«Сечение»
Выставка «Сечение» – вторая часть межрегионального проекта «По обе стороны Уральских гор», подготовленного совместно с Музеем современного искусства PERMM. Обменный проект приурочен к празднованию 300-летия Екатеринбурга и Перми, его задача – представить зрителю современную художественную сцену Урала. Первая часть – выставка, собранная в Екатеринбурге, открылась этим летом в музее PERMM (г. Пермь). Теперь выставку пермских художников можно увидеть в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге.
Куратор выставки «Сечение» Пётр Белый:
«Название выставки, с одной стороны, обозначает муку, с другой – отсылает к идее золотого сечения – формуле идеальных пропорций. Сами залы галереи, имеющие форму полукружий, напоминают фрагмент классической спирали Фибоначчи. Говоря о пытке, муке, средневековом наказании, мы размышляем о бытии художника страдающего и, одновременно, устремлённого в будущее визионера.
Структура выставки, тёмный этаж и светлый этаж, тоже отчасти носит символический характер, подчёркивающий борьбу двух начал, добра и зла. Загадочное, переливчатое, мистическое присутствует на Урале в большей степени, чем в столицах. Идущее из древнего сумрака, шаманическое – переговоры с грибами и насекомыми, сочетается с идеей эскапизма, тихим протестом против рутины, внутренней свободой. Художник здесь существует как антитело и в то же время как неотъемлемая часть окружающего мира, дерево или река, обязательный элемент пейзажа. Инаковость, непохожесть, становится основным объединяющим свойством новой пермской волны. Другой, во всех смыслах, и есть главный герой выставки».
Участниками выставки стали девять пермских авторов, каждый из которых создает свою историю – о бесконечной попытке поиска гармонии на фоне тотального хаоса и о собственном способе быть художником. Экспозиция начинается с копии квартиры Ивана Лукиных, чьи работы часто изображают вид из окон этой квартиры. Художник-наблюдатель смотрит на реальность, стремясь привести её к гармонии. Alena Petite и Оксана Кальченко исследуют телесное, обыденное и одновременно древнее, архаическое. Работы Вадима Михайлова в технике сграффито, пугающие и в то же время манящие, создают ощущение скрежета ногтей по наждачной бумаге или стеклу. Белые экраны Елены Слобцевой передают впечатление от цифровой белизны, где личное исчезает, сжимается до размеров мерцающей точки. Медитативность практик Петра Стабровского, отражение и свет, как бы замещают материальное, и одновременно рассказывают об их бесконечности в отражениях. Сергей Деникинн создаёт работы, построенные на вглядывании в явления света, поглощённого тьмой – негромкий разговор, помноженный на почти муравьиный труд художника, находящего «в труде счастье своё». Художественные практики Гришаева – это напротив, не только собственное творчество, но и педагогическая деятельность, в ходе которой практики взаимодействия выявляют способы коллективного понимания. Edward Benkendorff, в отличии от большинства авторов, не рассказывает о травме, а смотрит наружу, создавая ироническую модель общества, где в роли другого выступает страна грибов.
Выставка «Сечение» демонстрирует грубую фактуру глубинного бытия, характерную для новой пермской волны, рассказ о вечной неустроенности чудотворца.
Соорганизаторы выставки – пермский Музей современного искусства PERMM и Ельцин Центр в Екатеринбурге – две крупные уральские культурные институции, которые плодотворно сотрудничают и реализуют обменные проекты с момента открытия Ельцин Центра в 2015 году. Проект «По обе стороны Уральских гор» стал самым масштабным результатом этого сотрудничества и культурного обмена.
- Продюсеры проекта: Наиля Аллахвердиева, Илья Шипиловских.
- Куратор выставки: Пётр Белый
- Участники выставки: Edward Benkendorff, Илья Гришаев, Сергей Деникин, Оксана Кальченко, Иван Лукиных, Вадим Михайлов, Alena Petite, Елена Слобцева, Пётр Стабровский
18 августа – 29 октября
Вторник – воскресенье
10.00 – 21.00
Арт-галерея
По билету в Арт-галерею
16+
Обращаем внимание, что один из залов выставки имеет возрастной ценз 18+. Для его посещения понадобится паспорт.
На фото: фрагмент работы В. Михайлова «Большой исход»