В Ельцин Центре возобновил свою работу клуб «Мои 90-е». Первое после длительного перерыва, связанного с пандемией, заседание клуба, традиционно проходящее в музейном троллейбусе, было посвящено презентации книги журналиста Натальи Паэгле «Жребий».
Встреча прошла в рамках одиннадцатой ежегодной акции «Библионочь». Ельцин Центр, как и многие культурные центры, библиотеки, книжные магазины и литературные музеи страны к 28 мая подготовил специальную программу для горожан и гостей города. В неё вошли лекции и показы фильмов, тематические экскурсии, презентация книги Натальи Паэгле и встреча с писательницей Майей Кучерской.
Наталья Паэгле — победительница конкурса авторских экскурсий «90-е на мой взгляд», объявленного Музеем Бориса Ельцина. Она лично представила сборник рассказов «Жребий», в котором рассказывает о собственном опыте проживания 90-х в России и Казахстане. Присутствующим автор призналась, что только недавно нашла в себе силы подытожить свои 90-е. Спустя почти четверть века разрозненные воспоминания сложились в единую картину. Она и раньше садилась за написание, но эмоционально не справлялась с материалом. Поездка на родину, в Казахстан, и встреча с одноклассниками, их личные истории подтолкнули взяться за книгу.
Наталья Паэгле окончила факультет журналистики УрГУ (ныне УрФУ). По распределению оказалась на севере Свердловской области, в небольшом городе Карпинске. Работала в газете, пресс-службах производственных предприятий. Член Союза журналистов России и Союза писателей России. Лауреат нескольких литературных и публицистических премий, победитель конкурса Совета межнациональных отношений при президенте РФ.
На встречу пришли не только завсегдатаи клуба, но также друзья и даже герои рассказов Натальи. Впрочем, героями ощутили себя многие. Они говорили друг другу: «Этот рассказ как будто про меня!» или «У нас всё было точно так же!».
Встречу провела бессменная ведущая клуба, руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Марина Соколовская. Первый вопрос, который она задала автору: как создавалась книга?
Наталья рассказала, что помогли дневниковые записи, которые она вела в 90-е: «Все двадцать лет!» Книга была выношена двадцатью годами личной истории, подчеркнула Наталья, многие сюжеты она описывала непосредственно в 90-е годы в толстой бухгалтерской книге, что-то дописывала позже, уже переосмыслив происходящее. В этом у неё была насущная потребность как у человека пишущего, неравнодушного, ярко, эмоционально, воспринимающего реальность. Наталье казалось, что про 90-е написано немного. Они мало изучены. Их несправедливо меряют одной мрачной линейкой. И она благодарна музею и Ельцин Центру, что здесь изучают, анализируют и говорят об эпохе 90-х. Своих друзей из Москвы, Новосибирска, Казахстана она обязательно приводит сюда. И вместе они застревают в зале Беловежских соглашений, где документально, последовательно рассказывается о том, как обретали независимость бывшие республики Советского Союза, и в том числе Казахстан.
Главные героини в сборнике рассказов «Жребий» — это сильные женщины, которые в непростых обстоятельствах берут основные тяготы существования на себя. Об этом следующий вопрос.
Наталья пояснила, что она и хотела бы, чтобы всё было по-другому, но её личный опыт говорит об обратном. В 90-е она, молодой специалист, оказалась в Карпинске (в одном из рассказов он фигурирует как Кременск — ред.) — маленьком провинциальном городе, где годами не платили зарплату и людям как-то приходилось выживать. Мужчины ломались, начинали пить, а женщинам, на которых лежала ответственность за всю семью, приходилось брать всё в свои руки, кормить и воспитывать детей.
— Я знаю истории, когда женщины сами падали от голода в обморок, но последний кусок отдавали мужьям и детям. Иногда думаю: как же мы выжили, как сумели всё это преодолеть? И, обсуждая с друзьями-одноклассниками эту тему, пришли к выводу, что именно молодость помогла нам выстоять.
Люди особенно тяжело переживали утрату статуса. Просто не было выбора, рассказывает Наталья, и женщины ради выживания семьи не задумываясь уходили из науки, образования, медицины в челноки и спекулянты. Тогда это не воспринималось как обретение новых возможностей. В 90-е все граждане вдруг стали спекулянтами. И лишь потом это стало называться предпринимательством. У кого-то даже открылись недюжинные способности к этому.
Марину Соколовскую привлёк герой одного рассказа — дальнобойщик, благодаря которому читатель узнаёт, как переживали 90-е на всём постсоветском пространстве.
— Когда вы разговаривали с будущим героем вашего рассказа, пытались ли вы найти различия в том, что происходило в республиках, или наоборот, искали нечто общее? — поинтересовалась она у автора.
Наталья рассказала, что не ставила для себя такой задачи, но, общаясь с одноклассниками, выслушивая их истории, понимала, что по-человечески они очень похожи независимо от того, в какой республике это происходило. Даже бандитизм оказался явлением интернациональным. Изучая экспозицию в зале Беловежских соглашений, они ещё и ещё раз задавали себе вопрос: почему вся страна проголосовала за Союз, а он тем не менее распался? Годы после распада СССР друзья воспринимают как очень тяжёлые, болезненные. Люди, утратившие всякие социальные гарантии, не понимали, что будет с ними завтра.
Читатели обсудили рассказы, которые им понравились больше других. Рассказ «Звезда ты моя сумасшедшая» про молодую журналистку Луговую, оказавшуюся наедине с суровой действительностью, можно назвать наиболее автобиографичным. Присутствующие согласились, что время 90-х назначало новых героев. Люди, некогда бывшие успешными, растерялись. А тех, кто ничем не выделялся в прежней жизни, наоборот, вынесло на гребень волны.
Марина Соколовская прочла отрывок из рассказа. Он вполне документален, но есть в нём и художественный вымысел. Две эпохи столкнулись в одной редакции. Для одних Ленин был навсегда, а перемены — явлением временным. Они верили, что закончится перестройка и всё вернётся на круги своя. Молодёжь, наоборот, верила, что перемены навсегда, они необратимы и старое уже не вернётся. Прочитанный эпизод касался альтернативных выборов, к которым жители уральской глубинки оказались не готовы.
Директор музея Олег Лутохин попросил Наталью, ориентируясь на её авторскую экскурсию, рассказать, когда она поняла, что «уже можно» думать по-другому, говорить по-другому и жить по-другому. Наталья ответила: она была так воспитана, что никогда не понимала, почему «нельзя» по-другому. Она рассказала, как неформальное движение захватило маленький город. Он бурлил, жил своей жизнью, и была во всём этом такая сила и такая энергия, что даже партийное начальство не решалось этот «разгул свободы» остановить. Кстати, Наталья обозначила, что они ориентировались на Ельцина, поддерживали его, ссылались на него и гордились тем, что Борис Николаевич их земляк.
Марина Соколовская зачитала места, где автор сборника описывает уральский народ — тонко, метко, иронично.
Наталья Паэгле убеждена, что корни многих сегодняшних проблем и явлений укрыты в том времени. Ей бы очень хотелось, чтобы, читая книгу, люди начали задумываться о том времени, о судьбах целого поколения, которое приняло на себя все тяготы перемен и сохранило страну.
Наталья передала экземпляр книги в Архив Ельцин Центра.