье звезд театра, кино и телевидения. Показывал коротенькие видеоролики, в которых Виктор Сухоруков, Николай Цискаридзе и другие делятся воспоминаниями о кратких, совсем не звездных моментах счастья.
Алекс Дубас посетил Музей Бориса Ельцина и поделился своими впечатлениями.
– Это правда лучший музей нашей страны. До сих пор я считал лучшим Еврейский музей и Центр толерантности в Москве. Очевидно, что эти музеи делала одна команда, но Музей Ельцина масштабнее, шире, круче. Он еще и про 90-е, а это мои годы. Тут и радость, и боль узнавания. Киоск, который стоит в одном из залов – он мне знаком. Вся эта история про меня. Совершенно потрясающий финал – пустой президентский кабинет, дымящаяся чашка чая, пиджак наброшен на кресло, а человека нет. Мы смотрим его последнее обращение к народу.
Меня зацепил оранжевый свитер «Hugo Boss», который Борис Немцов подарил Ельцину с пожеланием того, чтобы было больше солнечных дней. Это не может не трогать. Замечательный московский троллейбус. В общем, чудеснейший музей. Я впечатлен.
– Вы сказали, что 90-е — это ваши годы. Чем вы занимались?
– Хороший вопрос. Я был молод. Мои 90-е сильно отличались от того, что переживали мои друзья или некоторые из моих сегодняшних коллег. Эти годы я провел в Латвии. Когда наши страны разошлись, Латвия начала свой путь в Европу. Я работал диджеем на пароме Рига-Стокгольм. Парковал на пароме велосипед. Играл музыку. Потом гонял по Стокгольму на велике и возвращался назад. До меня доносились какие-то известия. Я понимал, что происходит. Для меня 90-е – это «Брат» и «Брат-2». Но недавно кое-что произошло: в прошлом году я впервые посмотрел фильм «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Он был мне совершенно не знаком и показался очень слабым. Поделился этим с друзьями. На что мне несколько незнакомых между собой людей сердито сказали: «Ты ничего не понимаешь! Это же фильм нашей молодости». Вдруг понял, насколько я вне контекста. До меня доходили журналы «ОМ» и «Птюч». Я читал их. В Москву наезжал крайне редко. Меня, может, и взяли на радио потому, что я был отстранен от российской действительности, такой немножко Урмас Отт. Однако все посылы Ельцин Центра мне абсолютно понятны. Помню митинги и пустые полки с консервами, хотя история Бориса Николаевича была для меня историей из новостей.
– Как эксперт по счастью, можете сказать, где живут самые счастливые люди, и какое место на земле произвело на вас самое сильное впечатление?
– Самое сильное впечатление ушедшего 2018 года, – а я был в Японии, Исландии, Марокко, – это все-таки Кольский полуостров. Это какая-то невероятная сказка. Счастье! Люди, которые там живут в условиях, непригодных для жизни, и их, конечно, мало, но они удивительные, настоящие, гостеприимные. Они были искренне рады нашему приезду, уделяли много внимания, оберегали и поддерживали. Между нами происходили интересные и важные разговоры. Любопытен сам их образ мысли. И, к счастью, они очень далеки от наших реалий, от того, на что мы с вами тратим свою жизнь.